В одной из биографий Роберта Мюррея Макчейна Джеймс А.Стюарт пишет:
“ Святость господина Макчейна давала о себе знать еще до того, как с его уст сходило единое слово; его внешний вид говорил за него. Однажды он провел с одним пастором ночь на севере Шотландии. Пастор был в такой степени впечатлен тем, что окружало Макчейна, что когда тот вышел из помещения, он разразился слезами и сказал: “ О, это самый похожий на Иисуса человек, которого я когда-либо встречал”.
В другом месте Стюарт добавляет:
“ Макчейн проводил много часов за занавесом, в святом общении, в самоотреченной хвале и поклонении, исполненный любовью Христа на Голгофе. Он выходил из присутствия Божия, чтобы , посетив на дому своих прихожан, оставить после себя благоухание Христово. Когда он шел по улицам своего прихода-да и в других местах Великобритании,- людей поражало выражение его лица, на котором лежал отпечаток Христа”.
Сэлли Магнуссон пишет, что Эрик Лиделл, великий шотландский бегун и миссионер, будучи интернированным в японском концентрационном лагере, был похож на своего Господа.
“ Если существовала тема, к которой эти люди вновь и вновь возвращались, так это, каким образом он являл свое христианство. Об Эрике говорят здесь как о человеке по образу Христа, точно так же, как это было и среди китайцев в Сьячине. Он заботится о проститутках и презренных коммерсантах; он таскает уголь для слабых и обучает молодых; он готов продать свои золотые часы и изодрать свои простыни на хоккейные клюшки. И все же он остается тем самым Эриком…таким обычным, не похожим на что-то особенное”.
В своей книге “ Последний враг” Ричард Хиллари открыто признается, что Петер Пиз- пилот-коллега, исповедующий Христа и лучший человек, которого он когда-либо встречал,-раздражал его, но и вызывал уважение. Его единственным намерением было застать его одного, беспощадно атаковать его и разодрать его веру в куски. Такая возможность представилась ему во время совместной поездки в купе в поезде из Монтроза в Эдинбург, столицу Шотландии. Сверкнув глазами, он сказал своей жертве: “ Твоя религия-лишь видимость, унаследованный пережиток, полезный социальный придаток, и ничего более”. Петер открыл рот, выдавил несколько слабых протестов и опять погрузился в молчание, сраженный потоком аргументов своего противника. Но Хиллари знал, что в действительности аргументацию потерял он, ибо оставалось очевидным: он не мог объяснить характер Петера, который был неразрывно связан с его религией и сводил на нет всякую логику.
А потому Д.Г. Джовит писал:
“ Люди могут превосходить тебя остротой своих аргументов. Ты можешь легко потерпеть поражение в интеллектуальных аргументациях. Но аргументация спасенной жизни неоспорима. “ Видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки”.
Р.В. Дехан писал:
“ Вскоре после своего прибытия на место своей миссионерской деятельности миссионер в первый раз обратился к группе жителей деревни. Он попытался преподнести им Евангелие. Описывая Господа Иисуса, он охарактеризовал Его как человека сострадательного, дружелюбного, любвеобильного и заботливого, который ходил с места на место и делал добро. Рассказывая об этом, он заметил, что его речь вызвала понимающие улыбки на лицах его слушателей, и те кивали головами в знак согласия. Несколько удивленный, он прервал свою речь и спросил: “ Знаете ли вы, о ком я говорю?” Один из жителей села быстро ответил: “ Да, ты говорил о человеке, который бывало приходил к нам”. И они горячо принялись рассказывать об одном враче-миссионере, который посетил их отдаленную деревню, чтобы послужить им в их физических нуждах. В отношении заботы о людях его жизнь была так похожа на жизнь Христа, что они видели в нем Господа Иисуса. Он был настоящим примером подражания Христу”.
Сэр Генри М. Стенли сказал:
“ Я отправился в Африку с предубеждением против религии, как самый неверующий в Лондоне. Для репортера вроде меня, который имеет дело исключительно с войнами, массовыми собраниями и политическими встречами, сентиментальные чувства не подлежали обсуждению. Но затем для меня последовало длительное время размышления. Там я находился вне, далеко от западной цивилизации. Я видел этого одинокого старого человека, Давида Ливингстона, и спрашивал себя: “ Почему он живет здесь, в такой среде? Что вдохновляет его?”.
В продолжении всех этих месяцев после нашей первой встречи я снова и снова оказывался его слушателем и поражался этому человеку, осуществляющему в своей жизни слова “ Оставь все и следуй за Мной”. Увидев его благочестивость, его любезность, его усердие, его серьезность и то, как спокойно он совершал свое служение, я постепенно обратился через него, хотя он никоим образом не пытался делать это”.
Однажды, когда среди группы миссионеров, работавших в Индии, находился их коллега Сайлас Фокс, к ним вошла соседка-индуска, познакомилась при этом с господином Фоксом и имела с ним краткую беседу. Затем она снова ушла. После его отъезда она возвратилась и в большом волнении сказала: “ Я видела Бога на его лице”. Она, поклонявшаяся многим богам, увидела в лице Сайласа Фокса Единого Истинного Бога.
Однако мы знаем, что человек приобретает святость не просто так, словно это что-то вроде насморка. В этом деле важную роль играет человеческая воля. Надо, чтобы верующий захотел быть святым и для этого дисциплинировал себя. У него должна быть твердая мотивировка. Это подводит нас к вопросу: “ Почему человек стремится к святости?”.
Об этом порассуждаем в следующих статьях….