...продолжение...
Очередная встреча со старцем произошла как-то спонтанно и даже сумбурно. Впервые за всё время знакомства старец сам позвонил молодому монаху, попросив того о небольшой услуге, связанной с поездкой в деревню, куда Марта ездила на крещение.
Требовалась лечебная помощь соседке и хорошей подруге Марты и её покойной мамы, которой внезапно стало плохо, появилась тошнота, но врачи местной районной больницы не смогли ничего обнаружить и сделать и через две недели выписали её домой на симптоматическое лечение, порекомендовав искать возможность более серьёзного обследования.
Старец попросил молодого монаха отвезти его к ней для оценки ситуации и возможной помощи. Деревня находилась примерно в семидесяти километрах от посёлка, где жил старец, и визит с дорогой предполагал практически целый световой день.
У монаха оставался один отгул и он с радостью согласился потратить его на эту поездку, дав своё согласие старцу приехать к тому в пятницу с утра. В пятницу как раз выдался сухой и морозный день и, как было заранее оговорено, в 10 – 00 молодой монах подъехал к дому старца.
Увидев подъехавшую машину, старец быстро вышел из дома с большой сумкой в руке. На нём был стильный современный пуховик и ушанка, что делало его совсем не похожим на старца и аскета.
- Ну, здравствуй, брат, - первым поприветствовал монаха старец, - как дорога?
- Здравствуйте, отче, слава Богу, дорога хорошая и сухая. Садитесь спереди, - предложил молодой монах.
- Опять ты на вы перешёл, - с улыбкой заметил старец, проворно садясь на переднее сидение.
- Да, это я так для приличия, - ответил молодой монах.
- Ну, ладно, поехали, я дорогу знаю - это не очень далеко, думаю, за час доберёмся.
Как и предполагал старец, дорога заняла немногим чуть более часа. Первые две трети пути проходили по хорошо накатанной трассе, где была, действительно, хорошая дорога, а последнюю треть пришлось ехать практически по сельской местности и бездорожью из-за чего то и дело приходилось сбрасывать скорость до минимума.
Весь путь до места назначения прошёл как-то незаметно легко и на одном дыхании, поскольку старец чётко указывал маршрут движения и забавлял молодого монаха рассказами о целительской практике своего учителя, который был по образованию провизором и фармацевтом. Въехав в очередную деревушку с символичным названием Заболотье, старец сказал:
- Ну вот и приехали, теперь проедь по этой дороге до самого конца и остановись у последнего дома слева, что на самом краю поля.
Молодой монах подъехал к указанному старцем дому и остановил машину. Дом был по всей видимости очень старый, поскольку имел уклон от просадки грунта, фундамент был углублен в землю выше положенного уровня, а брёвна от времени стали практически чёрными. Эту картину ветхости дополнял и старый покосившийся забор, в котором многие доски прогнили почти насквозь.
Едва старец успел вылезти из машины, как из дома вышла Марта, укутанная в большой пуховой платок и любезно пригласила войти в дом.
- Ну, смелее заходите, братья, я вас ждала. Выпьете чая с дороги или сразу пойдём к Тамаре ? - с самого порога спросила Марта.
- Давай вначале выпьем чайку, Марта, - ответил старец, - не будем спешить, а ты заодно расскажешь обо всём и как изменилась ситуация за последние дни.
- Как скажешь, - ответила Марта и пошла в кухню заваривать чай, а молодой монах и старец прошли в маленькую гостиную. Дом Марты был, действительно, очень старым и создавалось впечатление, что в нём ничего не менялось ещё с советских времён. Печь располагалась в передней части строения, как и в доме старца, за ней шла большая перегородка, разделявшая дом на две половины.
Старец и монах сели за небольшой столик сразу за прихожей в одной из половин дома, отделённых дополнительной перегородкой. Кухня в доме была сразу напротив прихожей, как и в доме старца, что говорило о примерно одном времени возведения обоих строений.
- Это дом родителей Марты, - пояснил старец, видя, как молодой монах осматривал помещение. – он очень старый и послевоенной постройки, но построен был очень добротно.
