Всем привет! Это подкаст «Феи / Роботы / Пришельцы», меня зовут Сергей Балашов. В прошлых выпусках мы говорили о мумиях в истории и культуре. Несколько раз в повествовании упоминалось имя царицы Клеопатры, как символа Египта. Стереотип связывает ее с пирамидами и забальзамированными телами, или с восточной роскошью и страстью древней магии. Давайте поговорим о том, какой же была Клеопатра на самом деле. Что нам о ней известно, и как культура и предубеждения повлияли на ее образ.
Клеопатра, о который мы сразу подумали, была седьмой правительницей Египта с таким именем. Её образ был сформирован во многом культурой XIX-XX века, о чем мы поговорим позже, но также на него повлияла и современная ей римская пропаганда. Такой вот получился дважды отредактированной персонаж.
Клеопатра входит в список стереотипов про Египет. Многие считают, что Египет всегда древний. Там словно бы до сих пор на каждом углу строят пирамиды, умерших мумифицируют, а правят страной фараоны, поклоняющиеся Осирису. И поэтому в совсем массовой культуре часто именно Клеопатра лежит внутри пирамиды с кучей ловушек. Хотя как я говорил в предыдущем выпуске, это образы их совершенно разных эпох. Пирамиды строили во времена Древнего царства, технологи мумификации довели до совершенства к 18 династии, а потом, сменяя друг друга, приходили другие народы и правители.
Во времена Клеопатры и Юлия Цезаря строительство пирамид уже было историей из глубокой древности, а язык и письменность изменились так, что стали непонятны для самих египтян.
Даже странно, что во многих фантастических произведениях с лёгкостью оперирует тысячелетиями непрерывной истории, которая не теряла традиции. Что эльфы из «Варкрафта», что магистры из «Игры престолов» хранят в идеальной сохранности записи событий, произошедших тысячи лет назад. У них нет проблем с тем, чтобы их прочитать и сохранить, за все время никто не пытался ни переписать, ни уничтожить эти архивы.
Вот пример образа этой царицы в культуре. Серия игр «Цивилизация» Сида Мейера. Клеопатра появляется во второй, третьей и шестой части, как лидер Египта. У Египта традиционная склонность строить чудеса света, специальный юнит – лучники на колесницах, присущие только им здания – сфинксы и обелиски, а правительница изображена на фоне пирамид.
В шестой части, где все лидеры цивилизаций озвучены, Клеопатра говорит на среднеегипетском языке, самым изученном варианте древнеегипетского языка, который анахронично использовался между 2000 и 1300 годами до н. э. На самом деле она говорила бы на греческом, своем родном языке и официальном языке Птолемеевского Египта. Она также говорила на демотическом языке, форме египетского языка, использовавшейся в 1 веке до нашей эры.
Ее романтическая связь с римскими лидерами Юлием Цезарем и Марком Антонием, а также ее предполагаемая красота и дар обольщения снискали ей прочное место в популярных мифах. Ее рисовали одновременно и дьявольски красивой соблазнительницей, и могущественной царицей, готовой сокрушить Рим в открытой войне.
История Клеопатры
Царица Клеопатра VII правила древним Египтом как соправитель (сперва со своим отцом, затем с двумя младшими братьями и, наконец, с сыном) почти три десятилетия. Она была потомком династии македонских правителей, основанной Птолемеем, генералом при Александре Великом, завоевавшим Египет в 332 г. до н.э.
Образованная и умная, Клеопатра знала несколько языков. При всех своих соправителях она была основным лидером.
Не существует прижизненных трудов о жизни Клеопатры, и потому трудно с большой уверенностью собрать воедино ее биографию. Многое из того, что известно о ее жизни, происходит из работ греческих и римских ученых, особенно Плутарха. Она родилась в 70 или 69 г. до н.э., и была дочерью фараона Птолемея XII, потомка Птолемея I Сотера, одного из полководцев Александра Македонского и основателя династии Птолемеев в Египте.
