к 80-летию певца, пианиста, композитора
Татьяна Барская, член Союза журналистов России, Международного сообщества писательских союзов
Муслим Магомаев неоднократно приезжал в Крым на гастроли. Первая встреча с ялтинскими зрителями состоялась спустя год после его стажировки в Италии в театре «Ла Скала».
Летом 1964 года молодой артист (ему исполнилось 22 года) Азербайджанского театра оперы и балета имени М. Ахундова Муслим Магомаев вместе с Азербайджанским симфоническим оркестром, которым руководил известный дирижер и композитор, народный артист СССР Таги-заде Ниязи, выступал в Ялте с концертами. Это был настоящий праздник искусства, который ошеломлял и покорял слушателей. Сильный, чистый голос певца звучал с такой энергией, мелодичностью, что удержаться от волнения было невозможно. Летняя эстрада в городском саду переполнялась шумным восторгом. «Севильский цирюльник», «Фигаро», «Тоска» - фрагменты из опер следовали один за другим…
Уже тогда Магомаева называли баритоном номер один страны. А позже, как определилось одним из лучших баритонов мира.
Во время этих первых гастролей в редакции «Курортной газеты» (ныне «Крымская газета») состоялась встреча Муслима Магомаева с журналистами. А 16 августа 1964 года были опубликованы его впечатления о стажировке в Италии. Вот о чем был рассказ.
Путешествие в страну бельканто
С детства я мечтал увидеть Италию с давних времен названную «колыбелью искусства», побывать в Риме, Милане, Венеции, Неаполе, увидеть памятники старины, творения Рафаэля и Микеланджело, побывать в стенах великого театра «Ла Скала». Никогда не думал, что все это мне посчастливится увидеть…
В январе 1963 года мы встретились в Министерстве культуры СССР – Владимир Атлантов – ленинградец, Янис Забер – рижанин, Николай Кондратюк и Анатолий Соловьяненко – киевляне, два неразлучных друга из одного театра, и я.
С Атлантовым мы новички, остальные ехали в Италию второй раз. 11 января, вечером, самолет сел в Турине (Милан не принимал из-за непогоды). Через три часа автобус доставил нас в Милан. Устроившись в гостинице Сити-отель, через час мы уже ужинали в кафе «Ла Скала», по приглашению директора театра синьора Гиринтелли.
Мне не верилось, что я нахожусь в театре, о котором мечтал с детства. Директор радушно нас принял. Угостил итальянским блюдом спагетти и интересно рассказал о новых постановках, которые нам предстоит увидеть и услышать.
Через неделю мы должны были приступить к стажировке – занятиям по пению с маэстро Дженарро Барра и по разучиванию оперных партий – с Энрико Пьяцца.
Барра в прошлом известный певец-неаполитанец. В его квартире висят портреты великого Карузо, Тито Руффо, Батистани с лестными дарственными надписями. Ему уже 73 года и мы всякий раз удивлялись его энергии, жизнерадостности, а еще больше – почти молодому звучанию голоса.
Энрико Пьяцца в прошлом великолепный дирижер – ассистент Артуро Тосканини, прекрасный музыкант. Сейчас он на пенсии, но работает консультантом и концертмейстером при театре «Ла Скала».
Естественно, что занятия с такими педагогами принесли нам огромную пользу, и мы очень ценили каждую минуту работы с ними. Весь театр относился к нам исключительно дружелюбно. У нас появилось много друзей. Это были необыкновенные добрые и отзывчивые люди.
С волнением мы пришли на первый спектакль «Девушка с Запада» Д. Пуччини. Главную партию Джонсона пел знаменитый Франко Корелли, молодой, великолепный артист. Роль бандита Джонсона он исполнил с присущей образу ковбоя эмоциональностью.
Корелли обладает прекрасной вокальной школой. Это помогает ему не думать на сцене о голосе, а думать только о внимание актерской игре. Если полвека назад итальянская школа признавала только прекрасное пение, то сейчас она отдает предпочтение актерской игре. Франко Корелли является именно таким певцом-актером…
Легких песен не бывает
Вторая наша встреча состоялась через 9 лет, в августе 1973 года, когда М. Магомаев был участником Всесоюзного фестиваля «Крымские зори». И наша беседа с ним была опубликована в газете «Советский Крым» 17 августа 1973 года.
В память о великом певце, 80-летие которого отмечается в эти дни, мы возвращаем читателей к этой публикации под названием «Легких песен не бывает».
Звучит знакомая мелодия. Поет Муслим Магомаев. Где бы ни услышали мы этот голос, хочется слушать его еще и еще раз, переживая судьбу тех, о ком он рассказывает в песнях «Бухенвальдский набат», «Хотят ли русские войны?», «За того парня».
Муслим Магомаев не мог знать войну так, как знали ее люди старшего возраста. Но он пережил трагедию тех, кто не дождался своих отцов, погибших в Великую Отечественную. И поэтому в песнях героического плана артист передает не только свои переживания, но и драматизм целого поколения людей послевоенного времени.
