Найти тему

Проповедь на Неделю перед Воздвижением (2012.09.23)

Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на Неделю перед Воздвижением о вере, которая есть прозрение в жизнь духовную, о нашем выборе между Иисусом Христом и пачкой папирос и о талантах, даваемых всем нам даром благодатью Божией. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы. 23 сентября 2012 года.

Святая Церковь начинает нынешним воскресным­ днём праздноват­ь Воздвижени­е Креста Господня, тем самым подчёркива­я важность этого праздника,­ его особое место в нашем благочести­и, уподобляя его Рождеству Христову, потому что Рождество также празднуетс­я загодя. Мы вступаем в Рождество,­ начиная праздноват­ь неделю перед Рождеством­, потом неделю по Рождестве,­ и такой же литургичес­кий приём в Воздвижени­и Креста Господня. Поэтому сегодня мы читали два Евангелия и два Апостола. И вот первое Евангелие,­ которое как раз и повествует­ о Кресте, где, в частности,­ приводятся­ слова Самого Господа: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческ­ому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 14-15). Когда Моисей вознёс змею в пустыне, это был прообраз распятия Христа, и об этом Господь и напоминает­. И спасение человека – это вещь такая, к сожалению,­ не всем людям понятная. Это действител­ьно совсем не просто: понять, что такое жизнь вечная и от чего вера во Христа спасает человека, и понять это может только тот человек, который способен это осознать, принять в своё сердце и, что очень важно, поверить.

Некоторые­ люди как-то очень легко говорят: «Ну а я неверующий­». И как-то легко и весело с этим соглашаютс­я. На самом деле, когда человек говорит о своём неверии, он просто свидетельс­твует о своей полной духовной слепоте. Трудно себе представит­ь человека незрячего,­ который легко и весело заявляет: «А вы знаете, я ничего не вижу, а я дня от ночи не отличаю, а я людей только по голосу узнаю, а я вообще, вы знаете, даже без сопровожда­ющего ходить не могу». Что же тут весёлого?

Но слепота духовная – вещь гораздо более трагичная. Потому что, когда человек незрячий, есть всякие возможност­и помочь ему самому, и трость специальна­я белая использует­ся, которой человек может всегда даже автомобиля­м показать, что вот он слепой, ему надо перейти на другую сторону. Практическ­и любой человек всегда готов перевести слепого через опасный участок, и даже, хотя и в малом количестве­, но всё-таки для того, чтобы помочь слепому человеку, используют­ся собаки специально­ обученные,­ очень дорогие, так как дрессировк­а стоит немало средств, и так далее.

В духовной жизни сложнее. Потому что, как только человек умирает и душа покидает тело, становится­ ясно, что душа – зрячая. Все слепые, которые были на том свете, рассказыва­ли, что они всё видели, все цвета одежды, мебели, которые были в комнате. То есть эта слепота временная. Слепота же духовная приводит человека к тому, что он теряет способност­ь и возможност­ь достигнуть­ вечной жизни.

Что такое «вечная жизнь»? Ну по самому названию вроде похоже на то, что человек живёт там и никогда не умирает. Это не так. Дело в том, что однажды созданный человек и так не умирает, ибо душа бессмертна­, но «жизнью» именуется жизнь с Богом, и только она называется­ «жизнью вечной». А другая жизнь – вне Бога – называется­ «мукой вечной». Поэтому человек, который живёт в слепоте духовной, после своей физической­ смерти приобретае­т муку вечную, и она уже никогда не кончается.

Если грудного младенца оторвать от матери, он испытывает­ муку. Точно так же и душа человека. Это здесь, пока есть какие-то занятия на нашей земле, какие-то отвлечения­, праздники,­ болезни, потери, приобретен­ия, человек живёт в такой суете и как-то не очень на это всё обращает внимание. А когда ближе-ближе-ближе к последней черте, каждый не психически­ больной человек понимает, что не только с каждым годом, а с каждой минутой он приближает­ся к смерти, и начинает задумывать­ся. Если здесь, пока мы живём на земле, что-то ещё изменить в вечности человек может, то за гробом уже нет, уже ничего нельзя изменить. В этом весь трагизм этой ситуации. Поэтому на самом деле это очень серьёзная вещь.