Птолемей правил Египтом после смерти Александра и положил начало династии грекоязычных правителей, существовавшей почти три столетия. Несмотря на то, что Клеопатра не была этнической египтянкой, она приняла многие из древних обычаев своей страны и была первой представительницей династии Птолемеев, изучившей египетский язык.
Считалось, что ее матерью была Клеопатра V Трифена, жена царя (и его сводная сестра). В 51 г. до н.э., после смерти фараона, египетский престол перешел к 18-летней Клеопатре и ее 10-летнему брату Птолемею XIII.
Вскоре после восшествия брата и сестры на престол советники Птолемея выступили против Клеопатры. Клеопатра исключила имя Птолемея из официальных отчетов и поместила свой профиль на монеты новой чеканки. После дворцового переворота Клеопатра была свергнута, единоличным правителем объявлен Птолемей XIII. Клеопатра была вынуждена скрываться. Она собрала армию наемников и на следующий год вернулась, чтобы противостоять силам своего брата в гражданской войне на восточной границе Египта.
Между тем в Риме тоже шла гражданская война. Генерал Гней Помпей, противник Юлия Цезаря, бежал в Александрию в поисках убежища. Фараон Птолемей по совету министров приказал убить Помпея, надеясь снискать расположение Цезаря. Когда через два дня Юлий Цезарь прибыл, он был в ярости и объявил о своем намерении казнить Птолемея. Цезарь захватил столицу и таким образом включился в династическую ссору брата и сестры.
Клеопатра также обратилась за поддержкой к Цезарю. По популярной версии истории, она тайно проникла во дворец в украшенном ковре, чтобы очаровать и впечатлить его. Должно быть, это была захватывающая первая встреча 52-летнего римского полководца и двадцатилетней египетской царицы.
Цезарю нужны были средства, чтобы вернуться к власти в Риме. После четырех месяцев войны между превосходящими силами Цезаря и Птолемея XIII прибыло римское подкрепление. Птолемей был вынужден бежать из Александрии и, как полагают, утонул в реке Нил.
Войдя в Александрию непопулярным завоевателем, Цезарь вернул престол столь же непопулярной Клеопатре и ее младшему брату Птолемею XIV (которому ему было 13 лет). Цезарь объявил сестру и брата соправителями, подавил восстание в Александрии, и случайно сжег при этом большую часть Великой библиотеки.
Цезарь некоторое время оставался в Египте. Клеопатра и Цезарь отправились в путешествие по Нилу, и после возвращения домой Клеопатра родила сына. Он был признан как сын Цезаря и был известен египтянам как Цезарион, или Маленький Цезарь.
Где-то в 45 г. до н.э. Клеопатра с Птолемеем XIV и Цезарионом прибыли в Рим, чтобы навестить Цезаря. Многие римляне были возмущены, когда он установил ее золоченную статую в храме Венеры. Ее экзотическая прическа и украшения из жемчуга произвели впечатление на жительниц Рима. Возникла мода на египетский стиль.
После убийства Цезаря в марте 44 г. до н.э. Клеопатра вернулась в Египет. Вскоре после этого Птолемей XIV был убит (возможно, агентами Клеопатры), а трехлетний Цезарион был назначен соправителем своей матери как Птолемей XV. К этому моменту Клеопатра прочно отождествила себя с богиней Исидой, сестрой-женой Осириса и матерью Гора. Это согласовывалось с древнеегипетской традицией связывать царскую власть с божеством, чтобы укрепить положение фараона.
