Самое изящное строение во дворце Ширваншахов так называемое Диван-хане является и самым загадочным сооружением всего комплекса. На официальном стенде, посвященном этому павильону обозначено, что он мог быть залом приемов, судопроизводства или погребальным мавзолеем. Подобное перечисление иллюстрирует факт неизвестности назначения этого весьма элегантного сооружения. Попытки исследователей разгадать тайны Диван-хане приводили к тому, что они порой полностью меняли свой взгляд на сущность всего комплекса дворца Ширваншахов. Зачастую, многие исследователи вообще переставали видеть в строениях на горе в Старом городе Баку дворцовые сооружения. Предполагалось, что этот комплекс мог быть мемориальным или же иметь религиозное назначение - служить ханакой (общежитием, монастырем) для дервишей.
Скромный автор этой статьи все же не считает возможным впадать в крайности и считает, что главный исторический архитектурный ансамбль Ичери-шехер (Внутреннего города) в Баку, это действительно резиденция правителей Ширвана. Скорее всего возведенная шахом Халил-уллой I в первой половине XV века. Наличие в этом комплексе многочисленных гробниц свидетельствует об особом отношении к смерти у обитателей дворца.
Народное название Диван-хане (Дом совета или суда) утвердилось в XIX веке за архитектурным ансамблем, находящимся рядом с корпусом главного дома во дворце Ширваншахов. Этот комплекс состоит из центрального восьмиугольного павильона и окружающей его аркады. Двор комплекса имеет форму близкую к квадрату.
Выдающийся исследователь архитектуры Азербайджана Л.С. Бретаницкий полностью отмел гипотезу о том, что строение могло функционировать как зал совета или суда и выдвинул единственно правильную версию о мемориальном назначении сооружения. Иными словами Диван-хане это несомненно мавзолей. Тем более всегда было известно, что каменная ротонда имеет подвальное помещение в виде склепа, вернее под зданием даже две подземные комнаты, одна из которых была оснащена колодцем. Вплоть до XX века этот колодец посещался женщинами, потерявшими по какой-то причине свое грудное молоко. Поэтому он носил название «Сюд куййуси («Молочный колодец»). Т.е. несмотря на свое народное название - Диван-хане (Дом совета), сооружение служило пиром - святым местом, и посещалось паломниками.
Бретаницкий также определил несомненное сходство между павильоном Диван-хане в Баку и известной гробницей Сикандара Лоди в Дели, построенной в начале XVI века. Он несомненно прав, но нужно уточнить, что комплекс Диван-хане несколько старше мавзолея в Дели. Поэтому, имеет смысл его сравнивать с более ранними подобными мавзолеями в Индии. Например, с восьмиугольным павильоном гробницы султана Мухаммада из династии Сайидов, его возвели в начале XV века.
И дело не только во внешнем сходстве мавзолеев в Баку и Дели, они оба относятся к развитому типу павильонов чхатри, известных только в Индостане. Л.С. Бретаницкий тактично умолчал, что азербайджанский павильон и окружающая его галерея имеют несомненные параллели с индо-исламской архитектурой и в строительных приемах. Надо сказать, что каменные колоннады вообще не очень характерны для архитектуры Азербайджана и Ирана. Их активно применяли только в исламском зодчестве Средиземноморья, так как в этом регионе был явный переизбыток античных колонн и других сполий. Но главное, в средневековом строительстве Персии вообще не применялись архаичные каменные стоечно-балочные конструкции, популярные во времена античности. В Персии из камня и кирпича возводили только арки и своды. Но подобные методы строительства активно применялись в индо-исламской архитектуре - в Индии передовое зодчество исламского мира вобрало в себя местные древние архитектурные приемы.
Стоечно-балочные конструкции мы видим в аркадах комплекса Диван-хане. Это несомненно заимствование строительных приемов из Индостана.
Можно сказать с полной уверенностью, что комплекс Диван-хане строили выходцы из Индии, видимо из Делийского султаната. Отдельно нужно отметить и существование самого квадратного двора, в котором находится павильон-ротонда Диван-хане. Важно уточнить, что именно в Индии XV века, впервые, появились обширные дворы правильной формы окруженные стенами у исламских мемориальных сооружений, где сам мавзолей становился центром подобного комплекса. В частности, так выглядел, упомянутый выше мавзолей Сикандара Лоди в Дели. Эти правильные огороженные пространства несомненно создавались под влиянием идей о райских садах на земле. Впоследствии, идея райского сада (чахар-баг) была доведена в мемориальной архитектуре Великих Моголов до полного совершенства. Например, в гробнице императора Хумаюна.
Ниже, внутренний двор в мавзолее "султана Гхари" в Дели. Подобное название получила гробница Насираддина Махмуда (годы правления 1227–1229 гг.), который был сыном тюркского правителя Делийского султана Илтутмыша. Это самый древний исламский мавзолей в Индии и он уже имеет квадратный внутренний двор, в центре которого высится восьмиугольная дахма - собственно сама гробница. Видимо именно мавзолей султана Гхари стал прообразом для множества последующих гробниц в исламском мире.