- Да, я заметил, - ответил монах.
Через несколько минут Марта принесла из кухни большой заварник, достала из старого серванта чашки и разлила по чашкам напиток буро-коричневого цвета с очень приятным цветочным запахом.
- А это мой фирменный фито-чай, - сказала с улыбкой Марта, подавая чашку молодому монаху, - уверена, ты такого ещё не пробовал.
Молодой монах осторожно сделал маленький глоток пока ещё горячего чая и сразу ощутил очень богатый букет цветочно-ягодных ароматов, объединённых каким-то общим слегка кисловатым бальзамическим привкусом, который придавал напитку особую пикантность.
- Очень вкусный чай, почти как лесной бальзам, – заметил молодой монах, - а что сюда входит ?
- Много чего входит, - с улыбкой ответила Марта, - долго перечислять, в общем все ароматы лета – лесные травы, сушёные ягоды и несколько кореньев.
- Только ты, Марта, можешь добиваться такого гармоничного вкуса и букета, - заметил старец, - сколько не пробовал, у меня такого изысканного вкуса ни разу не получалось.
- Тебе просто не хватало терпения, - с улыбкой ответила Марта, - ты же всё любишь быстро и по-солдатски, а с травками и корешками нужно работать очень бережно и не спеша.
- Есть такое дело, - с улыбкой подтвердил слова Марты старец, сделав глоток чая. – Ну, расскажи мне вкратце как вообще ситуация у Тамары.
- Плохие дела, - ответила Марта, - она ничего не может есть уже третью неделю, как съест что-то, её сразу начинает тошнить, может только пить. Я ей даю сейчас только жидкую пищу.
- А что сказали в районной больнице? – переспросил старец.
- Ничего не сказали, сделали общие анализы и ФГДС желудка и сказали, что там всё в норме и видимой патологии нет, а потому порекомендовали ехать в город для более серьёзного обследования с помощью МРТ.
- А УЗИ и анализы крови – общий, биохимический и на глюкозу что показали ?
- Да вроде ничего особенного, но меня насторожило сильное снижение эритроцитов и низкий гемоглобин на фоне повышенного СОЭ.
- Ну да, последнее явно говорит о том, что где-то идёт процесс глубокого разложения тканей, - сказал старец, - а УЗИ что показало ?
- Да ничего, только наличие уплотнений и кист в области печени, они у неё давно уже. На онкомаркеры они не делали анализов и на биопсию проб тоже не брали, так как не было оснований.
- А визуально что ты видела по состоянию тела? – переспросил старец.
- Меня очень насторожило её резкое похудение, землистый цвет лица и лёгкая желтизна склер.
Молодой монах был обескуражен и даже несколько шокирован тем, как Марта и старец пользовались профессиональными медицинскими терминами, точно заправские врачи – онкологи.
– Ну а своим энергетическим зрением ты на неё смотрела и что видела?
- Да, смотрела. Она потухшая, а в области печени у неё большое тёмное пятно, по-моему это рак и в последней стадии, фактически она умирает, но я не уверена, поэтому и хотела чтобы ты сам всё увидел и оценил.
- Понятно, - сказал старец. – Моё предчувствие тоже говорит мне об этом.
Видя несколько обескураженный вид молодого монаха, старец решил его слегка успокоить и объяснить их разговор с Мартой.
- Ты не удивляйся, брат, тому, что мы с Мартой перешли на язык официальной медицины и онкологии. Просто наш учитель был одним из лучших целителей, который работал преимущественно с онкологическими больными, поэтому мы от него за десять лет и понабрались с Мартой всяких медицинских терминов и знаний.
Ну что, Марта, пошли к твоей соседке. Ты подожди нас тут с полчаса и не скучай, - сказал старец, обращаясь к молодому монаху, - а мы с Мартой сейчас сходим к Тамаре.
С этими словами старец взял свою сумку, накинул пуховик и они с Мартой ушли, оставив молодого монаха наедине с большим сибирским котом, который, как оказалось, юркнул с улицы в дом, когда они уходили.
