В рамках реализации антикризисных мер поддержки экономики Федеральным законом от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ статья 93 Закона № 44-ФЗ дополнена новыми основаниями для заключения контракта с единственным поставщиком (пункты 5.1 и 5.2 статьи 93), которые будут действовать в течение двух лет.
Предполагалось, что с даты внесения изменений при соблюдении ряда условий пункт 5.1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ позволит государственным или муниципальным медицинским организациям заключать контракты с единственным поставщиком на поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов с ограничением годового объема таких закупок, а пункт 5.2 части 1 статьи 93 Фонду социального страхования Российской Федерации заключать контракты на оказание услуг и поставку технических средств реабилитации у российских производителей или производителей из иностранного государства, которое не вводило в отношении РФ экономических санкций.
При этом нормой Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 46-ФЗ) допустимо закупать лекарственные препараты, медицинские изделия и расходные материалы исключительно у единственного российского производителя или иностранного производителя, страна которого не вводила ограничительных мер экономического характера в отношении РФ.
Обобщающим данные основания закупок у единственного поставщика, а также основным препятствием их применения на практике являлось условие, что осуществляются такие закупки в электронной форме. Причиной стало то, что Законом № 44-ФЗ предусмотрена только одна электронная форма закупок у единственного поставщика – это закупки в форме так называемого электронного магазина до 3 млн. руб. по части 12 статьи 93. При этом положения части 12 статьи 93 не содержали в составе оснований для осуществления закупок в форме электронного магазина пункты 5.1 и 5.2 части 1 статьи 93.
На сегодняшний день, данный пробел исключили: часть 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ была скорректирована Законом № 231-ФЗ путем включения в основания для проведения закупки в форме электронного магазина пунктов 5.1 и 5.2. Данные правки вступили в силу 09 июля 2022 года и внесли ясность в вопросе применения электронной формы закупок у единственного поставщика по новым основаниям.
Вместе с тем Законом № 231-ФЗ также изменена редакция основания по пункту 5.1 части 1 статьи 93: исключена возможность закупать лекарственные препараты на основании этого пункта, круг заказчиков значительно расширен, и проводить закупки по данному основанию могут любые заказчики, а не только государственные или муниципальные медицинские учреждения. Условие о наличии разрешения учредителя на осуществление закупки по данному основанию теперь не требуется.
С учетом последних изменений, в случае если заказчиком принято решение осуществить закупку медицинских изделий, расходных материалов у единственного поставщика в соответствии с новыми введёнными основаниями, необходимо убедиться, что закупаемая продукция произведена единственным производителем на территории РФ или на территории стран, не вводивших в отношении РФ ограничительных мер экономического характера, сумма закупки не превышает 3 млн рублей, а общий годовой объем таких закупок не превышает в отношении расходных материалов 50 млн рублей, а медицинских изделий 250 млн рублей.
Также необходимо учесть, что определение единственного поставщика с использованием механизма электронного магазина содержит все признаки конкурентной закупки, в том числе применяются нормативные правовые акты по импортозамещению, принятые в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ, а описание характеристик товара производится в строгом соответствии с КТРУ без возможности использования дополнительных характеристик. В связи с чем, заказчику необходимо определиться, достаточен ли существующий перечень указанных в КТРУ характеристик для описания закупаемых медицинских изделий, расходных материалов, технических средств реабилитации, и соответствуют ли они потребностям заказчика.
Следует отметить, что специфика закупок, осуществляемых через электронный магазин по части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ предполагает закупку исключительно товаров, при формировании извещения указывается наименование товара и его характеристики с использованием КТРУ, в связи с чем, складывается ситуация, что применение пункта 5.2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ в части закупок ФСС России, предметом которых является оказание услуг, все также не представляется возможным.
Принимая во внимание сложности в реализации, а также особенности осуществления закупок у единственного поставщика по пунктам 5.1 и 5.2 в текущей редакции Закона № 44-ФЗ, скорее всего такие закупки не станут более популярными в среде заказчиков, даже с учетом изменений, вступивших в силу 9 июля 2022 года.
Автор статьи: Екатерина Бородина, экономист Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 9 (97), сентябрь 2022 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: