В проекте «Наследники и наследие Боспорского царства» мы много писали о греческих полисах, об их истории и правителях. А каким был быт жителей Боспорского царства? Наши знания о жизни обитателей древних городов складываются из письменных свидетельств и данных археологии. Что мы можем сказать о них на основе этих данных? Слово предоставим историкам А. Агафонову и О. Самар. Сегодня мы публикуем выдержки из их статьи «Домашняя и частная жизнь древних боспорян».
Выходцы из Милета, и не только
Итак, авторы предполагают, что жители Боспора носили, скорее всего, греческие, фракийские, иранские (скифские, сарматские, аланские) имена, считали себя выходцами из того или иного города или народа. Носили одежду, в которой сочетались местные и греческие элементы.
Неизвестны факты использования какого-либо туземного языка ни в Пантикапее, ни в Фанагории, как и широкого применения здесь негреческих предметов повседневного обихода. Это не значит, что в обоих городах не было представителей местных племён, просто они пользовались греческим языком, если были грамотны, и следовали эллинскому образу. Обитатели главных городов Боспора поклонялись греческим богам (хотя и не только им), а главное - участвовали в общегреческих состязаниях, на которые допускались только те, кто считался полноправным эллином.
Первопоселенцы, основавшие древнейшую из боспорских апойкий - Пантикапей, согласно античной традиции были выходцами из Милета и закономерно принесли с собой на берега Боспора греческий язык в форме ионийского диалекта. Черты этого диалекта обнаруживаются в местных надписях до III до века н.э., позднее ионийский диалект сменяется на общегреческое наречие, койнэ, как и в других областях Ойкумены.
Плато и террасы
Общие знания об образе жизни греков в других населённых ими странах позволяют реконструировать разные стороны быта эллинов, живших в Пантикапее и Фанагории.
Особенность расположения Пантикапея на склонах холма определила в значительной степени и специфику жилой застройки города. Она носила террасный характер, опоясывая его вершину. И в наши дни, прогуливаясь по горе Митридат, можно наблюдать планировку с террасами и лестницами, возрождённую в первой половине XIX века ценителем и знатоком античного наследия, градоначальником Керчи Иваном Стемпаковским.
В отличие от Пантикапея, основанная позже Фанагория располагалась на плато, что определило с самого начала характер планировки.
Рост городской территории обоих городов привёл к тому, что Пантикапей и Фанагория в топографическом отношении стали делиться на две части - верхнюю - административный центр, религиозный центр - акрополь и нижнюю, состоявшую из жилых кварталов. Позже там же размещались ремесленные мастерские. Надо сказать, что со временем в центральной части полисов появились дома богатых горожан, а ремесленные мастерские перенесли к окраинам.
Улицы мостились битой керамикой и щебнем, а иногда покрывались каменными плитами. Водоснабжение осуществлялось в основном за счёт общественных колодцев, расположенных на улицах. Кроме того, вода подводилась к водозаборным фонтанам по керамическим трубам или каменным каналам, скрытым под уличным покрытием.
Что касается канализационных устройств, то в большинстве своём они отсутствовали. Использовались выгребные ямы, которые по мере наполнения просто засыпались. В то же время хорошо были развиты уличная канализация, водостоки. Они выходили за городскую черту или оканчивались цистернами для сбора воды. Мусор вывозился на свалки, которые обычно располагались за городскими стенами.
Греческий домострой
О том, какими были жилища эллинов, можно узнать из сочинения Ксенфонта Афинского «Домострой», написанного в IV веке до н.э.: «В нём нет лепных украшений, но комнаты выстроены как раз с таким расчётом, чтобы служить возможно более удобными вместилищами для предметов... Спальня, расположенная в безопасном месте, приглашала самые дорогие покрывала и домашние вещи, сухие части здания - хлеб, прохладные - вино, светлые - работы и вещи, требующие света. Убранство жилых комнат состоит в том, чтобы летом они были прохладны, а зимой теплы. Да и весь дом в целом... фасадом на юг, так что совершенно ясно, что зимой он хорошо освещён солнцем, а летом - в тени».
