Приветствую всех многочисленных островитян, особенно тех троих, кто откликается на публикации)))! Сегодня представляю третью часть из большого "исследования паутины", которая уже гораздо ближе к тематике канала, ибо как не хороши были первые два альбома группы, но все-таки к жанру прогрессивного- или джаз-рока их можно было отнести с натяжкой. Кстати, кто пропустил, или не успел, или поленился, или отложил на потом, то историю с начала можно почитать и послушать по ссылкам ниже.
Ну-с, продолжим. Думаю, третья пластинка группы должна определенно понравится любителям жанра, хотя, видимо, у настоящих ценителей она уже давно "на полке" либо на жестком диске, не важно. Изложение материала поначалу прежнее, только на сей раз автором стал не Джон Итон, который рассказывал нам историю группы времен первых альбомов, а Дэйв Лоусон, заменивший в составе ушедшего Уотсона, и ставшего основным автором третьего альбома, так кардинально изменившего стилистику этого талантливого вокально-инструментального ансамбля. Ну, и на сладкое, в конце статьи, приведу отличную рецензию от Алексея Рыбина, надеюсь, с которым не надо знакомить присутствующих (да, да, тот самый, из первого состава группы КИНО, публицист, режиссер и т.д. и т.п.), который любезно разрешил использовать его текст. Итак, приступим!
WEB - I Spider (1970, Polydor)
Выпущенный в 1970 году альбом I Spider группы WEB заслужил репутацию работы поистине новаторской и прогрессивной. WEB, отказавшись в написании названия группы от употребления артикля, успешно оторвались от своего прежнего соул-звучания и объединили миры джаза и рока, а их новая музыка стала отражением видения новобранца Дэйва Лоусона, в лице которого коллектив обрел не только вокалиста и музыканта, но и композитора.
Дэйв Лоусон нам и расскажет историю создания I Spider, ему и слово...
Была в Лондоне такая группа под названием EPISODE SIX, которая, вероятно, наиболее известна тем, что в ее составе были вокалист Иэн Гиллан и басист Роджер Гловер. Они покинули группу, чтобы присоединиться к DEEP PURPLE, а EPISODE SIX стали искать музыкантов, чтобы заполнить бреши в составе. Я присоединился к ним на клавишных и привел с собой барабанщика по имени Алан Коултер и парня по имени Тони Дэнджерфилд, который ранее играл в SCREAMING LORD SUTCH и SAVAGES. Когда мы присоединились, имидж группы немного изменился, так как EPISODE SIX были в основном поп-кавер-группой. Мы же начали делать более роковые кавер-версии материала таких групп, как TRAFFIC, в результате мы стали группой, в которой хард-рокерам противостояли софт-рокеры.
EPISODE SIX были забронированы для выступлений на западе Англии, и в этом турне мы делили сцену с группой под названием THE WEB, вокалиста которой звали Джон Л. Уотсон. В основном это была группа под влиянием соул-музыки, но они заинтересовали меня, потому что у них было два барабанщика, Кенни Беверидж и Ленни Райт. Ленни также играл на вибрафоне и перкуссии, что придавало группе совершенно другое и современное звучание.
После концерта я поговорил с ребятами из группы, и они сказали, что им понравилось то, как я играл на клавишных. Джон Л. Уотсон к тому времени собрался уходить, чтобы продолжить карьеру в качестве сольного исполнителя, а остальные ребята из группы хотели двигаться в другом музыкальном направлении. В результате, я “поднялся на их борт” и начал сочинять материал, соответствующий составу группы. Я не знал более раннего материала WEB, и я до сих пор не знаю, как так получилось, что я стал главным автором в группе. Я не из тех, кто выставляет себя напоказ в подобных ситуациях. Я думаю, это было главным образом потому, что мы все согласились с тем, что хотели создавать музыку, которая отличалась бы от других, но я был единственным членом группы, который написал какой-либо материал.
Музыкальный сплав джаза и рока возник случайно. У меня было пять с половиной лет службы в королевских ВВС в качестве музыканта, и за это время мне “запихнули в глотку” военную музыку. Я поступил на службу в Военно-воздушные силы после окончания школы, и во время учебы там я познакомился с классической музыкой. До того, как я вступил в Королевские ВВС, мне посчастливилось брать уроки игры на фортепиано у Стэна Трейси (Stan Tracey), которого сейчас называют крестным отцом британского джаза. Он был очень добр ко мне и водил меня в клуб Ронни Скотта, и я видел выступления таких людей, как Роланд Кирк (Roland Kirk) и Джонни Гриффин (Johnny Griffin). Когда я ушел из ВВС, я снова учился у Стэна, так что влияние джаза не было чем-то осознанным, оно было просто частью меня. Я также был увлечен рок-музыкой того времени, так что все сошлось воедино. Рок оказал влияние с точки зрения ритма, но гармонично наша музыка пришла из мира джаза.