Власть Клеопатры в Египте стала надежнее чем когда-либо. Тем не менее, необычный разлив Нила вызвал неурожаи и голод в стране. Тем временем в Риме бушевал конфликт между вторым триумвиратом союзников Цезаря (Марк Антоний, Октавиан и Лепид) и его убийцами, Брутом и Кассием. Обе стороны обратились за поддержкой к Египту, и после некоторых раздумий Клеопатра послала четыре римских легиона, размещенных Цезарем в Египте, для поддержки триумвирата. В 42 г. до н.э., разбив силы Брута и Кассия в битвах при Филиппах, Марк Антоний и Октавиан разделили власть в Риме.
Вскоре Марк Антоний вызвал Клеопатру в город Тарс на юге современной Турции. Согласно истории, записанной Плутархом (и позднее представленной Шекспиром), Клеопатра прибыла на золотом корабле с пурпурными парусами и серебряными веслами. Сама царица была одета в одежды Исиды. Она сидела под позолоченным балдахином, а слуги обмахивали ее веером и жгли благовония. Антоний, считавший себя воплощением греческого бога Диониса, был немедленно очарован.
Он согласился защитить Египет и правление Клеопатры, пообещав поддержать изгнание ее младшей сестры и соперницы. Клеопатра вернулась в Египет, за ней вскоре последовал Антоний, который оставил свою третью жену Фульвию и детей в Риме. Он провел зиму 41-40 г. до н.э. в Александрии, во время которой он и Клеопатра организовали известное питейное общество. В 40 г. до н.э., после возвращения Антония в Рим, Клеопатра родила близнецов, Александра Гелиоса (чье имя означает солнце) и Клеопатру Селену (луну).
После того, как Фульвия заболела и умерла, Антоний был вынужден доказать свою верность Октавиану, заключив дипломатический брак с его сводной сестрой Октавией. Египет процветал под властью Клеопатры, и в 37 г. до н.э. Антоний снова встретился с Клеопатрой, чтобы получить средства для своей военной кампании против царства Парфии. Взамен он согласился вернуть большую часть восточной империи Египта, включая Кипр, Крит, Ливию, Иерихон и большую части Сирии и Ливана. Клеопатра повелела в документах отсчитывать от этого момента новую эру своего царствования.
Они снова стали любовниками, и Клеопатра родила еще одного сына, Птолемея Филадельфа, в 36 г. до н.э.
После унизительного поражения в Парфии Антоний публично отверг попытки своей жены Октавии воссоединиться с ним и вместо этого вернулся в Египет к Клеопатре. На публичном праздновании в 34 г. до н.э. Антоний объявил Цезариона сыном Цезаря и его законным наследником (в отличие от его приемного сына Октавиана). Это положило начало обмену обвинениями между ним и Октавианом, который утверждал, что Антоний полностью попал под влияние Клеопатры, собирается оставить Рим и перенести столицу в Египет. В конце 32 г. до н.э. римский сенат лишил Антония всех титулов, и Октавиан объявил войну Клеопатре.
В сентябре 31 г. до н.э. силы Октавиана нанесли сокрушительное поражение силам Антония и Клеопатры в битве при Акциуме.
Клеопатра лично вела несколько десятков египетских военных кораблей в бой вместе с флотом Антония, но они не могли выстоять против флота Октавиана.
Корабли Клеопатры покинули поле боя. Антонию вскоре удалось вырваться и последовать за ней. Когда Александрия подверглась нападению войск Октавиана, до Антония дошел слух, что Клеопатра покончила жизнь самоубийством. По римской традиции, он бросился на свой. Умер Антоний не сразу, успев получить сообщение, что слух был ложным.
После похорон Антония, Клеопатру посетил Октавиан. Он хотел забрать ее обратно в Рим для своего триумфа (который, вероятно, включал бы ее публичную казнь). Он назначил охранников, чтобы убедиться, что она не покончит жизнь самоубийством. Тем не менее, Клеопатра каким-то образом оборвала свою жизнь. Ей было 39 лет. Неизвестно, как она ушла из жизни. Плутарх и другие писатели выдвигали теорию, что ей в корзине с инжиром принесли ядовитую змею, аспида, символ божественного царства. Хотя некоторые утверждают, что она приняла смесь сонных трав и опиума.