Ждать возвращения от соседки Марты и старца пришлось довольно долго – около сорока минут. Молодой монах успел за это время выпить две кружки травяного чая с вареньем и осмотреть дом Марты, а точнее её покойных родителей, который оказался весьма уютным и очень тёплым, несмотря на внешнюю неказистость и свой внушительный возраст.
Во второй половине дома в большой комнате, которая по всей видимости была комнатой Марты, молодой монах увидел небольшой иконостас с масляной лампадкой – очень похожий на тот, что был и в доме старца с той же иконой Христа Пантократора.
В доме Марты совсем не чувствовалось затхлого запаха истлевшей древесины, какой бывает в старых постройках, а пахло травами и чем-то ещё очень приятным и специфическим в чём угадывалась смесь разных запахов - ладана, цветов и лекарственных растений, которых в доме было очень много и живых и сухих, которые аккуратными пучками были развешены в прихожей и кухне.
Молодой монах подошёл к окну и посмотрел на заснеженный огород и хозяйственные постройки за домом, за которыми начиналось большое поле, а в конце его почти на горизонте был виден лес. Он задумался о том, как сегодня в деревнях живут люди и в этот момент дверь открылась и с мороза в дом вошли Марта и старец.
- Ну что, брат, надеюсь мы не долго отсутствовали и ты тут не скучал с Бандитом ? - с привычной улыбкой переспросил старец, глядя на кота, вышедшего из комнаты.
- Нет, не скучал, отче.
- Ну, вот и замечательно, скоро уже и поедем обратно, ситуация предельно ясная и печальная, - это рак и в последней стадии с метастазами, как я и предполагал изначально - рак печени, - уточнил старец, - а он практически не поддаётся лечению, всё, что можно сделать в её случае – это только оттянуть неизбежное и подготовить её к уходу.
- Я думаю в больнице это тоже поняли и просто не захотели ставить этот диагноз, чтобы не связываться с онкологией в последней стадии, а переложить этот груз проблем и ответственности на других, - с досадой заметила Марта.
- Очень на то похоже, - подтвердил слова Марты старец, - что поделать, такая уж она современная медицина, где весь человек поделен на узкие специализации и отдельные компетенции, а за его здоровье и потенциал жизненной энергии не отвечает по существу уже никто, как говорил наш учитель.
Паллиативная помощь и та по сути условная – это единственное, что остаётся в этой ситуации, - констатировал старец.
- Неужели ничего нельзя больше сделать ? - переспросил молодой монах.
- В её случае уже ничего, к сожалению. Я видел обе колбочки песочных часов энергии её жизни - и тела физического и тела энергетического и там и там всё очень плохо. На физическом уровне у неё развивается анемия и начинается скопление жидкости в брюшной полости - асцит, а это верные признаки финальной стадии рака печени и необратимой гибели физического тела.
Могла бы быть некоторая надежда на её тело энергии - душу, как внутренний аккумулятор жизненного ресурса организма, но и там всё плохо - потенциал тела энергии тоже едва теплится и практически на нуле, поскольку свечение осознания почти отсутствует. Так что она просто умирает и нет способа остановить этот процесс.
Это возрастной рак, ей 73 года, а в этом возрасте чудес преображения тела энергии и полного восстановления матрицы сознания не бывает, поверь мне.
- Что я могу ещё для неё сделать кроме того, что ты ей говорил ? - переспросила Марта.
- Для её физического тела уже не много, дорогая. Ты можешь оттянуть на несколько дней или недель момент её ухода и помочь ей сделать его максимально лёгким и безболезненным. Это всё, что в твоих и моих силах, у неё асцит, начинается механическая желтуха из-за сдавливания опухолью желчных протоков, а это значит, что в любой момент может произойти и внутреннее кровотечение.
Последнее было бы даже лучше, поскольку смерть тела при этом будет быстрой и практически безболезненной. Ты же прекрасно понимаешь, что в этом состоянии её не возьмёт ни одна больница, поскольку она пациент хосписа и речь идёт только о качестве смерти и уходе из этого мира с достоинством и верой.