Мы некоторое время репетировали мой новый материал в монастыре и даже в женском монастыре, а затем нам дали не более пяти дней в уэссекской студии, чтобы записать I Spider. На этом альбоме я пытался использовать свой голос как инструмент и не использовал вибрато, что очень трудно сделать. Я не чувствовал, что мне дали достаточно времени, чтобы записать вокал к моему удовлетворению. Когда альбом вышел, мы отправились в путь, чтобы продвигать его. Незабываемый концерт состоялся на Festival of the Midnight Sun в Стокгольме. Шведам мы, похоже, понравились. Мы прилетели в Швецию из аэропорта Лутон на чартерном самолете, и концерт был действительно хорош и познакомил нас со шведской аудиторией.
К этому времени мы подумывали о смене названия, потому что всем ребятам надоело, что название WEB пишется то так, то сяк. Иногда нас называли WEBB, иногда THE WEBB, и всем это надоело. Как группе, наше руководство выплачивало нам очень скудную еженедельную зарплату, но дела пошли так плохо, что в конце концов Тому Харрису пришлось покинуть группу, потому что ему нужно было содержать жену и семью, а мы зарабатывали недостаточно. У нас не было достаточно денег, чтобы поддерживать количество музыкантов в группе. Мы переименовали себя в SAMURAI и подписали контракт с Greenwich Gramophone, независимым лейблом, принадлежащим автору песен Лесу Риду (Les Reed), и записали для лейбла альбом, который стилистически продолжил то, на чем группа остановилась на I Spider.
Мне действительно кажется странным, что я до сих пор получаю много электронных писем от людей, которые пишут мне, чтобы рассказать, как много значила и продолжает значить для них музыка WEB. Еще более странно, но и приятно, что альбом I Spider все эти годы периодически переиздается, как на пластинках, так и на CD.
Dave Lawson was talking to Mark Powell, 2008
Александр Ковтун (© Prog Island, SPb, сентябрь 2022)
I Spider (LP) – 1970 (Polydor 2383 024, UK)
Concerto for Bedsprings (10:10): a. I Can't Sleep; b. Sack Song; c. Peaceful Sleep; d. You Can Keep the Good Life; e. Loner/I Spider (8:30)/Love You (5:21)/Ymphasomniac (6:43)/Always I Wait (8:10)
+bonus tracks on CD-only (Esoteric Recordings ECLEC2027, UK):
Concerto for Bedsprings (live) (10:40)/Love You (live) (4:22)
Total time: 38’54 (LP)
Dave Lawson - vocals, piano, organ, Mellotron, harpsichord, producer/Tony Edwards - electric & acoustic guitars/Tom Harris - tenor & soprano saxophones, concert & alto flutes, tambourine/John Eaton - bass, cabassa/Lennie Wright - drums, timpani, congas, güiro, vibes, co-producer/Kenny Beveridge - drums, bongos, woodblock, jawbone
Produced by Lennie Wright and WEB for Gem Productions.
Engineered by Robin and Mike Thompson.
Assisted by Geoff and Tony.
Recorded at Wessex Sound Studios, London.
Bonus tracks recorded live in Sweden in 1971.
Bonus tracks produced by Dave Lawson.
Альбом был выпущен в 1970 году только в Великобритании и Германии. На компакт-диске впервые выпущен в Японии в 1990 году.
Переиздания:
1990: Polydor ERC-29230 (CD), Japan;
2003: Sunrise Records 30523042 (CD), EU;
2006/2013: Akarma AK336 (LP), Italy;
2008: Arcàngelo ARC-7281 (CD), Japan;
2008: Esoteric Recordings ECLEC2027 (CD), UK;
2013: Belle Antique BELLE 132060 (SHM-CD), Japan;
2016: Klimt Records MJJ354 (LP), France;
2017: Wasabi Records WSBAC-0064 (Blue-spec CD), Japan;
2019: Esoteric Recordings ECLECLP 2027 (LP), UK.