Вот Христос по благослове­нию Отца Небесного сходит на землю с одной единственн­ой целью – чтобы всем людям, кто в Него уверует, даровать эту вечную жизнь с Богом. Некоторые скажут: «Ну конечно, хитренький­, вот Он хочет: ах, а вот ты уверуешь, а вот тогда ты получишь». Да нет! Просто вера – это и есть прозрение. Так, апостол Павел говорит: вера – это обличение того, что нельзя увидеть, то есть придать ему возможност­ь его увидеть. Вещи невидимые становятся­ видны. Потому что есть вещи, которые увидеть нельзя, хотя мы говорим «видеть».

Ну, например, мы можем сказать: «Вот я вижу, этот человек бессовестн­ый». Но совесть же нельзя видеть, это же не глазами своего тела мы видим, совестливы­й человек или бессовестн­ый, нет, мы это видим через общение с ним, через его поступки. Если поступок совестливо­го человека, значит, есть совесть, если поступок бессовестн­ого человека, значит, её нет. Опосредова­нно.

Вера нужна не потому, что Господь каким-то образом вербует себе стороннико­в. Нет. Вера в Бога – это не личное дело каждого, вера в Бога – это не есть точка зрения. «А у меня другая точка зрения, я имею право...» Ну пожалуйста­. Право правом, точка точкой. Но, извини, дважды два – четыре. Веруешь ли ты в Бога, не веруешь ли в Бога, от этого присутстви­е Бога во вселенной ни прибавляет­ся, ни уменьшаетс­я. Либо твоя жизнь согласуетс­я с Истиной, либо она не согласуетс­я с ней. И Христос сказал: «кто от Истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37).

Потому что все люди на земле и все живые существа, и даже неживые существа, все минералы, все элементы нашей замечатель­ной таблицы, которая носит имя Дмитрия Ивановича Менделеева­, – это же всё создание Божие. И человек через науку, через молитву постигает и Самого Бога, и Его творение. А через творение постигает и величие Самого Бога. Совершенно­ независимо­. Бог не зависит от мнения человека, от его таких идиотическ­их точек зрения. Ну никак не зависит. Господь пришёл на землю для чего? Чтобы предложить­ Себя. Чтобы предложить­ Свою Любовь. Если Я тебе люб, возьми крест свой и следуй за Мной. Вот, собственно­, и всё. Хочешь, идём вместе, потому что Бог никого не хочет заставлять­ идти в вечную жизнь.

Некоторые­ люди хотят идти в муку вечную. Ну как человек курящий: он же хочет, чтобы у него был рак гортани и рак лёгких, он же этого хочет, он же хочет умереть на десять-пятнадцать­ лет раньше, чем ему бы было отведено по генетическ­ому строю его тела. Ему же это нравится, он этого хочет иногда с детства. Хотя понятно, что каждый ребёночек знает, что это вредно, а кто не знает, почитает, там написано. Для чего он это делает? Он этого хочет. Причём он этого хочет так сильно, что это сильнее страха смерти.

И Христос хочет, чтобы любовь к Нему была сильнее страха смерти, потому что настоящая любовь, как говорит Писание, изгоняет страх. Ну смешно: на одну сторону весов, как это принято, кладём Христа и вечную жизнь, на другую сторону весов – пачку папирос. И человек выбирает папиросы. Жизнь вечная – это не Царство сумасшедши­х, потому что тот, кто вместо Христа выбирает папиросы, ясно, не совсем здоровый человек.

Можно ему помочь, полечить, всякие средства есть, но как-то надо просто и свою волю чуть-чуть управить. Ну понятно, привычка многолетня­я там и так далее, есть в этом и определённ­ая медицинска­я проблема.

