Люблю. Жду. Лена. СССР, 1983. Режиссер и сенарист Сергей Никоненко (по мотивам повести В. Деткова «Три слова»). Актеры: Ольга Битюкова, Александр Новиков, Юлиана Бугаева, Анатолий Ромашин, Лев Прыгунов, Зинаида Кириенко, Фёдор Валиков, Сергей Никоненко, Екатерина Васильеваи др. 14,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
«Кто же она, эта Лена, кого она любит и ждет?». Так, пожалуй, подумает зритель, которого заинтересовало название мелодрамы Сергея Никоненко. Но авторы фильма вовсе не спешат представить нам эту Лену, а, наоборот, умышленно отодвигают эту возможность. Сначала нам показывают крепких мужиков, которые сбежали от своих любимых (!!!) женщин в тайгу. А потом возлюбленный Лены, которому, по-видимому, нечего ей сказать, посылает к ней вместо себя молодого геолога...
Конечно, у мелодраматического жанра есть свои законы, право на камерность сюжета и ситуацию любовного треугольника. Однако и от мелодрамы мы вправе ждать неординарных характеров, подлинных, а не высосанных из пальца конфликтов. Между тем в фильме Сергея Никоненко «Люблю. Жду. Лена» актеры скованно пытаются оживить шаблонные схемы. Решающие поступки получают на экране смехотворные объяснения. Нас все время пытаются убедить, что это и есть реальная жизнь. Но поверить трудно — мешают и блеклые, невыразительные герои, и бедность мысли, сводящейся к прописным истинам, и вымученно-слащавый финал...
Александр Федоров
Любовники декабря. Казахстан, 1992. Режиссер Калыкбек Салыков. Сценаристы: Калыкбек Салыков, Марина Дроздова, Александр Киселев. Актеры: Вячеслав Баранов, Юлия Тархова, Виталий Петров, Райхан Айткожанова, Людмила Дмитриева, Людмила Иванова и др.
На мой взгляд, «Любовники декабря» могут служить хорошей иллюстрацией претенциозности режиссерской манеры. Сценарий фильма, хоть и написан «насмотренными» кинокритиками Александром Киселевым и Мариной Дроздовой, грешит сюжетными штампами. Выбор актеров, исполняющих в картине роли любовников, попавших в смертельные клещи диктаторского режима, думается, не отвечает принципам психофизиологической совместимости. Отсюда не удивительно, что эротические сцены сняты на редкость невыразительно.
Помимо всего прочего, «Любовники декабря» невыносимо скучны. До той степени, что во время сеанса не раз возникает желание побыстрее выйти из зала. Я, правда, остался до финала картины, чего, как профессионал, никак не могу посоветовать своим читателям...
Александр Федоров