Найти тему

Художник Леонид Владимирский. Иллюстратор книг "Буратино" и "Волшебник Изумрудного города"

– Буратино я рисовал два месяца. В новой книге ему должно быть три года, а у меня, как ни старался, получалось пять, – рассказывал мне Леонид Владимирский в своей мастерской, куда я напросилась после нежданного знакомства.

С легендарным иллюстратором сказок «Приключения Буратино, или Золотой ключик», «Волшебник Изумрудного города» и «Три толстяка» мы встретились во Дворце пионеров на Воробьевых горах. Очень высокий, одетый в свободную блузу, с белой бородой и в квадратных очках, он ходил по холлу с детскими поделками, дожидаясь своей лекции для школьников, и был похож на доброго волшебника.

– Вы не хотите поговорить с Леонидом Владимирским для вашей статьи? Он пока не занят, – предложил мне сотрудник пресс-службы.

– Так это он?! Неужели тот самый?

В разговоре он не отказал и, хотя держался строго, потом не выходил у меня из головы. Человек, нарисовавший сказки, на которых мы все выросли! Одна из приятных сторон профессии журналиста в том, что можно увидеться с теми, кто тебе нравится. Нужно только найти повод. И подходящий представился: как раз приближался юбилей книги. Один телефонный звонок – и вот я в мастерской художника недалеко от Нового Арбата.

Художник Леонид Владимирский в своей мастерской в Москве
Художник Леонид Владимирский в своей мастерской в Москве

В двухкомнатной квартирке столы завалены рисунками. Всевозможных размеров, от больших до крохотных. Их здесь сотни! Страшилы, Дровосеки, Тотошки и Львы написаны акварельными красками на обычной бумаге. Мне они все кажутся идеальными, но художник определяет их как наброски и творческий брак.

– Возьмите себе что-нибудь на память, – предлагает автор, – мне это уже не нужно. Я их рисую каждый день.

Я из скромности отказываюсь, о чем буду горько сожалеть. Прихвати я каплю из этого моря картинок, их создатель даже бы не заметил.

Иллюстрация книги "Волшебник Изумрудного города" 1959 года. Художник Леонид Владимирский
Иллюстрация книги "Волшебник Изумрудного города" 1959 года. Художник Леонид Владимирский

Рассказывать о себе он начинает, не дожидаясь вопроса. Говорит, с детства увлекался рисованием и поэзией. Но отец посоветовал выбрать «серьезную» профессию, поэтому пришлось поступать в инженерно-строительный институт. Однако получить диплом не успел – началась война.

О своей службе в годы Великой Отечественной Леонид Владимирский упоминает вскользь: якобы героем не был, на передовой не воевал, просто строил мосты и дороги.

Видно, что он не лукавит и свой вклад в победу и правда считает скромным. Но разве это не важно – возводить мосты для армии?

Когда наступило мирное время, он собирался доучиться на инженера-строителя. Но вышло иначе. Однажды случайно оказавшись рядом со ВГИКом, узнал, что идет набор студентов, и решил тоже сдать экзамены – на художественный факультет. Все испытания прошел успешно, и его зачислили на отделение мультипликации.

– Мне интересно то же самое, что интересно детям. Потому что внутренне я не повзрослел. Моей душе всю жизнь как будто лет девять, – так художник объяснял, почему он стал иллюстрировать сказки.

Но сначала были не книги, а диафильмы. Первый – «Руслан и Людмила» по поэме Александра Пушкина – он нарисовал еще студентом как дипломную работу. Вскоре талантливого автора пригласили работать на студию «Диафильм», причем сразу главным художником. Вот тогда и появился образ Буратино, который мы все знаем: в красно-белом колпачке.

-4

Озорное личико деревянного мальчишки Леонид Владимирский рисовал со своей пятилетней дочери. Через несколько лет она стала моделью еще и для Элли в «Волшебнике Изумрудного города» Александра Волкова.

Книга из того первого тиража 1959 года бережно хранится в моей домашней библиотеке. А рядом стоит еще одна, изданная полвека спустя. Рисунки вроде те же самые, но если присмотреться, попадаются отличия. И когда я интересуюсь, почему, автор открывает мне секрет. Это не фотокопии. Иллюстрации для переизданий он рисовал заново, чтобы сделать их еще лучше.

– А куда подевалась звезда на шапочке у волшебницы Стеллы? – спрашиваю я.

– Какая звезда?

– На картинке, где Элли встречается со Стеллой, в старой книге звезда на шапочке есть, а в новой ее уже нет.