Более чем вероятно, что закрытый двор Диван-хане во дворце Ширваншахов создавался тоже под влиянием идей об устройстве райских высот, но на грешной земле, пришедших из Индии. Хоть в нем и не было никогда внутреннего сада (а это важный признак рая), но идея священного "огороженного пространства" раскрыта в Диван-хане полностью.
О преддверии рая сообщает нам и каллиграфическая надпись над входом в центральный павильон. Это сура из Корана:
И Аллах зовет в дом мира [к Раю] и направляет на прямой путь кого он хочет. Тем, которые делают добро, будет добро, и с избытком, ни пыль, ни бесславие не покроет их лиц, они будут жителями рая, в котором они будут вечно. (Коран. Сура 10, аят 26)
В центре павильона находится отверстие, которое соединяет подземный склеп и верхних зал. О его назначении давно ведутся споры. В индийских мавзолеях такого окна в полу не было, поэтому несомненно это местный элемент. Важно уточнить, что никаких могил или просто надгробий в склепе мавзолея так и не нашли. Во многом именно этот факт был основой многочисленных дискуссий вокруг этого сооружения.
Еще в начале XX века советский исследователь В. М. Сысоев писал, что им была обнаружена еле заметная надпись над входом в мавзолей с именем шаха Халил-уллы, вероятного строителя всего комплекса. Впоследствии, информация Сысоева подвергалась критике, ибо сейчас никаких надписей над входом нет.
Строительство комплекса Диван-хане Халил-уллой I очень вероятно, также как и возведение этим правителем всего дворца Ширваншахов. Именно ширваншах Халил-улла (1417-1465 гг.), перенес столицу Ширвана из Шемахи в Баку в первой половине XV века. О его обширном строительстве хорошо известно. Халил-улла возвел множество зданий по всему Ширвану, в частности видимо именно по его приказу построили караван-сарай Мултани в Баку. Это был специальный караван-сарай для купцов из Индостана. Несомненно у этого шаха были обширные возможности для найма архитекторов из далекой Индии. И как известно связи Баку и Ширвана с Индостаном были всегда невероятно плотные. В этой связи можно вспомнить существование единственного в Передней Азии индуистского храма огня под Баку (в Сураханах).
Так мог ли мавзолей Диван-хане быть гробницей самого Халил-уллы I, его строителя? Эта версия действительно популярна, и как видим основана на реальных исторических источниках (надпись В. М. Сысоева). Но лично я и ее поверг бы сомнению...
Наблюдение за чрезвычайно аскетичной внутренней отделкой центрального зала Диван-хане, а также фактом наличия вентиляционной шахты соединяющей склеп и верхний зал, натолкнули меня на несколько зловещее предположение.
В свое время гениальный советский исследователь искусства Азербайджана Л.С. Бретаницкий оставил весьма обтекаемое заключение о происхождении архитектурной композиции Диван-хане, он предположил, что "она, как и вся пространственная структура была связана с доисламской погребальной традицией". И далее свою мысль Бретаницкий не счел нужным развивать. Видимо, мне придется это сделать за него.
Можно предположить, что и само назначение этого комплекса не очень согласуется с исламской погребальной традицией. Дело в том, что в Азербайджане (и более широко в Иране и Средней Азии) до сих пор иногда практикуются так называемые временные погребения. В них тела должны были первично разложиться, чтобы кости отделились от плоти. Впоследствии, кости могли вторично перезахораниваться, как правило в святых местах, например на кладбищах священной для шиитов Кербелы (ныне Ирак) или рядом с известными суфийскими пирами - в Казахстане это мавзолей святого Ахмеда Ходжи Яссави.
Во многом подобные погребальные обряды связаны еще с зороастрийскими ритуальными практиками, во время которых специально очищенные тела (т.е. уже кости) переносились из дахм в наусы и астоданы - места хранения костей. В христианских монастырях для этих целей служили специальные костницы.
Моя догадка заключается в том, что Диван-хане могло быть именно временной могилой для шахской семьи. Вентиляция для подобного помещения должна иметь особое значение. Отсюда наличие шахты и ажурность всей постройки, плюс полное отсутствие отделки в центральном зале. Видимо он не предназначался для частого посещения.
Я не зря писал выше, что у живших во дворце людей было несомненно особое отношение к смерти. Именно поэтому весь так называемый "дворец Ширваншахов" состоял из сплошных мемориальных (погребальных) сооружений. В нижнем дворе он имел гробницу семьи шаха Халил-уллы (его матери и детей), в Диван-хане был организован временный мавзолей для повторных погребений, само здание дворца было возведено с включением в его состав какого-то раннего мавзолея, и в южном дворе дворца располагался так называемый мавзолей шейха Сейида Яхья Бакуви, при раскопках которого советский археолог В.Н. Левиатов нашел в 1940-х годах до 20 разрозненных скелетов. При этом как хорошо известно какие-либо надписи на этом мавзолее отсутствовали.
Эта тема весьма обширна, поэтому я еще буду разбирать ее в следующих статьях.
Читайте также: