Сотруднице, занимавшей в организации должность менеджера по закупкам, объявили простой. Время простоя составило 8 месяцев, в течение которых сотрудница не вызывалась на работу. Выйдя из простоя, она была уволена по сокращению штата. Посчитав действия работодателя незаконными, уволенная работница обратилась в суд.
На повестке дня: определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.07.2022 № 88-14556/2022.
Предыстория: сотруднице, занимавшей в организации должность менеджера по закупкам, объявили простой. Время простоя составило 8 месяцев, в течение которых сотрудница не вызывалась на работу. Выйдя из простоя, она была уволена по сокращению штата. Посчитав действия работодателя незаконными, уволенная работница обратилась в суд. В иске она потребовала восстановить ее в ранее занимаемой должности и взыскать с работодателя зарплату за время вынужденного прогула в период простоя и незаконного увольнения.
Задействованные нормы: ст. ст. 81 и 180 ТК РФ.
За что спорили: восстановление на работе и 274 181 рубль.
Выступая в суде против заявленных истцом требований, представитель работодателя указывал, что простой был объявлен работнице на законных основаниях. Работы для нее не было, а выплачивать заработную плату в полном объеме при отсутствии трудовой деятельности работодатель не имел возможности. Поскольку из-за нехватки денежных средств сохранять штатную численность работников в прежнем объеме организация не могла, она приняла решение о сокращении работницы, находящейся в простое.
При этом простой не является препятствием для увольнения работника по сокращению штата. Определение штатной численности сотрудников находится в исключительной компетенции самого работодателя, который все кадровые вопросы решает самостоятельно. Поэтому, по мнению работодателя, работница была уволена законно и оснований для восстановления ее в должности не имеется.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы работодателя и встал на сторону уволенной сотрудницы. Судьи отметили, что под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
В спорном случае простой был объявлен лишь в отношении истца при наличии в организации 3 должностей менеджеров по закупкам. Отправленная в простой сотрудница не отзывалась из простоя в течение длительного времени (более 8 месяцев) до увольнения по сокращению штата. Ее отстранение от работы фактически носило не временный, а постоянный характер. Работодателем не представлены доказательства, подтверждающие факт невозможности выполнения истцом своих должностных обязанностей. Поэтому простой носил незаконный характер.
Что касается увольнения по сокращению штата, то данное увольнение также нельзя считать правомерным и обоснованным. В силу п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под подпись не менее, чем за 2 месяца до увольнения. При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Причем работодатель обязан предложить сокращаемому работнику другую имеющуюся работу (ч. 1 ст. 180 ТК РФ).
Перечисленных мер работодатель не принял и процедуру увольнения по сокращению штата нарушил. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что увольнение работницы является незаконным. Ее восстановили в должности и взыскали в ее пользу заработную плату за время вынужденного прогула в период простоя и неправомерного увольнения.