Октавиану, которого теперь звали Августом, пришлось довольствоваться табличкой, показывающей ее смерть. Он также выполнил ее последнюю просьбу и похоронил ее рядом с Марком Антонием. Неизвестно, было ли тело мумифицировано по полному египетскому обряду.
Хотя Октавиан казнил Цезариона, сына Клеопатры и Цезаря, он усыновил и воспитал ее детей от Марка Антония. Первый римский император был очень вдохновлен великолепием Александрии и, приступая к восстановлению Рима, заимствовал многое у Египта, чтобы Рим мог затмить его великолепием.
Клеопатра была последней из Птолемеев и последней правительницей эпохи диадохов, греческих царств, образовавшихся после завоеваний Александра Македонского. После ее смерти Египет потеряет независимость почти на две тысячи лет.
Роковая красота
Современное восприятие Клеопатры довольно сильно искажено. Фигура ее часто представлялась в ложном свете предубеждения. Иногда кажется, что весь ее жизненный путь сводится к тому, чтобы соблазнить двух римлян. Легендарная египетская царица стала источником вдохновения для Микеланджело и Шекспира. В их руках ее история стала произведением искусства, но еще дальше ушла от действительности.
Начиная с античности, Клеопатру представляли дьявольски красивой соблазнительницей, роковой женщиной-вам, задолго до появления американских детективов в стиле «нуар».
На самом деле не знаем точно, как она выглядела, и понятия не имеем, применимы ли современные стандарты красоты к Древнему миру.
Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» (написанных почти через сто лет после ее смерти) утверждал в известном отрывке, что Клеопатра не столько физически красива, сколько привлекательна, харизматична и очаровательна. Имейте в виду, что Плутарх во многом опирается на пропаганду Августа. Частично это было вызвано тем, что Марк Антоний изменял Октавии, своей жене и сестре Августа. Плутарх упоминает, что Октавия была красивее Клеопатры. Но не мог же подданный Римской империи написать иначе?
Сама Клеопатра по-разному изображена на дошедших до нас монетах и статуях. Есть несколько бюстов, изображающих молодых женщин с типично греческими лицами. Их классический облик слишком похож на парадные портреты. Есть бюсты ее дочери, Клеопатры Селены. Несколько статуй с греческими и египетскими чертами приписываются Клеопатре, но точно опознать, кто это, мы не можем.
Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. На одних она выглядит как воплощение греческой женственности, а на других - преувеличенно мужеподобной. Это должно было подчеркивать ее царственность и силу, ее образ как правителя, что в эллинском обществе означало приуменьшение женственности.
В любом случае, Клеопатра считала себя живой богиней и часто использовала искусные сценические трюки, чтобы завоевать потенциальных союзников и укрепить свой божественный статус. Но это не означает, что соблазнение было единственным ее приемом. По словам Плутарха, она говорила на дюжине языков и была известна своим «непреодолимым обаянием». Египетские источники позже описали ее как правительницу, «которая возвысила ряды ученых и наслаждалась их обществом».
В классической живописи любят изображать Клеопатру либо с Цезарем или Марком Антонием, либо на смертном ложе. Исключительно из этических соображений Клеопатра в час смерти изображается с голой грудью или полностью обнаженной. Хотя в хрониках чётко сказано, что она, наоборот, надела самые лучшие одежды и взяла в руки символы власти.
Клеопатра не была египтянкой и темнокожей
Что касается современного представления, то обычно Клеопатру представляют с волосами цвета воронова крыла и кожей бледной, как слоновая кость. Или, наоборот, требуют изображать ее темнокожей, мотивируя это тем, что дело происходит в древней Африке.
Хотя Клеопатра родилась в Египте, а род ее происходит из македонской Греции.
