-... Сергей Борисович! Я вот расстроился, когда узнал о том, что, как сказал Владимир Путин, нас «надули, кинули» и так далее. Я же помню, когда Эрдоган был в Сочи и встречался с Владимиром Владимировичем, а вы были в Стамбуле и наблюдали, как разгружают, вернее, как переправляют...
- ...Инспектируют суда, работающие по зерновой программе.
- И была такая уверенность, Сергей Борисович, что все пойдет бедным странам Африки. А все это уплыло на Запад. Кто недоработал - Эрдоган, Станкевич?.. Почему так все произошло?
- Кто виноват? Это вечный российский вопрос. Кто виноват?
Во-первых, я проверил, зашел в документы Объединенного координационного центра, который в Стамбуле и который инспектирует все суда, работающие по зерновой программе ООН.
- И где вы тогда были, и там все наблюдали.
- И вынужден признать, да, абсолютно прав президент Путин.
Вот он говорил, что 87 судов вышло по этой программе. И только два из них направились в бедные страны.
На сегодняшний день, я смотрю, - 90 судов пошли уже с грузом. И из них те же два судна... (В бедные страны.- А.Г.) Ничего не прибавилось.
Вот смотрю сегодня, идут через Босфор шесть судов. И куда же они направляются? Два из них - в Турцию идут из Одессы. Везут кукурузу и пшеницу. Еще в Италию - подсолнечное масло. В Грецию - опять же кукурузу. В Израиль - подсолнечный шрот.
Только одно судно в Египет направилось с кукурузой, но Египет, хоть он и в Африке, все равно к бедным странам не относится.
- Куда смотрит координационный совет, который под эгидой ООН работает? Почему нарушаются договоренности России, Турции, Украины и ООН? Кто этим руководит? Не эта четверка, а откуда - из Вашингтона, что ли, маршруты прокладывают?
- Вот здесь следующая ситуация сложная.
Совместный координационный центр, где работают представители России, Украины, Турции и ООН, - они не определяют, куда этим кораблям идти. Они проверяют их на входе, чтобы не везли оружие, и - на выходе, все ли там в порядке с тем грузом, который они вывозят. Вот и все.
И дают разрешение - сначала войти и погрузиться, а затем выйти. Больше у них никаких полномочий нет.
А дальше работают коммерческие отношения. Есть покупатели, которые покупают груз и фрахтуют суда.
Вот среди них имеется близкая моему сердцу организация - Всемирная продовольственная программа. Именно она должна вроде бы была в приоритете быть, покупать эту самую продукцию украинскую и направлять в бедные страны.
Ну, они эти два судна и купили. И эти суда ушли - одно в Эфиопию, другое - в Йемен.
Почему им не достается больше?
Во-первых, у них денет нет, к сожалению. Вот они попросили своих спонсоров срочно дать им 8 миллиардов долларов. Потому что само продовольствие подорожало невероятно. Мы же знаем, что на рынке творится.
А, во-вторых, подорожал фрахт судов. И просто у ооновцев, которые бедными занимаются, деньги закончились, у них дефицит в бюджете.
Они и просят: дайте 8 миллиардов долларов, иначе мы не накормим бедные страны Африки.
- Тогда - как нас кинули и кто нас надул?
- Нет, кинули нас по другому направлению.
Вот здесь, конечно, должна быть нормальная реакция богатейших стран мира. Почему находится 40 миллиардов на войну, а на хлеб для бедных стран денег нет?
(Вот и сегодня как раз коалиция Рамштайн собирается в Германии на одноименной военной базе, и там снова будут рассматривать продолжение поставок оружия.)
Вот это серьезный вопрос.
Теперь - где же нас и кто обманул.
- Извините, насколько я понимаю, должны были - в ответ на этот шаг доброй воли с нашей стороны - покупать российские удобрения и пшеницу.
- Да, сделка имела две стороны.
Одна - это вывоз продовольствия из трех украинских черноморских портов, а вторая сторона - вывоз из России, из ее портов - и черноморских, и балтийских - удобрений и продовольствия, пшеницы.
По пшенице нам тут особо не нужна помощь, мы справляемся.
А по удобрениям, без которых не будет нормального урожая в мире и продовольствие станет глобальной проблемой, - вот здесь сплошь и рядом нам ставят палки...
Ну, не в колеса, а как там у кораблей, что там - в трубы корабельные вставляют палки. Или - в винты, точнее, корабельные.
Почему? Формально запретов нет - вывозите. Но на судовладельцев, которые эти минераловозы, огромные суда гоняют по океанам, - на них давят, чтобы на Россию не реагировали. И - на российские заказы.
Кроме того, более 80 % рынка страхования судовых перевозок - это доблестная Британия. Плюс еще - в ряду основных - Штаты и Канада присутствуют.
И вот таким хитрым способом, формально не вводя юридических препятствий, запад закулисно препятствует вывозу удобрений из России. Собственно, об этом и идет речь.
- Насколько я понимаю, Путин собирается с Эрдоганом снова обсудить эту зерновую сделку и все эти проблемы. И - опять вернуться к этому вопросу. Вспомним, ведь у нас министр обороны Шойгу вроде как ездил в Стамбул скреплять своей подписью все эти соглашения. Да, правильно?
- Там, да, он присутствовал.
- То есть, будем ожидать, что Путин с Эрдоганом снова это все обсудят и, может быть, встретятся, как это было в Сочи, и как-то наладят этот конвейер?
- Тут даже и ожидать не надо. Сегодня наш представитель в ООН Небензя уже вошел в контакт с Гутерришем, Генсеком ООН, а Генсек ООН был инициатором всей этой программы. И они там уже договорились, что лично Генсек займется решением этой задачи и даст команду своим людям, чтобы всеми силами способствовать вывозу удобрений из России.
Чтобы вот этот саботаж тихий - в виде страховок и судового фрахта - преодолеть. И ООН будет этим заниматься непосредственно.
Кроме того, тот же Гутерриш сменил ооновского представителя в этом самом комитете, связанным с зерном. Снял американца, который там был, Фредерика Кенни, и поставил представителя Судана, Амира Абдулу, теперь он и будет там заниматься как раз этими вещами.
А Судан - одна из тех самых нуждающихся в продовольствии стран. То есть, он отдал дело кормления нуждающихся в руки самих нуждающихся. Это правильное решение.
- Значит, если так в целом выражаться, нас надули и кинули саботажники с Запада...
- Западные саботажники, да.
Им явно не нравится чрезмерная активность ООН, и вот они их придерживают по линии денег для Всемирной продовольственной программы.
К сожалению, вот такая картина.
- Больше надувательство не пройдет.
- Надеюсь.
- Спасибо.