Я не случайно начала рассказ об этом талантливом певце именно с героической темы в его творчестве. Между первым исполнением «Бухенвальдского набата» и песней «За того парня» - расстояние более чем в десять лет. Все эти годы мы слушаем его и убеждаемся в том, что высокая гражданская, героическая тема не перестает волновать певца. Еще во время путешествия в страну бельканто, где в 1963 году проходил стажировку в знаменитом миланском театре «Ла Скала», он пел «Бухенвальдский набат» итальянским коммунистам. На глазах у слушателей были слезы. Песня напоминала людям о трагедии, которую принес человечеству фашизм, песня стала призывом к миру.
Сейчас, когда певец приехал на всесоюзный фестиваль «Крымские зори», мы встретились с ним. И в разговоре не могли обойти того, что волнует многих.
- Гражданственность остается одной из основных моих тем, - подтвердил он, - но, к сожалению (это упрек композиторам), не так уж много сейчас появляется произведений на эту тему.
С первых шагов на эстраде обнаружилась у Магомаева одна из самых привлекательных черт его таланта – эмоциональность, умение посредством песни передать слушателям самое главное, самое дорогое. Певец щедро делится с нами всем, что у него есть. А есть многое – красивый, сильный голос, богатство красок, актерское мастерство.
Сегодня Муслим Магомаев сложнее, искуснее, чем десять лет назад. С каждым годом растет его требовательность к репертуару. Вкус исполнителя, его эстетическое чутье, умение отличить подлинную поэзию от подделки имеют громадное значение для творческого облика артиста.
По мнению Магомаева, удачная песня – это сочинение хорошей мелодии с хорошим текстом. Очевидно, поиск хорошей песни привел к творческому содружеству поэта Роберта Рождественского, композитора Арно Бабаджаняна и исполнителя М. Магомаева. Ими создан целый цикл замечательных песен, полюбившихся слушателям.
- Это очень интересная работа – рассказывает Муслим – обычно сначала рождается музыка. Так пишет Бабаджанян. У него есть мелодия. Но пока еще без слов. Потом уже к ней рождается текст. Стихи Роберта Рождественского я очень люблю. Поэт настолько музыкален, что его стихи легко ложатся на музыку. Из современных композиторов мне близки и любимы Пахмутова, Бабаджанян, Фельцман. Я с удовольствием пою их песни. Иногда приходится слышать упреки в мой адрес, почему я не занимаюсь только оперным искусством… Но хочу заметить, что классики, писавшие очень серьезную музыку, не забывали создавать и «легкие» сочинения.
Наш разговор вдруг прервал телефонный звонок. Отвечая на него, М. Магомаев полушутливо обронил фразу: «Легких песен не бывает…». Но в каждой шутке, говорят, есть доля правды. И мне подумалось в тот момент, что действительно это так: в искусстве песни легких путей не бывает.
У каждой песни, как и у человека, своя судьба. Артист рассказал о том, как пришла к нему песня «Благодарю тебя» на слова Р. Рождественского. Бабаджанян дал прослушать ему две песни «Гордость» и «Благодарю тебя». Больше понравилась первая, но потом еще и еще раз прослушал вторую песню и выбрал ее.
- Теперь, - признался Муслим, - это одна из любимых песен. Уже в первой фразе ее есть что-то недосказанное. Возможно, вся прелесть этой песни именно в том, что каждый понимает и чувствует ее по-своему, вкладывая свой смысл в содержание.
Для репертуара М. Магомаева характерны песни лирические. В каждой из них он создает новый образ, яркую, запоминающуюся картину, будь то «Мелодия» Пахмутовой, «История любви» Ф. Лея или «Одинокая» О. Фельцмана.
Диапазон певца широк – опера, камерное пение, эстрада. Талант его многогранен, если вспомнить о том, что он автор таких песен как «Синяя вечность», «Последний аккорд», патетической «Торжественной песни», которую просят исполнить на многих концертах.
На днях по телевидению закончился показ многосерийного художественного фильма «Семнадцать мгновений весны». Лейтмотивом к нему стала песня М. Таривердиева, написанная на слова Р. Рождественского, в которой есть все, что открывает дорогу к сердцу слушателей – искренность, мелодичность, содержательность. Мне показалось, что родилась еще одна песня, которая просится в репертуар Магомаева.
- Да, - грустно подтвердил он. Эта песня мне нравится, но режиссер Татьяна Лиознова предпочла другого исполнителя – Кобзона.
… Заканчивался фестиваль «Крымские зори», а вместе с ним выступления народного артиста СССР Муслима Магомаева, сказавшего на прощание: «А без песен я жить не могу».
Его ждали новые встречи со слушателями у нас в стране и за рубежом, потому что творчество этого талантливого артиста несло людям радость, щедро приобщая к миру прекрасного.
P.S. 26 октября 2006 года на 66-м году жизни перестало биться сердце «настоящего баритона», любимца публики, олицетворяющего целую эпоху. Как отметил С. Белза, прощаясь с певцом, Магомаев был королем эстрады, и трон его остался непоколебимым. Он был личностью, которая рождается один раз в век.
Фото из архива автора, публикуются впервые