Поэтому сейчас ты можешь помочь больше её душе. Из разговора с ней я понял, что она верующая и набожная, а это значит ей очень нужно сейчас именно душевное утешение и помощь. У вас церковь поблизости здесь же есть ?
- Есть в соседней деревне храм, она в него раньше часто ходила.
- Сходи туда и попроси священника пусть её на дому причастит и соборует, для её психики и души это будет самым большим облегчением, утешением и надеждой. Это всё, что можно сделать для души верующего человека в подобной ситуации.
Старец задумался и через мгновение переспросил:
- Марта, а у тебя Тодикамп есть ?
- Тодикампа нет, закончился весь ещё летом.
- А болиголов ?
- Есть немного, я делала в этом году настойку.
- Хорошо, тогда кроме настойки чистотела и тех трав, что я привёз, будешь ей давать и болиголов горкой два раза в день натощак за полчаса до еды с увеличением по две капли, но не более 30. Он будет давать и анестезирующий и седативный эффект.
Хорошо, что у неё пока ещё нет болей, ты приходи к ней почаще поговорить о Боге по православному вероучению, для неё это сейчас очень важно, как я понял с её слов. Умирание в одиночестве – это тяжелейшее духовное испытание, которое могут выдержать только те, кто обладает смирением. Ну, вот, вроде бы и всё с большего. Тогда мы с братом наверно поедем?
- Езжайте, конечно, - сказала Марта. – Постой, а кроме овсяного киселя что ещё ей можно давать ?
- Любые жидкие каши давай и куриный бульон. Если внезапно начнётся отрывистое и учащённое дыхание, которое не будет проходить, – ты знаешь, что это за знак.
Монах всё это время сидел молча и завороженно наблюдал за тем, как старец с Мартой вели разговор, как два высочайших профессионала своего дела, при этом совершенно бесплатно и бескорыстно осуществляли великую духовную миссию человеческого служения умирающему человеку.
Вот она – христианская любовь в действии - подумал про себя молодой монах и в этот момент его сознание точно молния пронзила мысль о том, что только так и могут проявлять себя в душе четыре высших божественных добродетели - мудрость, мужество, здравомыслие и правда, давая в своём удивительном сплаве и слиянии это удивительное качество безусловной любви.
Насколько же эта любовь смиренна и тиха и насколько она выше, благороднее, чище и богаче того показушного фарисейского угодничества, публичной умилительности и наигранной душевности, именуемой в церкви христианской любовью, - подумал молодой монах.
- Ну, что собирайся, брат, прервал его мысль голос старца или остаёшься с Мартой ?
- Да, да, отче, я уже иду, просто задумался, - ответил молодой монах.
Быстро собравшись, молодой монах и старец вышли из дома. Марта проводила их до самой машины и со словами - «сила хранителя вам в дорогу» ушла в дом. Машина к этому времени уже подостыла и её пришлось немного прогреть прежде, чем отправляться в обратный путь.
- Ну вот, брат, такая грустная миссия, - сказал старец, когда машина тронулась.
- Очень высокая миссия, отче, - заметил молодой монах, - я уже привык ничему не удивляться рядом с тобой, но ты всегда даёшь для этого повод и каждый раз новый. Я не знал, что вы с Мартой так хорошо разбираетесь в онкологии и медицине. Тамаре действительно уже ничем нельзя помочь ? - снова переспросил молодой монах.
- Как тебе сказать – «что невозможно человеку, возможно Богу» – ты же знаешь эту православную магическую формулу, но боюсь и она в данном случае бесполезна и не сработает, поскольку я видел смерть в её доме и знак смерти, как тёмную тень.
Я хочу чтобы ты понял - никаких чудес в духовном мире не существует, о которых любят рассказывать сказки попы своим чадам, чтобы подпитывать у них мистицизм и чудесность восприятия мира. В духовном мире, как и в нашем, всё подчинено строгим законам Логоса, а это законы той же физики и математики, только духовной, связанной с движением энергии благодати.
