В эфире передачи "Экономика по-русски" Михаил Хазин поделился с Владимиром Левченко взглядами на тенденции мировой экономики
Михаил Хазин:
У меня есть книжка «Воспоминания о будущем». И в ней есть глава, в которой мы приводим модель, что если в равномерно растущую такую патриархальную экономику ввести кредит, то экономика становится циклической.
Ну, понятно ты кредит выбрасываешь, она растет чуть быстрее. Ты проценты изымаешь, она начинает расти чуть медленнее.
Но дальше мы поэкспериментировали и обнаружили очень интересный эффект, что если ты выбрасываешь слишком много кредита, ну, по отношению к ВВП, то в этом случае экономика резко подскакивает, падает и находится вблизи нуля по отрицательным темпам роста.
То есть слишком большой кредит обрушивает экономику.
Дальше мы посмотрели, как работают денежные власти США в последние годы, ну, там пара десятилетий. А работают они так, как только начинается в рамках нормального цикла спад еще даже не рецессия, а просто мы переходим пик и чуть-чуть начинается экономика идти вниз, темпы роста замедляются.
Для того, чтобы этого не происходило, они начинают увеличивать объем кредита, начинают предлагать больше кредита. И в результате, насколько я понимаю, совокупная доля кредита по отношению к ВВП превысила то самое значение.
Теоретически в соответствии с этой моделью экономика должна рухнуть. Но на темпы роста минус 0,5%, минус 1% это то, что в 30-е годы называлось Великой депрессией. И сидеть там без какого бы то ни было возможности оттуда выйти. Вот этот эффект может произойти? То есть что финансовые рынки рухнут настолько…
Владимир Левченко:
Я считаю, что мы уже входим, мы уже одной ногой в этой истории. Есть еще очень такой хороший показатель, вот в продолжение того, о чем ты сейчас сказал, это такой индикатор Уоррена Баффета, многим известный.
Уоррен Баффет брал размер американской экономики и размер совокупной капитализации американского фондового рынка. Ну, и говорил, что вот если совокупная капитализация всех американских компаний, торгующих на бирже, достигает размеров ВВП, это вот прям пузырь. Сейчас это там не 100% американского ВВП, а хорошо за 200.
Ну, здесь другая история, потому что львиная доля компаний, которые учитываются в этой капитализации, они транснациональные, и у них половина бизнеса за пределами США.
Поэтому можно, я, например, беру вот этот индикатор Баффета в отношении глобальной экономики. То есть берем мировой ВВП, берем совокупную мировую капитализацию всех акций, которые торгуются на бирже и смотрим.
Вот исторически до вот той ситуации, которую ты буквально пару минут назад объяснил, что они начали гнать наверх. то есть делать то, о чем я сказал, делать про циклический денежно кредитную политику, то, как только действительно совокупная капитализация мирового фондового рынка достигала размеров мировой экономики, то случился большой кризис, и фондовый рынок падал примерно до уровня где то 60% от мирового ВВП.
Читать в продолжение темы:
Почему Новой Ялты не будет. Отвечает Михаил Хазин
📌 Мгновенная подписка на канал в Дзене