Найти тему
АиФ–Пермь

Прикинулся мёртвым. В суде выступили пострадавшие при стрельбе в ПГНИУ

   В третий день суда над Бекмансуровым на заседании выслушали показания девяти потерпевших.
В третий день суда над Бекмансуровым на заседании выслушали показания девяти потерпевших.

В Пермском краевом суде 7 сентября прошло очередное заседание по делу Тимура Бекмансурова. Пострадавшие восстановили картину первых минут стрельбы, которую он устроил в Пермском университете. Как спасались и где прятались от пуль преступника люди? Подробности третьего дня суда – в материале perm.aif.ru.

Первые раненые

Первым, кто получил ранения в день трагедии, стал автомобилист Максим Одинцов. 20 сентября 2021 года ему не посчастливилось проехать мимо Тимура Бекмансурова. Согласно данным следствия, подсудимый выстрелил в человека, который двигался на машине во встречном ему направлении с расстояния около пяти метров.

«Он направил дуло винтовки в сторону лобового стекла и произвёл один выстрел, который пришёлся в область водителя, отчего на стекле образовались сквозные отверстия и дробь задела моё правое плечо, подголовник переднего пассажирского сиденья и облицовку салона автомобиля с правой стороны. Чтобы уйти с линии огня я повернул направо, человек с винтовкой пробежал мимо меня. Я остановился. Так как части разбившегося лобового стекла попали мне в кисти рук и правую сторону лица у меня пошла кровь. Я позвонил в службу спасения и сообщил, что около университета стрельба, а мне ответили, что знают об этом», – зачитал показания Максима прокурор (мужчина не смог присутствовать на заседании лично из-за болезни).

Следом стрелявшего заметили студенты, которые стояли возле западной проходной ПГНИУ. Их было, по разным показанием, от 15 до 30 человек. Они услышали хлопки: кто-то принял их за детские шалости, кто-то решил, что лопнула шина у рядом стоящей машины. Но обернувшись в сторону источника звука, перед ними возник образ преступника.

   У западной проходной ПГНИУ всегда многолюдно: студенты выходят покурить, идут с пар или назначают КПП как место встречи с друзьями. Подсудимый это прекрасно знал. Фото:  АиФ/ Татьяна Титова
У западной проходной ПГНИУ всегда многолюдно: студенты выходят покурить, идут с пар или назначают КПП как место встречи с друзьями. Подсудимый это прекрасно знал. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

«Он был во всём чёрном, было видно только глаза. Он выглядел угрожающе и первая мысль была бежать, – рассказала с нескрываемой дрожью в голосе Елизавета Иванова. – И я направилась на территорию вуза, чтобы спрятаться где-нибудь. У дверей КПП упала и почувствовала резкую боль, как мне на тот момент показалось, из-за того, что меня ударили дверью. Несколько секунд пролежала, встала и побежала дальше, в химический корпус».

Вместе со своей подругой Анной Герц (которая также выступила в суде) девушка укрывалась в кабинке женского туалета. А причиной боли, которую испытала Лиза, оказался вовсе не удар дверью, а пулевые ранения. Одно из них задело левый висок, одно прошло по касательной на плече, ещё одно – рассекло щёку. Подруги оставались в кабинке до тех пор, пока всех не эвакуировали из вуза.

Ещё одним из первых, кого ранил Тимур Бекмансуров, стал студент ПГНИУ Антон Грехов. Его ранило в затылок. Его однокурснице Наталье Пантелеевой также попало в затылок, но ранение было непроникающим: осталась гематома.

В эпицентре трагедии оказались не только студенты Пермского госуниверситета, но и других вузов. Так, студент Пермского Политеха Данил Маркштедер пришёл встретить с пар свою девушку студентку ПГНИУ Алёну Зеленкину.