Третий альбом группы, не слишком известной в России, но в Англии в свое время бывшей одной из интереснейших прог-роковых команд. Крупного коммерческого успеха группа не имела, но четыре альбома, все-таки, вышли и андеграундная сцена Англии была захвачена WEB с легкостью. Группа не писала ярких и запоминающихся песен, у нее не было рок-н-ролльных хитов, а место лидеров психoделии и свободного джаз-рока было уже занято PINK FLOYD и SOFT MACHINE. Но это никак не умаляет качества музыки WEB, темной, тревожной и местами угрюмой группы, склеившей на своих альбомах авангардный джаз и классические европейские музыкальные построения. Обложка альбома по-своему уникальна – ни один конверт на вызывал ощущения какой-то тяжелой, липкой шизофрении, и за счет композиции и изображения – на лицевой и обратной стороне и за счет цветогаммы. Картинки из ночного похмельного кошмара или наркотического отходняка – чрезвычайно неприятные создания в тусклых цветах, тревога, ужас и полный отрыв от реальности, хочется скорее перевернуть обложку, но на обратной стороне такой же ужас, причину которого трудно сформулировать – у Сальвадора Дали или Босха есть картины по содержанию куда ужасней и непонятней, но не вызывающие такого отторжения и напряжения. А здесь - цвет, мрак, нюансы – все работает, нагнетает и оседает в сознании липким кошмаром. Но музыка, к счастью, не такая выматывающая и напряженная, ка кто, что же на обложке, правда, “нюансы” - это ключевое слово и для музыки. Десятиминутная сюита “Concerto For Bedsprings” открывает альбом с торжественных аккордов клавишных, гитары, баса, поддержанных ударными и саксофоном, потом же – вся мощь уходит, остается только напряжение вьющихся звуков клавишных, железа, барабанных коротких дробей и голоса – нечетные размеры, стоп-таймы, сложные ломаные партии вступившего фортепиано – и свободный джазовый, легкий полет саксофона. Все очень близко к SOFT MACHINE и оказывается – не так страшно. Откровенно, чисто джазовая часть (а пьеса состоит из пяти отдельных частей, крепко спаянных общей темой) уходит в прогрессивный рок – медленная песня внутри песни, фортепиано, меллотрон, сложная голосовая линия. Следом – фрагмент напоминающий джазовые моменты KING CRIMSON с ярким фортепиано, саксофоном и тяжелым, роковым драйвом. Группа тяготеет, все-таки, к авангардному джазу, в равной пропорции с роком и в результате получается музыка совершенно оригинальная, сложная и – как выше написано – вся на нюансах. Заглавная песня – “I Spider”, восемь минут – переход от авангарда к классическому британскому прогрессив-року, орган, меллотрон, медленное плавание по волнам потустороннего, сумрачное пространство с блестками нот вибрафона, вспоминается хмурое море с обложки пластинки. Тусклое солнце и фигура птички, выпорхнувшей прямо из ночного кошмара. Размеренно накатывают тяжелые вязкие волны звуков саксофона, ударных, клавиш, то стихая, то набирая силу – и к прозрачной, тонкой “Love You”, которая тоже обманывает – после нежного вступления – тяжелый, среднетемповый накат – гитары, клавиш, саксофона, песня про “love you” движется тяжелым танком, сминая цветочки-василечки, поддерживаемая режущим, искаженным басом и жестяным, хрипящим звуком гитарного соло и вокальной партией напоминающей самые злые песни GENTLE GIANT. Но – напоминающей, а не содранной, в WEB вообще нет эпигонства, это совершенно своя, самодостаточная и оригинальная музыка. Все сравнения с другими группами – лишь формальны. “Ymphasomniac” – авангардно-джаз-роковая, изломанная, закрученная и нервная штука с неожиданным перкуссионным соло, изменяющим направление от современной авангардной уже даже не джаз, а симфонической музыки к восточным ритмам. И в третьей части этой семиминутной композиции группа уходит опять в классический британский клавишный арт-рок. “Always I Want” – совершенно незаменимая и обязательная вещь для всех, кто любит британский прогрессив рок, уже названных здесь GENTLE GIANT, KING CRIMSON и SOFT MACHINE – при этом пьеса не похожа ни на одну из этих групп, сходно лишь направление. Изумительные соло клавиш, сложные, меняющиеся ритмы, вибрафон, гитарное джазовое соло, переходящее в тяжелые перегруженные риффы, сложная голосовая линия и – прозрачность, ясность и красота всей этой сложнейшей конструкции. Пластинка – в общем, конечно, золотой фонд английской прогрессивной музыки семидесятых.
© Алексей Рыбин, 2022 (a-ka Kinoryba)(С разрешения автора)