Многие уже слышали об этом подвиге российских десантников в Югославии. 1999 год я запомнил именно из-за конфликта сербского народа и блока НАТО. Легендарный Фидель Кастро как-то сказал: "Тот, кто не может защитить других, никогда не сможет защитить и себя". И с этими словами я согласен на сто процентов.
С чего всё началось.
Сербия попыталась навести порядок на своей исторической земле Косово. В итоге Запад во главе с США обвинил Югославию в массовом убийстве албанцев в Рачаке. Якобы там есть массовое захоронение сотен мирных граждан. Без санкции Совета безопасности ООН Североатлантический альянс начал проведение операции "Союзная сила". В итоге небольшое захоронение было найдено. Только это оказались боевики "Освободительной армии Косово", которые погибли в боях с югославскими войсками. Тогда западная коалиция потребовала от Белграда вывести войска из Косово и Метохии и пропустить туда войска Североатлантического альянса. Сербы отказались!
24 марта 1999 на Белград и другие сербские города полетели бомбы. Авиация альянса работала очень грубо, забирая жизни, в том числе и гражданских лиц. Всё это продолжалось около трёх месяцев.
Также сухопутные силы НАТО начали подготовку к вторжению на территорию Косово, определив для этого дату 12 июня.
Российская сторона сразу заняла сторону Югославии и выразила ей поддержку. Попытки угомонить Вашингтон и Брюссель при помощи дипломатии результата не дали. На Москву смотрели "с высока" и её мнение запад мягко говоря не учитывал. И тогда на удивление многих, российская сторона приняла активное участие в этом конфликте, пусть и малыми силами. Добро на эти действия дал Борис Ельцин, который дорабатывал на посту главы государства последний год. К слову сказать многие российские политики были против, так как боялись прямого конфликта с НАТО. Для всех них, а также для Запада решительность Ельцина и Примакова стали сюрпризом.
Спецназ ГРУ.
Дальше в дело вступили разведчики. Группе из 18 бойцов подразделения специального назначения Главного разведывательного управления Генерального штаба ВС РФ было поручено тайно проникнуть на территорию Косово и Метохии, добраться до Приштины и взять под контроль аэропорт "Слатина". Командовал группой майор Юнус-Бек Баматгиреевич Евкуров. После взятия под контроль стратегического объекта, разведчики удерживали его до прихода основных сил. Свою задачу они выполнили, дальше в дело вступили ВДВ.
Десант на марше.
12 июня, в день когда альянс запланировал свою сухопутную операцию, Россия "играла на опережение". В Боснии и Герцеговине находился российский контингент миротворческих сил представленный подразделениями Воздушно-десантных войск. В кратчайшие сроки была организована механизированная колонна и отряд из 200 десантников. Руководили маршем генерал-майор Валерий Владимирович Рыбкин и полковник Николай Иванович Игнатов. Непосредственно батальоном командовал полковник Сергей Павлов.
16 БТР-ов и 27 грузовых машин выдвинулись в направлении Косово. Расстояние в 620 км. десантники пролетели на огромной для данной техники скорости. 12 июня в 2 часа ночи колонна прибыла в Приштину, а уже к 7 утра аэропорт и подступы к нему находились под полным контролем российского батальона. Это "заставило вспотеть" генералов НАТО. Ведь захват аэропорта был для них стратегической задачей номер один. И поручена она была командующему силами НАТО на Балканах генералу Майклу Джексону. Британские военные опоздали и всё, что они могли, так это смотреть из далека на занятый русскими аэропорт. От Джексона потребовали выбить русских от туда, но он ответил, что не желает начинать третью мировую войну. Впрочем, британцы прощупали решимость русских. Их вертолёты попытались приземлиться на территории аэропорта, но наши бронетранспортёры не дали им этого сделать. Британский танк Chieftain подъехал вплотную к нашему младшему сержанту. Тот не шелохнулся. Вышел английский офицер: "Господин солдат, это наша зона ответственности, убирайтесь!" Наш солдат ему отвечает, мол, знать ничего не знаю, стою на посту с приказом никого не пропускать. Британский танкист требует позвать русского командира. Приходит старший лейтенант Николай Яцыков. Он также сообщает, что ничего не знает ни о каких международных договорах, а выполняет приказ своего командования. Англичанин говорит, что тогда блокпост сомнут танками. Российский офицер командует гранатомётчику: «Прицел 7. Заряжай!» Британский офицер ещё продолжает угрожать, а механик-водитель Chieftain уже начал сдавать боевую машину назад… Нельзя российского десантника пытаться взять на испуг. Он сам кого угодно напугает (экс-командующий ВДВ Георгий Шпак).
Интересны воспоминания полковника Сергея Павлова, который командовал батальоном ВДВ, осуществившим "Приштинский рейд".
О Юнус-Беке Евкурове.
Действительно, его группа была в районе "Слатины", серьезно там работала, без нее не случилось бы нашего успеха. Евкуров четко сказал: "Мы вели разведку и держали обстановку на аэродроме под контролем".
Хотя информации о действии спецназа ГРУ в тех событиях очень мало, на их основе был снят художественный фильм "Балканский рубеж". В этой картине Гоша Куценко сыграл командира группы майора Юнус Бека Евкурова.
Взяли без стрельбы.
Обошлось без стрельбы. Ни единого выстрела. Тишина! Стечение обстоятельств, величайшая для нас удача, счастье. За это надо благодарить и Генштаб, и штаб ВДВ, и спецслужбы, и разведчиков Евкурова. Они обеспечивали наш проход. По сути, мы пулей промчались по автобану и к четырем утра 12 июня вышли на аэродром. Еще было темно. Едва рассвело, сразу перегородили полосу. Поставили два бэтээра с одного края ВПП и два - с другого. Мы боялись опоздать. И дело не только в натовцах. Косовских и албанских бандюганов тоже надо было опередить. "Слатину" покидали последние сербы, а эти архаровцы уже стояли начеку, по кустам прятались. Мы зашли буквально на минуты раньше. Вписались тютелька в тютельку. Помню два сербских танка на рулежке. Полк бомбардировщиков уже улетел, остался лишь авиатренажер. А он же стоит дороже самолета. Вот под прикрытием танков его и вытаскивали.Нас мигом тут со всех сторон обложили бойцы так называемой албанской Освободительной Армии Косово. Мы получали информацию от группы разведчиков и принимали меры, соблюдали маскировку, убирали людей с линии возможного огня. Бойцы Евкурова работали очень профессионально, и Звезду Героя России он получил абсолютно заслуженно. А мы, повторяю, запрыгнули в последний вагон. Если бы пришли чуть позже, была бы бойня. Нас вовремя вывели. Чистая случайность. Везение.
США пришлось пойти на диалог с Россией. Переговоры прошли в Хельсинки. Стороны приняли решение о размещении российского контингента на территории Косово. Морским путём силы наших миротворцев были увеличены. Также доставили военную технику и оборудование. Российские военные осознавали свою колоссальную ответственность. Ведь в этом противостоянии они представляли свою страну и помогали сербам. В октябре 1999 года аэропорт "Слатина" вновь стал принимать международные пассажирские рейсы.
Думаю всем известно, чем закончилась эта история. Югославия распалась на Сербию и Черногорию. Косово и по сей день является "зияющей раной на теле сербского народа". Но лично мне "греет душу" подвиг наших десантников. Знай наших!
Дополняйте, исправляйте, комментируйте!
До встречи в клубе ЛЕВ!