Эти требования и создавали весь архитектурный облик типичного греческого дома. Его внешние стены были глухими, они ограждали дом и его обитателей от всех невзгод и воздействия извне. При необходимости здесь можно было уберечься от небольших уличных беспорядков, крепко заперев входные двери.
Что касается двора, он был средоточием всей домашней жизни. Обычно он был прямоугольным, все помещения в доме выходили в него. Двор был источником света и свежего воздух, поскольку на нижнем этаже обычно не было окон.
Греки привыкли жить в жарком климате, и специального отопления в домах у них не было. На Боспоре климат был менее комфортный, но греки использовали традиционные способы обогрева. В холодную погоду комнаты согревались глиняными сосудами с двумя ручками - жаровнями, в которых находился раскалённый древесный уголь.
Позже использовалось и духовое отопление - горячий воздух из топки проходил по трубам, которые были расположены под штукатуркой или под полами.
В Пантикапее найдены кассеты труб - фрагменты подобной системы отопления стен в I в. н.э.
Тепло очага
Теплее всего было у очага в кухне, где любила собираться вся семья. Рядом с кухней устраивали ванную комнату, имевшую цементный пол. Ванны в виде терракотовых кресел были заглублены на уровне пола.
Богатый греческий дом делился на мужскую и женскую половины. Главным помещением мужской половины был нарядный андрон - комната для приёма гостей и пиров - симпосиев. На первом этаже находились кухня, мастерские, кладовые помещения и комнаты для рабов.
Стены домов возводились преимущественно из сырцового кирпича, на каменном цоколе, здания крылись черепицей. Открытые в Фанагории архаические дома целиком сложены из сырцовых кирпичей. Причина в том, что на Таманском полуострове практически не было строительного камня.
Полы, как правило, были глинобитными, реже каменными или деревянными.
Двери были одностворчатыми и двустворчатыми. Окна небольших размеров, обрамлялись деревянными наличниками.
Мебель также была деревянной, отделывалась костью и металлом.
Важным элементом мебели были ложе-клине. Они находились не только в спальнях, но и в пиршественных залах и других помещениях. Ведь греки любили пировать, читать и писать полулежа.
Среди предметов меблировки известны столы, кресла, стулья, табуреты и разной формы сундуки и лари.
Обеденные столы - трапезы - были небольшими и низкими, они ставились у пиршественного ложа. Широкое распространение с эллинистической эпохи получили круглые столы на трёх ножках. Чаще всего они были деревянными. К слову, они остались в обиходе у местных племён синдов и меотов, которых считают предками черкесов, и используются по сей день.
Всё под замком
Одежду и утварь хранили в больших ларях и сундуках, там же хранили книги и свитки. Всё это запиралось на замки. В Пантикапее и Фанагории найдено множество ключей от них.
Одежда древних греков представляла собой драпировку без кроя швов. Обычно это прямоугольный кусок ткани, сложенный вдвое, с отверстием для головы на сгибе. В классический период мужской хитон спускался до колен и перехватывался поясом на уровне талии. Женский доходил до щиколоток.
Пояса позволяли вносить разнообразие в одежду с помощью складок, которые образовывались при стягивании пояса. Уважающие себя эллины, выходя на улицу, накидывали плащ-гиматий. Мужчины закрепляли его на левом плече, женщины полностью в него закутывались, а край часто накидывали на голову. Молодые люди могли носить хламиду - кусок ткани, покрывавший левое плечо и оставлявший открытым правое.
Благодаря обширным торговым связям, на греческих рынках продавалось много импортных тканей.
Для защиты от солнца и дождя носили шляпы. Мужские войлочные шляпы с ремешком назывались петас. Разнообразием отличалась кожаная обувь - сандалии с тонкими ремешками, сапоги, полусапоги с отворотами и башмаки. При выходе на улицу мужчина брал трость или палку, а женщина веер и зонтик. Особенности греческой одежды хорошо проиллюстрированы на вазах и терракотовых статуэтках.