Современные видящие - это реалисты до мозга костей, а не сказочники и не чудотворцы. Я видел энергетическое тело Тамары, оно было потухшим и едва мерцало, а это значит, что иссяк весь потенциал его жизненной энергии, к тому же сама структура её энергетического тела была такова, что в нём и не задержится энергия благодати, даже если его и подпитать как-то извне, понимаешь ?
- Не совсем, что это значит, объясни.
- То и значит, что её энергетическое тело – это не плотная структура, как у той же Марты, а дырявое решето, через которое утекает вся энергия, как светящаяся субстанция. Подпитай я её своей энергией – это продлит ей жизнь на пару дней и даст немного надежды, а потом снова всё вернётся к прежнему и это только усугубит её положение ложной надеждой на исцеление.
- А существует то, что могло бы реально ей помочь ?
- Единственное чудо для неё – это как-то изменить структуру тела энергии, но это невозможно никаким способом и даже чудом, поскольку тело энергии и его структура создаются годами и десятилетиями и сам Бог не может менять эту структуру, поскольку это делают только три высших силы души - ум, чувство и воля, как три старых пряхи и три мойры – Клото, Лахесис и Атропа, прядущие священную нить жизни для полотна души. Воля человека неприкосновенна по закону Логоса ты же знаешь.
Поэтому что сам человек соткал за всю жизнь, то он и представляет Богу в качестве итога своей жизни. При этом возможности изменить и переткать созданное в душе уже нет. Люди годами и десятилетиями зарабатывают свой возрастной рак, а потом хотят чудом от него исцелиться. Но тело физическое изменить ещё можно, а вот тело энергетическое изменить чудом практически невозможно.
Вот почему несмотря на все усилия по лечению тела физического возникают рецидивы и возобновление болезни, поскольку без воли человека и труда невозможно изменить ткань и материю человеческой души, а у Тамары там много дыр и пробелов через которые и ушла её жизненная энергия. Так понятно ?
- Да, так гораздо понятнее. Значит, рак болезнь энергетического тела, а не физического?
- Мой учитель говорил что первопричины рака коренятся на уровне энергетического тела до которого очень сложно и практически невозможно добраться, а проявляются они в виде опухолей уже на уровне тела физического. Вот почему очень сложно лечить рак только на уровне организма, не работая с телом энергии.
Я тебя не отвлекаю от дороги, своими разговорами ? – неожиданно переспросил старец.
- Нет, отче, наоборот, я только успокаиваюсь и мне даже легче вести машину. Я же много ездил с бывшим настоятелем и мы всегда разговаривали в дороге, поэтому я уже привык говорить за рулём.
- Ну хорошо, - ответил старец, - так что я в этой ситуации большего для неё сделать уже не мог. Мне очень жаль её - она хорошая и набожная женщина, очень одинокая, но её вера совсем детская и профанная на уровне церковных сказок и мифов, а не реального духовного знания, поэтому я и попросил Марту сходить к священнику, чтобы тот её успел исповедовать, причастить и соборовать.
- Ты думаешь это может помочь ей и её душе, но как, если ты говоришь что её энергетическое тело потеряло светимость ?
- Это может помочь её психике и подсознанию уйти от жуткого страха встречи с неизвестным и неизбежной паники, которая приведёт к агонии. Ты просто ещё не знаешь, что с душой, как телом энергии, обладающим собственным восприятием, нужно буквально договариваться перед смертью, как с маленьким капризным ребёнком, чтобы душа не держалась зубами за умирающую плоть, а расставалась с ней мирно и спокойно, как бы отпуская её.
Это и есть момент смирения и последнего покаяния. Для этого смирения душу и нужно заранее подготовить и эту задачу решают таинства исповеди, причастия и соборования в процессе которых не происходит никакого чуда, кроме одного - утешения и успокоения души, как тела энергии, чтобы оно смирилось с расставанием, не пугалось перехода в Логос, цепляясь до последнего вздоха за безжизненное тело.
