Найти тему
Автодрайв

ТС 42091

Советская автомобильная промышленность до сих пор представляет определённый интерес. Опыт, накопленный за многие десятилетия развития, не канул в лету. Он по достоинству оказался оценённым российскими преемниками. Так, в годы перестройки в свет выходили подчас очень замысловатые изобретения, которые продолжают будоражить умы автолюбителей.

Сегодня пойдёт речь об эксклюзивном автобусе под названием ТС 42091, который был создан в смутный период. Машина по праву является русско-украинским продуктом совместного творчества. Ведь создан «бусик» на базе ЗИЛа 4331 силами завода ВКЭИ. Это было в далёком 1990 году. Тогда руководил проектом Я.Д.Галькевич. А главным инженером был С.В.Войткив. В таком интернациональном коллективе был создан герой материала. Однако, несмотря на все старания «родителей», судьбу определили непростые экономические и политические условия обеих стран. Другими словами, в России машина массово не выпускалась. А в Украине были предприняты не менее отчаянные попытки наладить её производство, которые так и не увенчались успехом. А что же в оснащении этого автобуса?

Технические особенности

• Под капотом потенциально может находиться один моторов, которые стандартно устанавливались на грузовик-донор ГАЗ. Это мог быть типичный 6-литровый V8 мощностью 150 сил. Или же турбодизель ЯМЗ-236 компоновки V6 с отдачей 200 л.с. Также могли быть и другие варианты. Все они обладали своими плюсами и минусами.

• Силовая установка агрегатирована с 8-ступенчатой механической коробкой передач. Привод трансмиссии на заднюю ось. Есть межколёсная блокировка дифференциала. И это не случайно, потому что автобус предназначен для эксплуатации в сложных условиях. То есть, у машины повышенная проходимость.

-2

• Шасси построено на зависимой по кругу подвеске. Конечно, это своего рода минус даже для такой «всеядной» техники. К тому же, автобус рамный, на него установлен цельнометаллический кузов. А далее прикручены все детали и агрегаты.

-3

Судьба ТС 42091 сложная и местами загадочная. Ведь старт проекту был дан ещё в конце 1980-х гг, а потом количество препятствий на его пути начало стремительно возрастать. Тут сыграла и общая дестабилизации на пространстве бывшего СССР, и ослабление экономик новых республик. Даже в России дела шли далеко не гладко. Конечно, все эти факторы усугубили те детские болячки, которые имел автобус. Например, предприятие ВКЭИ после перестройки в независимой Украине было переименовано в «Укравтобуспром». Понадобилось дополнительное время на улаживание ряда моментов. И всё-таки выпуск (пусть и небольшими партиями) в Украине постепенно стартовал.

-4

Этого же нельзя сказать про российскую действительность. Тут сборка велась в сугубо штучных масштабах. Например, в 1993 году в городе Будённовске было собрано всего 2 штуки подобного автотранспорта. Сборка велась кустарным (отвёрточным) способом. Естественно, что качества это не добавляло.

Автоломбард СПБ: 6467373.ru

Примерно в то же время, в 1993-1994 гг. в Сибири было сделано ещё 3 высокопольных автобуса. В Сургуте сделали неплохие экземпляры которые и сегодня можно увидеть на архивных фото. Со годами оригинальный внешний вид машин был (как обычно и случается) утрачен. Аппараты сильно «уколхожены».

-5

Всесоюзный конструкторско-экспериментальный завод начал доброе дело, которые не смогли продолжить специалисты новых государств. Как бы ни грустно это констатировать, но в Союзе делать автомобили умели лучше. Это уже исторический факт.

Есть ещё одно мнение о данном автобусе. Якобы его должны были собирать в Таджикистане. Действительно, такие планы могли иметь место, но только на заре перестройки. Когда же республика отделилась, то об этом идти речи уже не могло.

Собирать ТС 42091 хотели на «Автокроне», в России. Также предпринимались отчаянные попытки наладить дело в других городах необъятной родины. В итоге проект был завершён из-за своей несостоятельности.

А вот реально такие автобусы собирали в украинском городе Староконстантинове. Там более или менее удалось наладить поточное производство. Получается, что в силу территориальных особенностей в соседнем государстве ТС 42091 получил успех, а в РФ – нет. Недаром у проекта изначально была дружная, интернациональная команда.

-6