Однако суровый климат Боспора не мог не внести коррективы в греческий костюм, сложившийся в условиях жаркого Средиземноморья. Рельефные изображения на надгробиях показывают, что боспоряне многое переняли из скифского костюма. Сохранив свои хитоны и плащи, они стали здесь носить узкие штаны и кафтаны. В Причерноморье, населённом кочевыми племенами, греки столкнулись с необходимостью много и часто ездить верхом, что было практически невозможно без брюк.
Борода - признак зрелости
Надо отметить, что большое внимание греки уделяли причёске и убранству бороды и усов. Это объясняет невероятную популярность цирюлен, которые ко всему были средоточием социальной жизни и привычным местом распространения городских новостей и сплетен. Причёски были самыми разнообразными. Взрослые мужчины носили волосы до плеч. Вместе с тем, спортивные занятия требовали короткой стрижки, популярной среди атлетов и молодёжи. Женщины всегда изображались с длинными волосами, но обычно собранными в пышный пучок на затылке, для чего, как и сейчас, использовались ленты и шпильки. Мужчины традиционно носили стриженые бороды с усами и без них. К слову, бороды были признаком зрелости. Не иметь растительности на лице в таком возрасте считалось неприличным.
Женщины на высоте
Ещё раз отметим, что дом древнего грека делился на мужскую и женскую части.
Под женскую половину - гинекей - предпочитали отводить второй этаж. Устройство дома отражает и семейный уклад. Обычно он состоял из супружеской пары, нескольких детей, также в доме были слуги-рабы, в среднем 3-4 человека.
Состоятельные гречанки вели замкнутый образ жизни. На женскую половину не могли заходить гости и посторонние люди, за исключением подруг хозяйки.
Женщина должна была воспитывать детей, вести домашнее хозяйство и участвовать в некоторых религиозных действиях. Главным достоинством уважаемой женщины считалась её неприметность. Чем меньше известно о даме, тем больше её почитают. Жены наиболее известных греческих политиков, например, Перикла, остались в истории безымянными. Греческая женщина не имела имущественных или гражданских прав. От её лица всегда выступал либо муж, либо отец, либо опекун. Так, мужчины могли принять решение о разводе, выдать женщину повторно замуж. При этом дети всегда оставались с отцом. Дети были в его полной власти. С рождением ребёнка отец либо признавал его, давал своё имя. Если отказывался, то младенца оставляли на ступенях храма.
Что касается симпосиев (мужских пиршеств), то женщинам не позволялось там присутствовать. Но обычно в гинекей посылали музыкантш и блюда с пиршества.
Главное достоинство - неприметность
Известно, что в Милете был закон, который запрещал женщинам пить вино. Возможно, в боспорских городах этой традиции тоже придерживались. Из дома женщина могла выйти только в сопровождении мужчины.
Традиционно женщины дома пряли и ткали. Археологи часто находят в жилых кварталах Пантикапея и Фанагории множество грузил для ткацких станков и пряслиц, предназначенных для утяжеления конца веретена.
Конечно, гораздо большей свободой пользовались крестьянки и жёны ремесленников - они работали в мастерских, торговали на рынке, нанимались в служанки в богатые дома.
Надо сказать, что, несмотря на всё это, женские образы занимают центральное место в греческом искусстве и производят впечатление обласканных вниманием и неподдельным интересом. Среди терракотовых статуэток и вазовых росписей, найденных в боспорских городах, много изображений юных и пожилых женщин, а также любовных пар, в том числе на ложе.
Женский быт в богатом доме был очень разнообразным, наполненным множеством изящных вещиц. Женщины пользовались керамическими флаконами для душистого масла, шкатулками для драгоценностей и косметики. Широко известны античные бронзовые зеркала. Несомненно, эти предметы были главным украшением гинекея, особенно в ранний период.
Кстати, существовали специальные сосуды для кормления детей - гутты.
Женщины много внимания уделяли уходу за лицом - в ходу были различные притирания, белила и румяна, против которых очень категорично выступали античные авторы - мужчины.