Правители династии Птолемеев часто женились внутри семьи, чтобы сохранить чистоту своей родословной и соблюдая традиции Египта. Более дюжины предков Клеопатры были связаны узами брака с кузенами или сестрами, и ее собственные родители были братом и сестрой.
Хотя возможно, что царица действительно выглядела иначе. Нет точных данных о ее матери. Вероятно, она происходит не от законной жены фараона, а от его наложницы. По одной теории сводная сестра Клеопатры Арсиноя могла иметь африканское происхождение. Столь же вероятно, что Клеопатра была наполовину персиянкой.
А еще Клеопатра не носила головных уборов и аксессуаров, как носила Элизабет Тейлор в фильме, у нее не было такой короткой стрижки. Эти украшения и стрижки основаны на изображениях древнеегипетских цариц Среднего царства, которые были так же далеки во времени от нее, как и она от нас. На самом деле она носила простую диадему, как предыдущие эллинистические фараоны.
Могучий тиран против Рима
На образ Клеопатры повлияли римляне. Римская пропаганда изображала Клеопатру то развратной, использующей сексуальную привлекательность как оружие, то тираном, фигурой равной Цезарю и Антонию, с собственными грандиозными планами и амбициями.
У Рима была отработана процедура присоединения соседних стран, не только через прямое военное завоевание, но и путем ассимиляции, через лояльных правителей и царей-клиентов. Именно так и произошло в Египте.
Современники Марка Антония в Риме были возмущены, что правительница покорённого государства имела столь большое влияние на покорителей. Здесь дело даже не в мужском шовинизме, как можно подумать. Просто римское общество была чрезвычайно консервативно и стремилось к умеренности и порядку. Излишняя роскошь считалась слабостью и пороком.
Отношения внутри семьи и государства должны были строиться строго по вертикали. Тот, кто является главой семьи, имеет полную власть над своими домочадцами, в том числе и физическую власть. Поэтому не было ничего предосудительного, например, что глава рода мог состоять в сексуальной связи со своими рабами или младшими юношами. А вот связь его жены с кем-то из рабов была неслыханным скандалом. Не потому, что это было измена, а потому что женщина высокого социального статуса уступала тому, кто был ниже ее.
Так что и от Клеопатры ожидался такое же следование иерархии. Но она вполне на равных держалась с теми, кто починил себе её государство. Добавим сюда египетскую роскошь, которую суровые вояки римляне осуждали, как и греческую изнеженность и восточное распутство.
Именно римским хронистам мы обязаны тому, что Клеопатра превратилась в этакую египетскую Мессалину, порочную развратницу, которая как в сказках «1000 и одной ночи» убивала тех, с кем провела время. Хотя никаких свидетельств этому нет. Клеопатра скорее всего отдала приказ об убийстве младшего брата и сестры, но это была борьба за власть, а не жажда крови.
Существовала давняя римская традиция преувеличивать силу и численность своих противников, чтобы их победы выглядели как «героические триумфы» против несметных полчищ варваров. Когда Октавиан объявил войну Клеопатре и представил Антония ее марионеткой, ему пришлось одновременно превратить Клеопатру в символ мужественности и военной силы, которая действительно могла бросить вызов Риму.
На самом деле Птолемеевский Египет еще до Клеопатры во многом зависел от Рима. Его завоевание было вопросом времени, просто римская элита не желала, чтобы кто-то из военачальников приобрел славу покорителя этих земель, не говоря уже об огромном богатстве. Безусловно, во время правления Клеопатры Египет усилился и восстановил границы, но на самом деле власть Клеопатры полностью держалась сперва на легионах Цезаря, а затем Марка Антония.
По всей вероятности, Клеопатра была прагматичной и расчетливой женщиной, хотела сохранить свой статус и предотвратить прямую аннексию Рима. Ее отношения с Цезарем и Антонием, какими бы искренними они ни казались, не могли не учитывать интересы государства. Она ясно понимала свое положение, поскольку стремилась получить римское гражданство для своего сына Цезариона.