На это замечание он смущается, словно пойман с поличным:

– Забыл…

Иллюстрации из двух изданий книги "Волшебник Изумрудного города" – 1959 и 2003 годов.   Как видите, они немного отличаются друг от друга
Иллюстрации из двух изданий книги "Волшебник Изумрудного города" – 1959 и 2003 годов. Как видите, они немного отличаются друг от друга

Затем мы с полчаса говорим о писателе Александре Волкове. Как Леониду Владимирскому в городской библиотеке предложили почитать «Волшебника Изумрудного города», и, очарованный этой историей, художник бросился разыскивать автора. Оказалось, что тот живет неподалеку, в соседнем переулке. Огромный успех переиздания книги с цветными иллюстрациями вдохновил Волкова написать продолжение – так появились еще пять сказок. Леонид Владимирский отчасти приложил руку еще и к их текстам: например, уговорил писателя сократить число подземных королей. Вместо двенадцати их стало семь – в соответствии с цветами радуги.

Как-то незаметно наш разговор перетекает в другое русло. Художник признается, что ему нравится не только рисовать, но и самому писать сказки. Ведь это очень интересно, что могло бы произойти, если бы Буратино, например, искал клад или попал в Изумрудный город!

– Такой сказки до меня никто не придумал, поэтому я попробовал сделать это сам. И у меня получилось.

Перед тем как расстаться, Леонид Владимирский дает мне совет, которому, похоже, всегда следовал сам: постоянно пробовать новое, не бояться трудностей и вообще все в жизни делать по максимуму.

Иллюстрация книги "Волшебник Изумрудного города" 1959 года. Художник Леонид Владимирский
Иллюстрация книги "Волшебник Изумрудного города" 1959 года. Художник Леонид Владимирский

Через месяц мы увиделись снова. Я привезла запись интервью, которое опубликовала моя редакция. Подстроиться под график знаменитого художника оказалось непросто, потому что он был плотно занят. Хотя ему тогда было уже за восемьдесят, он регулярно встречался с детьми и учил их рисовать.

На наши встречи я захватила из дома сказки. «Волшебника Изумрудного города», которого мой отец получил в подарок еще ребенком. И «Приключения Буратино, или Золотой ключик» – это уже моя книга, изданная в восьмидесятых годах.

Правда, на «Волшебника» бабушка по неосторожности поставила утюг и прожгла первые страницы. Рассказывать такую прозаическую правду создателю книги, подумала я, не стоит. Поэтому сочинила красивую историю: якобы мой папа, когда был мальчишкой, чуть не устроил в доме пожар, но книгу успели спасти из огня.

История Леониду Владимирскому понравилось, а еще больше то, что книгу, даже испорченную, не выбросили, и два поколения семьи пользовались ей по назначению.

– Вот уж правда, что рукописи не горят, – рассмеялся он. – И знаете, а ведь именно этого первого издания нет даже у меня!

Автографы Леонида Владимирского на книгах "Волшебник Изумрудного города" и "Приключения Буратино, или Золотой ключик". На сказке о Буратино художник со свойственным ему добрым юмором подписался как Папа Карло
Автографы Леонида Владимирского на книгах "Волшебник Изумрудного города" и "Приключения Буратино, или Золотой ключик". На сказке о Буратино художник со свойственным ему добрым юмором подписался как Папа Карло

По обеим книгам было видно, что их много раз читали, но берегли. За несколько десятилетий страницы не растрепались. «Надо же, в каком они хорошем состоянии!» – автор иллюстраций с удовольствием переворачивал страницы, прежде чем поставить свою подпись и нарисовать шуточный автопортрет – доброго волшебника с бородой и в очках.

Мы долго сидели – на этот раз не в мастерской, а на лавочке во дворе его дома, – и к нам вышла красивая, улыбчивая женщина. Посмотреть, с кем там заболтался папа.

– Это моя дочь Ая, – представил он.

Впрочем, это было понятно и без объяснений. На нас смотрела Элли. Только старше, чем на страницах книги.

– Что еще я могу для вас сделать? – спросил он на прощание.

– Вы уже все сделали. Не только для меня, но и для моих будущих детей и внуков.

Тогда я не знала – он не сказал, – но это именно то, чего Леонид Владимирский хотел сильнее всего на свете. Чтобы книги, которые он проиллюстрировал, продолжали читать детям. Хотя самого художника нет уже семь лет, его желание сбывается. И прямо сейчас в какой-то семье очередной ребенок, разглядывая яркие картинки, погружается в волшебный мир сказки.

Леонид Викторович Владимирский (21 сентября 1920 года – 18 апреля 2015 года). Художник-иллюстратор, писатель, поэт. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Тираж книг с его иллюстрациями превышает 20 000 0000 экземпляров.

#художник #детскаялитература #волшебникизумрудногогорода #приключениябуратино