Цивилизация досуга
Античность можно назвать «цивилизацией досуга». Отличительной чертой свободного человека из той эпохи было наличие свободного времени - схолэ, которое добропорядочный гражданин проводил не в праздности, а в полезных занятиях. Бездеятельность, лень, бессмысленная трата времени порицались моралью. Напротив, активные занятия поощрялись. Сюда относились участие в религиозной и общественной жизни полиса, многочисленные празднества, театральные и спортивные состязания, как полисные, так и общегреческие. Важно было поддерживать хорошую физическую форму, а также заниматься философией и риторикой.
Греки всегда живо интересовались тем, как устроен мир, стремились к познанию нового, осмыслению имеющегося опыта. Не случайно они оказались одним из первых народов, сделавшим грамотность достоянием всего общества, а образование - сложной многоступенчатой системой.
Развитие и укрепление тела было главным занятием в гимнасии, которое готовило юношу к воинской службе. Кстати, там же молодые люди занимались риторикой, логикой, этикой, астрономией, географией, а также получали основы медицинских знаний.
Зачем натирались оливковым маслом?
В гимнасиях атлеты тренировались и состязались полностью обнажёнными. Перед единоборствами тело натирали оливковым маслом. Это позволяло легче уклоняться от противника. К намазанному телу прилипал песок. Поэтому важными атрибутами атлета были керамический или стеклянный флакончик с маслом и стригиль - скребок серповидной формы, которым после занятий очищали тело от песка.
Кстати, и в Фанагории, и в Пантикапее были найдены эти стригили.
Венцом усилия атлета была победа на одном из великих эллинских праздников, на играх, которые устраивались в честь богов в религиозных центрах, таких как Олимпия, Дельфы, Коринф, Немея, Афины. К сожалению, нет данных об участии жителей боспорских городов в Олимпийских играх. В то же время боспоряне принимали участие в других важнейших общегреческих празднествах -Великих Панафинеях. Происходящие из раскопок Пантикапея фрагментарные панафинейские амфоры VI-IV в. до н.э. свидетельствуют о том, что боспоряне не только участвовали в них наравне с другими эллинами, но и выходили победителями в разных видах состязаний. По изображениям на амфорах, служивших призами, можно определить, в каком виде состязаний была достигнута победа. Больше всего сохранилось изображений бегунов. Много фрагментов принадлежит амфорам, служившим призами на Великих Панафинеях 330/329 гг. до н.э.
К этому же времени относится целая панафинейская амфора, найденная близ Пантикапея. Такое обилие амфор, относящееся к одному году, заставило предположить, что все они не могли быть призовыми, а скорее куплены в качестве сувениров или знаменитого афинского масла. Но, с другой стороны, известно, что призом в состязаниях была далеко не единственная амфора, а от 6 до 140 штук. Поэтому даже один победитель в беге на стадион мог привезти до ста амфор.
Пантикапей, как столичный город, старался не отставать от главных центров греческой учёности, с которыми поддерживались тесные контакты. Здесь в последних десятилетиях IV века до н.э. жил Дифил Боспорит, обучавшийся у Евфанта - философа мегарской школы, и другие.
В театр на разведку
Ещё одним культурным и развлекательным мероприятием у древних греков были театры.
До настоящего времени открыты лишь остатки одного греческого театра - в Херсонесе (Севастополь). Ни в Пантикапее, ни в Фанагории театральные сооружения пока не найдены. Но можно полагать, что пантикапейский театр находился на одном из склонов горы Митридат.
Кстати, греческие театры были обустроены так, что могли вместить всех жителей города, поэтому их размеры дают представление о примерном количестве жителей. В IV веке до н.э. гераклейский полководец Мемнон отправил к боспорскому царю Левкону вместе с послом прославленного кифареда Аристоника. Он объезжал с выступлениями боспорские города, собирая публику в театрах и передавал разведданные Мемнону. Он теперь имел представление о количестве взрослого населения государства, с которым собирался воевать.