Образ в культуре
Эта двойственность, коварная соблазнительница или мудрый правитель, вечно будет преследовать образ Клеопатры в культуре.
Такие трактовки можно найти и у Шекспира, и у Бернарда Шоу. Шекспир, хотя и основывался на трудах Птолемея, изображал скорее своих современников, с их страстями и желаниями. Антоний и Клеопатра в его трагедии предстают живыми, полными недостатков и чувств людьми. Полемизируя с Шекспиром, Шоу в своей пьесе изображает Цезаря и царицу Египта расчетливыми политиками, и одновременно высмеивает некоторые аспекты классической истории, особенно их первую встречу и историю про то, как Клеопатру завернули в ковер.
Царицу Нила изображали на киноэкране такие актрисы, как Клодетт Кольбер и Софи Лорен, но наиболее известна ролью Элизабет Тейлор в эпической фильме «Клеопатра» 1963 года. У фильма были проблемы с производством и сценарием, его бюджет в конечном итоге вырос с 2 до 44 миллионов долларов, включая 200 000 только на костюмы Тейлор. На момент выхода это был самый дорогой фильм в истории, и он чуть не обанкротил студию, несмотря на огромный кассовый успех. Именно образ Тейлор повлиял на то, как мы представляем себе царицу Египта сегодня. При всех анахронизмах и исторических неточностях, постановка такого масштаба не могла не привлечь интереса к этому персонажу.
В литературе XX века мне на ум приходит книга Энн Райс «Рамзес проклятый». Здесь, для разнообразия, Энн Райс отошла от темы про вампиров и написала почти тоже самое, но в египетском антураже. Древний фараон Рамзес, реально существовавший фараон Среднего царства, по версии Райс выпил волшебное зелье из чрезвычайно редкого растения, и получил вечную жизнь. Нуждаясь для её поддержания только в солнечном свете, веками он был советником и помощником своих потомков.
Но устав от прожитых лет, приказал обернуть себя бинтами и похоронить. От вечного сна его пробудила молодая и дерзкая правительница Клеопатра VII, которая стала его проводником в новый мир и возлюбленной. Для Клеопатры Рамзес был учителем, наставником и советником. Как и положено подростку, она сбежала от учителя: сперва к другому наставнику в лице Цезаря, а потом - к плохому парню Марку Антонию. После поражения Марка Антония Клеопатра покончила с собой и была мумифицирована. Сам Рамзес, в очередной раз разочаровавшись в мире, вновь погрузился в многолетний сон в саркофаге. Уже в XX веке, когда он был привезён из Египта в Англию, Рамзес пробуждается от своего сна. Находит мумию Клеопатры. После первой дозы эликсира оказывается, что мумия была сделана неправильно, и некогда могучая правительница превращается в стереотипную ходячую зомби. Но потом нам намекают, что она постепенно восстанавливает свою личность и память, так что у двух бессмертных вполне может быть счастливое будущее в нашем мире.
А еще именем Клеопатры назван один из самых больших ударных кратеров на планете Венера. Впадина диаметром около 100 км находится в горах Максвелла, на плато Иштар. За пределы кратера выходит извилистый покрытый застывшей лавой канал шириной несколько километров.
Заключение
Вот такой вот образ и его трактовка в культуре. Напишите в комментариях, какая Клеопатра вам нравится больше. А на сегодня это все.
Канал «Феи / Роботы / Пришельцы» можно читать на Дзен, в Телеграмеи ВКонтакте. Аудиоверсия подкаста доступна на сервисах Яндекс.Музыка, Apple Podcasts, Google Podcasts и в подкастах ВКонтакте. Видео-версию смотрите на канале YouTube.
Поддержать канал можно на сервисе Boosty по ссылке в описании.
Оставляйте комментарии и ставьте оценки. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые выпуски. Скоро увидимся!