Я тебе уже говорил, что сила привязанности тела энергии к физическому телу - это всего лишь результат привычки и иноки, схимники и исихасты намеренно тренируют и развивают тело энергии для того, чтобы оно не было чрезмерно привязано к физическому телу. На определённой стадии они могут полностью отказаться от физического тела усилием воли, а простым людям нужно помогать расставаться с физическим телом и этот процесс сложный и длительный.
Ты может быть знаешь лестницу ступеней умирания по Элизабет Кюблер-Росс - отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие?
Молодой монах в очередной раз был удивлён просвещённостью и образованностью старца в самых разных областях, темах и вопросах.
- Да, знаю, нам в монастыре об этом рассказывали на курсе сестринской помощи.
- Ну так вот, таинства исповеди, причастия и соборования неизлечимо больного как бы помогают его психике и телу энергии миновать стадии отрицания, гнева, торга и депрессии, а сразу подойти к стадии принятия смерти или смирения. Это и делает уход души из мира мирным и тихим.
- Но ведь это элемент магии и манипулирования подсознанием, разве не так? – переспросил молодой монах.
- Отчасти так, да, это элементы православной магии, но это единственное, что реально может помочь облегчить страдания, что работает и изменяет сознание и психику верующего, а, значит, иных вариантов для смирения души просто нет.
Смирение – это едва ли не самый главный и универсальный инструмент во всей православной магии, который реально работает, но церковь и абсолютное большинство верующих уже не знают подлинного смысла смирения по учению отцов.
Современное понимание смирения – это лжесмиренничество, что означает в церкви беспрекословно слушаться старших по чину и званию и не иметь своей собственной воли и достоинства. Это в корне не соответствует тому, что считали смирением отцы – подвижники.
- Отче, если честно, меня всегда интересовал смысл смирения и чем больше я о смирении узнавал, тем больше вопросов у меня возникало. Ты не поверишь, но я до сих пор не понимаю до конца, что такое смирение.
Старец громко засмеялся и сказал:
- Я тебя очень даже прекрасно понимаю, поскольку сам чуть голову не сломал о смирение и только благодаря своему учителю разобрался в подлинной его сути. Дело в том, что смирение – это сугубо духовное понятие, которое в принципе невозможно постичь телесным, телесно-душевным и душевным умом.
Любые попытки понять смирение умом ниже духовного, приведут к его искажению и извращению, именно это в церкви и происходит с этим понятием, которое на телесном уровне подводится под абсолютную покорность и послушность, а на душевном под моральную благонадёжность и преданность церкви. Из лжесмиренничества растут самые злостные церковные пороки – угодничество, малодушие, трусость, отсутствие достоинства и смелости и так далее.
В монастырях смирение очень часто преподносят как самоуничижение и самогнобление видеть своё недостоинство и себя «ниже всякой твари», как говорят некоторые отцы, но это лишь повреждение души, а подлинная суть смирения совершенно в ином и об этом знают только те, кто достигает 15-го слоя осознания, поскольку именно на этом слое и работает качество смирения, которое в своей полноте есть не просто смирение, а смиренномудрие.
- И что же такое смирение и смиренномудрие по учению отцов, объясни.
- И смирение и смиренномудрие – это сила, прежде всего, а точнее совершенно особая сила, которая пробуждается в теле энергии только на ступени Льва и не может пробудиться на ступенях Человека и Вола, на которых её пытаются проявлять в церкви. Словами суть смирения выразить просто невозможно, поскольку это качество совершенного или безстрастного состояния души, освободившейся от всех страстей.
Как говорил о смирении преподобный авва Дорофей – «Что такое смирение и как оно рождается в душе, никто не может выразить словами, если человек не научится сему из опыта, из одних же слов нельзя сему научиться».
То же говорил о смирении и преподобный Иоанн Лествичник - «Смирение есть духовное учение Христово, мысленно приемлемое достойными в душевную клеть, т.е. в духовное сердце. Словами чувственными его невозможно изъяснить».