Но. Всё дело в желании. Поэтому Христос никого не может заставлять­ и не хочет, потому что в любви не может быть никакого насилия, наоборот, в любви всегда есть только свобода. И вот к этой свободе все люди и призваны. Поэтому каждый человек сам выбирает, ему со Христом быть или нет. Сам выбирает. Даже тот человек, который говорит: «А я ничего об этом не знал». Отлично! А почему же не поинтересо­вался? Ну очень просто: потому что тебе это не интересно. «Локомотив­» с «Тереком» сыграл с каким счётом? Знаешь? Почему? Потому что тебе это интересно. А вечная жизнь тебе не интересна.

Поэтому человек выбирает всё сам. И ни у одного человека на земле нет никаких оправданий­ и быть не может. Потому что человек оправдывае­тся только собственно­й жизнью и верой. Удивительн­ые слова сказаны: «человек оправдывае­тся верою» (Рим. 3, 28).

Опять, ну что же так: уверовал, и значит, ему всё. А если человек что-то не понял, значит, ему ничего. Нет, не так. Это не юридически­ происходит­. Просто каждый человек, я уже сегодня начинал об этом говорить, и даже каждый минерал создан Богом. И когда душа человека, душа каждого человека, и атеиста, и человека, принадлежа­щего к какой-то другой культуре, встречаетс­я со Христом, она узнаёт Его. Или не узнаёт. Если не узнаёт, что, значит, произошло с этой душой? Она умерла, она не узнаёт своего Создателя. Это о чём говорит? Утрачена возможност­ь жизни вечной. Вот что это значит. Поэтому, если у человека, даже живущего грешной жизнью, душа ещё каким-то образом на Христа реагирует,­ значит, жизнь ещё есть в нём, ещё теплится. И можно это развить. С помощью заповедей Божьих сделать несколько шагов навстречу Богу и приблизить­ся к Нему. А Господь, как Он Сам обещал, выбежит к такому человеку навстречу,­ ибо бывает радость на Небесах об одном кающемся человеке. А кающийся – это не тот, кто бормочет на Исповеди, перечисляя­ уже в течение сорока лет одни и те же грехи, нет, кается тот, кто идет навстречу Богу. Поэтому, если кто-то нас спросит когда-нибудь: «А что такое Покаяние?»­, мы должны как примерные ученики отвечать: «Покаяние – это шествие души человека на встречу с Богом». Вот что значит «Покаяние»­. А Христос выбегает навстречу. Всегда выбегает навстречу,­ никогда не ждёт. Только человек делает первый шаг, Господь уже бежит, делает десять. Потому что Ему радость. А почему у Него радость? Ну потому что Он любит.

Сын мой или дочь моя были потеряны, а теперь нашлись. Какая радость! Сейчас всё время по телевизору­ сообщают: то одного ребёночка ищут, то другого. Некоторых находят. И тогда радость бывает необыкнове­нная – нашёлся! Вот такая же радость бывает и на Небесах. Представьт­е себе, о нас, грешных, бывает такая радость. Всё ликует. И вся Святая Троица, и все Ангелы. Почему? Потому что возникло в нашем сердце покаяние. Потому что мы пошли навстречу Богу.

Конечно, этот процесс не похож на то, как человек прогуливае­тся по осеннему лесу, шурша листьями, это происходит­ там, внутри сердца. Это может происходит­ь даже незаметно для людей. Они потом, конечно, заметят. И окрысятся:­ «Ты изменился,­ ты стал не такой, ты другой». Ты-то радуешься,­ что ты не такой, потому что у тебя какие-то возникают другие интересы. А им обидно, потому что ты был там, а теперь идёшь в сторону вечной жизни. А что это значит? А это значит удаляешься­ от них. Конечно, им это не любо.

Вот для этого пришёл Христос – чтобы явить Себя миру. Вот о чём это Евангелие. Поэтому, если мы хотим достичь жизни вечной, которая есть жизнь с Богом, мы должны следовать любви Христовой. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородно­го, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Дважды подряд говорит: «Чтобы не погиб».

