Найти тему
Абзац

Боже, суди королеву: какие проблемы Елизавета оставила подданным

Текст Филиппа Фиссена

На такой случай в каждом издании некрологи, как считается, заготовлены заранее. Я не пишу некрологов, не верю в их искренность, не понимаю их ценности.

Фото: TASS / AP / Frank Augstein
Фото: TASS / AP / Frank Augstein

Но событие, хотя и ожидаемое, всё же застало врасплох.

«Да долго ль будет эта вечность длиться?»

Вечная, как сама идея монархии, пережившая всех современных ей и всех исторических монархов мира, правившая дольше всех из известных правителей, Елизавета Вторая покинула этот мир.

Уже сейчас подданные облачатся в траур. На пяти континентах (на шести – в Антарктиде тоже), где британское владычество оставило свои символы, на бесчисленных офшорных островах, фрегатах, в пабах, посольствах и дипломатических миссиях Форин-офиса – Министерства по делам колоний, как оно официально трактуется в самой Британии – опустят флаги и поднимут кружки, чтобы проводить дух Её Величества в последний путь, зазвучит «Похоронная королеве Марии» Генри Пёрселла.

«Пятнадцать человек на сундук мертвеца», – запоют они гимн Британии, провожая свою повелительницу.

У неё не было соперников и конкурентов. У Величества не бывает конкурентов. Единственный в мире суверен, чьё право никто не может оспорить. Единственный в мире источник права и истины, у которого нет равных – британский монарх, – оказался смертен.

«Йо-хо-хо!» – продолжит звучать гимн.

Уход Елизаветы Второй открывает бездну проблем и вопросов, которые западный мир хотел бы отложить. Это не только благополучие подданных Её Величества, поспешившее в небытие вперёд королевы.

 Фото: TASS / DPA / Albert Nieboer
Фото: TASS / DPA / Albert Nieboer

«Живя, рыдайте иль умрите сразу, чтоб души ваши душу короля нагнали иль за ней пошли покорно туда, где в вечном мире он царит…»

Не только вопросы престолонаследия, которые, будь монархия декоративной, как нам пытались все эти годы раструбить по «Би-би-си», не представляли бы серьёзного вызова для государства.

Не только проблемы доминионов («Да, за морем неплохо. Дома хуже») – Канады и Австралии, которые добровольно оставались подданными именно Елизаветы, но могут пересмотреть свои желания под управлением нового монарха.

«И бутылка рома», – вступают хоры.

Нас же заботит в этом прискорбном факте – уходе почти столетней, одной из старейших жительниц планеты, по-человечески печальном – другое: готов ли мир меняться, расставшись со своим самым привычным, а может, и надоевшим символом британского колониализма во плоти?

«Пятнадцать человек на сундук», – не сдаётся монархия и тянет назад к работорговле, опиумным войнам, дипломатии канонерок.

Сувенирная лавка, в которую превращена была британская монархия, наполненная безделушками, собачками, «бобби» и «бифитерами» вперемешку с крошками от печенья и «кохинором», таила в своих закромах множество отвратительных секретов.

Таких гадких, что и «в нашем тупичке» – «на Дворе Объедков» – за них полагались тумаки. Не то что в приличном обществе джентльменов.

«Как страшен мир! Зло напролом идёт, а все молчат, воды набравши в рот».

Не молчат. Размахивают кружками и горланят вслед своей королеве: «Йо-хо-хо! И бутылка рома».

Её сыновья, внуки, племянницы постоянно попадали в скандалы. Иногда довольно мерзкие – остров Эпштейна не зря закрыт на карантин.

 Фото: TASS / AP / Frank Augstein
Фото: TASS / AP / Frank Augstein

Двору с грехом пополам – именно с грехом – удавалось кое-как заметать порочащую семейство информацию под ковёр Букингемского дворца. Как тут же вырастал новый повод браться за веник.

И только Её Величество оставалась непогрешима и чиста – точнее, недосягаема для расследования. Глава государства, Верховный главнокомандующий, работодатель всех судей и полиции, глава церкви – сколько вакансий освободилось. И все пожизненные.

Сколько власти на самом деле было сконцентрировано в этих хрупких фарфоровых руках? За какие ещё не вплывшие деяния предстоит ответить?

«У совести моей сто языков. Все разные рассказывают сказки».

Пусть Бог будет ей теперь судьёй. Не мы. Нам некогда – нам предстоит разобраться с её наглыми продажными, чванливыми политиками, бессовестными торговцами, обворовывающими мир и спонсирующими террористов и нацистов, кровожадными генералами, обучающими убийц и карателей в своих лагерях, со злобной клеветнической прессой – со всем этим царством лжи и нелепого тщеславия. Раз уж она не смогла, со всеми её неисчислимыми земными возможностями.

Спите спокойно, Ваше Величество.

«Пора мне говорить: мой труд забыт».

Ваше наследие в надёжных руках!

«С надеждой раб – сильнее короля. А короли богам равны по силе».

Мы без вас справимся.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.