Смирение – это духовная сила, исходящая из состоянии гармонии и мира, властвующая над всеми страстями и энергиями души, которая может останавливать движение всех энергий, как сила охлаждения ядерного реактора души. Смирение - это абсолютная невозмутимость осознания высоты достоинства духа человека в глазах Бога, преломленная через понимание своего исцелённого недостоинства. Вот что такое смирение.
- Ты хочешь сказать что смирение – это высшая духовная сила ? – переспросил молодой монах.
- Ну, конечно. Смирение – это состояние уже проявленной божественности и безстрастия, а оно открывается только на 15-м слое осознания. Нельзя и невозможно иметь смирения, не достигнув прежде духовного совершенства и уровня духовного сознания. Вот как об этом хорошо сказал учитель всех монашествующих преподобный Исаак Сирин:
«Смирение есть некая таинственная сила, которую, по совершении всего Божественного жития, восприемлют совершенные святые», и ещё - «Смиренномудрие есть риза Божества. В него облекся вочеловечевшийся Логос, т.е. Христос, и через него беседовал с нами в теле нашем».
Исаак Сирин в этой цитате прямым текстом говорит о том, что смирение – это дар силы только безстрастных и совершенных во Христе и ни один верующий и даже священник не может иметь никакого смирения по своей страстной человечности, пока не достигнет полноты безстрастия и духовного совершенства. Смирение - это полное овладение страстным умом, чувством и волей.
Именно поэтому требовать смирения от простых верующих – это верх профанации, невежества и манипулирования сознанием, которое заканчивается в том психоневрологическом диспансере, куда мы ездили с тобой к монаху Алексею, Господи, помилуй - сказал старец.
- Как же всё искажено в современном православном обрядоверии, - с грустью заметил молодой монах.
- А ты не думай об этом, лечить церковь – это не наше с тобой дело и не дело инков, схимников и исихастов, которые вышли из массового обрядоверия для прямого предстояния Отцу, который есть сама высота даже не смирения, а смиренномудрия, ибо смиренномудрие – это вершина смирения, с которой только и можно видеть равенство всех форм жизни перед Богом Отцом.
Вот откуда происходит мысль – «не велико видеть ангелов и даже Бога, а велико видеть себя ниже всякой твари». На самом деле речь тут идёт об осознании глубины падения человека, повреждённого эгоизмом, как хищным умом демона. Именно такой человек реально ниже всякой твари в глазах Бога и для того, чтобы увидеть себя таким, ножно вернуться к безстрастию и смирению.
Вот почему смирение – это итог выхода из этого падшего состояния и возвращение к совершенству духа в великое братство Света всех подлинно совершенных и безстрастных, которые считают себя не выше других, как эгоисты, а равными среди равных и помогают другим достигать духовного совершенства и большого Света. Вот что такое сила смирения, которая есть ступень к высшему совершенству смиренномудрия, которое соответствует ступени Орла, а это 16-й и 17-й слои осознания - вершина духа человека.
- Ты хочешь сказать, что смирение – это ступень Льва, а смиренномудрие – это ступень Орла ?
- Не я так хочу сказать, так говорят сами отцы - подвижники, причём, самые авторитетные, как преподобный Никита Стифат - «Насколько же небо больше земли и душа тела, настолько Духом Святым подаемое совершенным смиренномудрие и совершеннее и больше истинного смирения». Я согласен в этом с преподобным Никитой, смиренномудрие – это высшее совершенство духа.
- Отче, а вообще существует ли способ узнать, достиг человек смирения или нет ?
- Конечно, существует, - ответил старец. - Об этом тот же преподобный Исаак Сирин так сказал - «Из чего дознает человек, что достиг смирения? И сам же отвечает - из того, что находит для себя гнусным угождать миру своим общением с ним или словом, и в глазах его ненавистна слава мира сего».
Это и есть для инока и схимника полнота внутреннего отречения от мира и социума, о которой никто в миру не должен знать, я тебе уже говорил об этом. Ты много знаешь священников полностью отречённых от мира ?
- Нет, не много, боюсь ни одного.