«Мы встретились и отправились к КПП, где всё и произошло. Мы услышали хлопки. Увидели человека, который шёл на нас с чем-то в руках. Я не рассмотрела, что это было. Но стало понятно, что стреляют и мы побежали обратно на территорию университета. Забежали в шестой корпус, поднялись по лестнице и стали ждать. Слышали выстрелы, а после увидели, как из окна соседнего корпуса выпрыгивают студенты. Выстрелы приближались, доносились из перехода между корпусов, и мы решили бежать из корпуса обратно на КПП», – представили одну картину случившегося студенты.

Алёне было непросто оказаться за трибуной ответчика. Девушка сильно волновалась, путаясь даже в самых простых вопросах. Казалось, что она вот-вот расплачется, раскрывая подробности того жуткого понедельника. К счастью, они с молодым человеком не получили увечья.

Машинисту РЖД Александру Токареву «повезло» меньше, чем ребятам. Мужчина заехал в киоск напротив КПП и получил две пули.

«Мужчина выстрелил в меня. Я сразу почувствовал боль в ноге и руке и упал на землю, чтобы он подумал, что я умер. Позже увидел торчащую из рукава куртки кость и окровавленные джинсы. Дальше мужчина начал стрелять уже на территории университета. А я встал и попросил вызвать скорую. Меня доставили в больницу имени Тверье, где поставили диагноз – огнестрельный перелом правой кисти и ранения ягодичной области», – зачитал показания пострадавшего прокурор (мужчина не смог присутствовать на заседании).

Александру в руку прикрутили винты, а также установили металлическую конструкцию. Провели операцию на ноге.

Исковые требования

Единственным из выступающих в суде 7 сентября, кто выдвинул исковые требования в адрес Бекмансурова стал студент третьего курса физического факультета ПГНИУ Никита Смирнов. В день трагедии юноша находился всё у той же проходной, где началась стрельба. Когда юноша увидела стрелявшего и услышал хлопки, то не сразу понял, что оружие настоящее. А затем побежал. В отличие от многих студентов, которые бросились в университет (там образовалась давка), он побежал вдоль забора в сторону пункта ГИБДД.

   Первым из пострадавших студентов, кто предъявил исковые требования к подсудимому стал Никита Смирнов. Фото:  АиФ/ Татьяна Титова
Первым из пострадавших студентов, кто предъявил исковые требования к подсудимому стал Никита Смирнов. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

«Было страшно за жизнь, на моих глазах был убит мой друг (прим. авт. – речь про Ярослава Арамелева)», – признался Никита.

Студент получил механические повреждения, также ему потребовалась помощь психолога после случившегося. Кроме того, рядом с КПП стояла его машина. Бекмансуров попал в неё, повредив переднее правое колесо, крыло, капот. В качестве возмещения морального вреда Никита Смирнов потребовал 300 тысяч рублей.

Смотрит в глаза?

На этом заседании подсудимого было не узнать. Если за предыдущие два дня Бекмансуров буквально ни разу не посмотрел в зал, на журналистов и тем более родственников погибших, то здесь он «приветствовал» взглядом каждого, кто выходил к трибуне ответчика.

   Семь человек смогли прийти и дать показания лично – семь раз подсудимый пусть ненадолго, но переводил свой взгляд с пола в сторону зала. Фото:  АиФ/ Татьяна Титова
Семь человек смогли прийти и дать показания лично – семь раз подсудимый пусть ненадолго, но переводил свой взгляд с пола в сторону зала. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Шесть родителей убитых детей и девять потерпевших – тех, кому пришлось спасаться от пуль Бекмансурова, уже выступили в суде. Заседания идут три дня, но уже кажется, что бесконечно. Однако, это только начало. Потерпевшими по делу проходит порядка 60 человек. Впереди ещё несколько недель суда.

Следующее заседание назначено на 8 сентября. Следить за ходом судебного процесса можно в группе «Новости Перми / АиФ-Прикамье» ВКонтакте, а также в телеграмм-канале «АиФ Пермь».