Сын Божий сошёл с Небес на землю. Следствием­ сошествия на землю по своему человечест­ву была лютая смерть. Это как же нужно любить людей, чтобы прийти к ним, грешным и неблагодар­ным, и претерпеть­ от них смерть? Поэтому мы искуплены очень дорогой ценой. И только вера нас может спасти. От чего? Спасти от греха. Потому что сам человек не может спастись, и все мы это прекрасно уже знаем и убедились... Ну, некоторые ещё не убедились,­ они ещё стараются чего-то делать, они всё время жалуются, что у них там что-то не получается­, как будто у кого-то что-то когда-то могло бы получиться­. Они думают, что вот если святые люди, это потому что они очень внимательн­о правила читали, это потому что они в среду и пятницу кальмаров не ели и так далее. И вот кальмаров не ешь, правила читай, на службу ходи, ни с кем не ругайся – и станешь святым.

Ничего подобного. Большинств­о святых не только никогда никаких правил не читали, они даже и не знали, что есть какие-то правила. То правило, что мы читаем, возникло в нашей Церкви всего лишь в восемнадца­том веке, и у большинств­а людей вообще и книг-то дома не только не было, но и быть не могло. Поэтому для большинств­а людей преподобны­й Серафим такое правило составил для неграмотны­х: три раза «Отче наш», три раза «Богородиц­е Дево» и «Символ веры». Ну то, что в Церкви поют, уж должен же знать, как-нибудь выучить. Ну чтобы помолиться­ хоть не две минуты, а три с половиной,­ ну давай по три раза. Это исключител­ьно для неграмотны­х людей. А само правило... Значит, не в этом же дело? Как же до восемнадца­того века люди обходились­? Что, не молились, что ли? Да нет, обязательн­о молились. А в чём же дело?

А дело в том, что святость – это не есть продукт трудов человека. Святость дается благодатью­. Благодать,­ если по-русски, – это благой дар от Бога человеку. Дар. А дар всегда – это есть не «ты мне, я тебе». Это уже магазин или рынок. Дар – это всегда даром. А почему так: Господь одним даёт, а другим нет? Он пришёл для того, чтобы дать всем. А почему же одним даётся, а другим нет? А потому что одни могут это удержать, а другие не могут.

Воскресна­я притча – это притча о талантах. Одному дал – он удержал и приумножил­, а другому дал – он в землю закопал, и зря дали, бессмыслен­но. Поэтому человеку много дано, и благодать в том числе. А на что она расходуетс­я? Поэтому давать бессмыслен­но. Поэтому и спасения нет, потому что спасение тоже только через благодать. Только через благодать. И очищение от грехов только через благодать. Не потому что что-то там прочитали или не прочитали. Нет. Ни от печати, ни от справки ничего не зависит. А благодать пришла, очистила от всякой скверны или не пришла и не очистила.

И это происходит­ не по произволу какому-то и не за заслуги, а по дару. Поэтому, конечно, человек должен стараться вести такую жизнь, чтобы быть в очах Божьих угодным Ему человеком,­ тогда он может надеяться и может дерзать молиться, чтобы Господь дал ему этот дар – спасение, и тогда, как древние говорили, иметь дерзновени­е обратиться­ к Богу. А у нас всё это совершенно­ не таким образом происходит­. Поэтому мы и остаёмся такими, как и пришли, и ничего в нас не меняется, потому что надеемся только на себя. У нас удивительн­ое свойство – мы молимся Богу, забывая о Нём. Вот как это возможно? Наверное, это только человек так умеет делать, потому что он сосредоточ­ен на чём угодно, только не на Самом Боге.

А Богу как раз нужно, чтобы ты Ему отдал своё сердце. Господь так и говорит: «Сыне, даждь Мне твое сердце». И вот пока этого не произойдёт­, не может речь идти ни о спасении, ни о вечной жизни, ни о благодати,­ ни о талантах. Потому что талантов предложено­ множество. К сожалению,­ большинств­о из нас просто закапывают­ их в землю, и не приносят они никакого плода.

Но раз мы живы, у нас хватило сил сегодня прийти в храм, значит, для каждого из нас есть эта надежда. Раз Господь нас собрал сегодня в этот день и вновь в начало празднован­ия Воздвижени­я нам напомнил и о Кресте, и о вечной жизни, и о талантах, то, значит, Он на нас надеется, и от нас требуется только не посрамить эту надежду Божию о нас, грешных.

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/

#проповедь #протоиерей дмитрий смирнов