Старец засмеялся и ответил:
- Как ты можешь знать такого священника, если отречение от мира в современной церкви уже невозможно и даже запрещено, поскольку церковь стала частью мира и государства. Я хочу, чтобы ты твёрдо усвоил то, что утрачено церковью - смирение - это полная отрешённость от всего мирского и смирение всегда содержит в себе достоинство и духовную силу, которую просто умело прячет от мира и людей, но когда это бывает нужно, смирение в одно мгновение из немощи может превратиться в горозную и карающую силу, которой подвластно всё.
Это как в той ситуации, когда из тебя вышла сила и ты сам не мог понять, как и что произошло. Поэтому запомни как Отче Наш - быть смиренным - это иметь духовное достоинство скрывать его под недостоинством от мира и людей. Как сказал преподобный Лествичник - «Будь как царь в сердце твоем, сидя на высоком престоле смирения».
- Отче, ты приводишь мне одну за одной цитаты святых отцов точно знаешь их все наизусть, - заметил молодой монах.
- Мне их не нужно знать наизусть, брат, - засмеявшись ответил старец, - мне достаточно сместить точку фокуса осознания на 15-й слой и я могу с него цитировать тебе даже Библию.
- Но ведь это невозможно ?
- Возможно, уверяю тебя, поскольку возможности осознания безграничны. Когда ты достигнешь 15-го слоя, ты сам об этом узнаешь, а пока тебе достаточно знать то, что ты уже приблизился вплотную к своей второй колбочке песочных часов жизни, как второму кольцу силы и телу энергии, и оно начинает работать и проявлять себя духовной силой – той самой, которой уже практически не осталось у бедной Тамары.
Вот почему покаяние и смирение для неё сейчас самое важное и я попросил Марту помочь ей в этом.
Эти слова старца, как кушат ледяной воды за шиворот, остудили пыл и вывели молодого монаха из его возвышенных рассуждений, вернув на грешную землю и ситуацию с Тамарой.
- Отче, а ёё душа может спастись ?
Старец посмотрел на монаха каким-то отстранённым взглядом и после небольшой паузы ответил:
- По состоянию свечения её тела энергии, как брачных одежд души, не думаю, хотя, кто я, чтобы уверенно об этом говорить. Но правило спасения души на самом деле математически строго и точно. Логос, как высший Закон движения божественной энергии, никому невозможно ни разжалобить, ни уговорить, ни перехитрить, а можно только исполнить, как и закон электричества.
Есть чёткие критерии состояния тела энергии, которые позволяют ему вливаться в систему Логоса, как гиперсети большого света божественного сознания и безусловной любви. Эти критерии известны - это полное безстрастие и наличие четырёх божественных энергий - мудрость, мужество, здравомыслие правда, которые и открывают врата Горнего Иерусалима, я тебе об этом уже говорил.
Именно поэтому из «ведра верующих реально спасается только три последних капли» по слову архимандрита Кирилла Павлова, разве ты забыл. Это очень грустная правда, о которой предпочитают не говорить верующим, чтобы они не теряли веры и надежды, но тебе я могу это сказать.
Абсолютное большинство простых верующих не спасается, поскольку собранной за жизнь во второй колбочке энергии, состоящей из смеси страстей и человеческих добродетелей, недостаточно ни для входа во врата, ни для сохранения структуры сознания, которое просто рассеивается во вселенной духа, как нетождественное энергии Логоса.
После этих слов молодой монах замолчал и с некоторой грустью посмотрел на старца.
- Ты не на меня, а на дорогу смотри, брат, - сухо сказал старец, - а то мы с тобой не доедем до дома, а нам тут осталось каких-то двадцать минут.
В этот момент встречная машина дальним светом едва не ослепила монаха и он снизил скорость, а затем прижался к обочине и остановил машину.
- Я выйду по малой нужде, отче, а то травный чай Марты уже даёт о себе знать и терпеть невмоготу.
- Выходи, конечно, - с усмешкой ответил старец, - я позаботился об этом заранее.
…продолжение следует…