2ТЭ116 — знакомый многим с детства тепловоз. Между собой железнодорожники называли его Фантомасом, вероятно, за грозный необычный вид. Ещё одно прозвище — Боинг — было получено локомотивом за узнаваемый самолётный свист при движении.
Работы над созданием тепловоза начались в 1970 году в рамках «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы». Предполагалось освоение выпуска двухсекционных грузовых магистральных тепловозов мощностью 8000 лошадиных сил. Уже в марте 1971 года на рельсы был выпущен первый образец мощностью 6120 лошадиных сил. При проектировании этого локомотива многие конструкторские решения были взяты у ТЭ109.
Тепловоз 2ТЭ116 состоит из двух одинаковых секций, управляемых с любого поста. Лобовое стекло локомотива наклонено вниз — это помогает избегать бликов от солнца, а ночью не отвлекаться на отражение подсветки приборов. Зимой отрицательный наклон способствует борьбе с наледью.
За 36 лет было выпущено 1745 секций, многие из них успешно курсируют по России и странам СНГ и сегодня.
С 2007 года у тепловоза появился усовершенствованная версия — 2ТЭ116У. У локомотива увеличена мощность (7208 л.с.), а в кабине машиниста — кондиционер и микропроцессорная система управления.
У этой серии были и другие модификации:
• 2ТЭ116Г – выпущенный в 1988 году тепловоз, который мог работать на газу.
• ДТ116 — дизель-поезд на базе 2ТЭ116.
• 3ТЭ116У — трёхсекционный вариант с промежуточной секцией.
• 2ТЭ116УМ — спроектированный тепловоз для работы в условиях высокогорья и большой запыленности. Эти локомотивы с трехступенчатой системой очистки воздуха были созданы для дорог Монголии.
...и другие модификации.
Узнаёте этот тепловоз? Как вы думаете, похож ли он на Фантомаса?