«Поэт в России – больше, чем поэт» – написал в поэме «Братская ГЭС» Евгений Александрович Евтушенко, и это в полной мере относится и к нему, и к его коллегам, поэтам-шестидесятникам. Сейчас трудно поверить, но тогда в 1960-е, главные представители славной когорты поэтов времен «оттепели» были крайне популярны, как в СССР, так и за рубежом. Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина собирали стадионы, как сейчас популярные рок звезды.
Евтушенко входил в мировую культурную элиту и его рассказы о встречах, поездках и разговорах с самыми известными политиками, кинозвездами, спортсменами и музыкантами мира – это не хвастовство, а реальность его жизни.
Приведу два примера мировой славы поэта. 13 апреля 1962 года американский журнал Тайм, один из ведущих журналов своего времени, разместил портрет советского поэта на своей обложке. И не просто разместил, а проиллюстрировал им заглавную статью номера под названием «Россия: стремление к истине» про новое поколение жителей СССР времен расцвета свобод. 28-летний Евтушенко, именуемый в статье «Женей» рассматривался как один из символов своего поколения. Какое удивительное сходство с Бобом Диланом, объявленным голосом своего поколения в США. На самом то деле, поколение было одно – Евтушенко старше Дилана всего на 8 лет.
И развивая тему Дилана, приведу еще один пример - согласно многочисленным утверждениям в интернете, в номере газеты New York Times за 28 октября 1963 года американский критик Роберт Шелтон сравнивает молодого Боба Дилана с Евтушенко «…perhaps an American Yevtushenko (the Russian poet). То есть, не Евтушенко как Дилан, а Дилан – это американский Евтушенко!
Более того, есть упоминания об эссе молодого (на тот момент) критика Джоша Дансона 1965 года, которое называется "Yevtushenko, Lorca and Bob Dylan" (Евтушенко, Лорка и Дилан). Там Дансон цитирует статью того Шелтона опять же из New York Times за 1963 год, только вышедшую в апреле, где написано следующее «Композиции мистера Дилана не вписываются ни в какие рамки; в ту минуту, когда вы нашли ей (композиции) определение, оно тут же исчезает. Его лирика смешивает сольную проповедь из разговорного народного наречия Вуди Гатри с демонической образностью Рембо или даже с социальной критикой Евтушенко». То есть тут Дилана сравнивают с Евтушенко и понятно, что Евтушенко главнее....
Я не смог найти ссылок или копий ни той, ни другой статьи, поэтому не могу ручаться, что все это было действительно написано. Но могу сказать точно: Роберт Шелтон - персонаж известный. Именно он написал 29 сентября 1961 года первую в историю рецензию на творчество юного и никому не известного Дилана, которая была опубликована в авторитетной New York Times. Эта рецензия создала исполнителю достаточную славу и помогла заключить через год контракт со звукозаписывающей компанией Colambia.
Понятно, что рано или поздно Дилан и Евтушенко должны были встретиться. И это случилось. Через своего друга американского поэта и драматурга Джеймса Рэгана (James Ragan) Евтушенко пригласил Дилана на Мировой Вечер Поэзии, который прошел в Москве за день до открытия Международного фестиваля молодежи и студентов. И Дилан приехал. Об этом много где написано, но подробностей мало. Думаю восполнить этот пробел. Ищу. Есть успехи.
А сейчас просто послушаем стихи Евтушенко в исполнении автора. 1984 год.