Найти тему
Театр на Трубной

СЕКРЕТЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУХНИ: реквизит

Слово ”реквизит” происходит от латинского слова ”requisitum” – необходимое, требуемое.

Реквизит в театре – это совокупность подлинных или бутафорских вещей, необходимых актерам на сцене во время действия. Реквизит может выполнять три основные функции, которые заложены в искусстве сценографии: персонажную, игровую и функцию элемента обстановки.

В первом случае реквизит выступает в роли значимого самостоятельного персонажа. Во времена ритуально-обрядовых действ все используемые предметы имели свое метафорическое образное содержание: стол – святая святых, скатерть – покрывало, метафора неба-воздуха; закрытая бочка – храм. В творчестве театральных деятелей второй половины XX – начала XXI вв. понимание предмета как самостоятельного персонажа возродилось на иной эстетической основе в связи с открытиями пластического и театрального авангарда.

В случае, когда реквизит выполняет игровую функцию, актёр использует предметы для манипулирования в процессе действия, для отражения характерных черт персонажа и своих умений. В фольклорном и старинных традиционных театрах с помощью палки показывали скачущего на лошади всадника, с помощью стула – человека, взбирающегося в гору.

В третьем случае реквизит служит вещественным элементом обстановки реального места действия или атрибутом персонажа. В данной ситуации реквизит обозначает положение, специальность героя (жезл, трезубец, булава, меч, посох, метла), или его принадлежность к сферам жизни (зонт, чемодан, портфель, трость).

Все предметы хранятся в реквизиторском цехе. Ответственные за реквизит сотрудники – реквизиторы.

Реквизитор – технический работник театра, в обязанности которого входит хранение, получение и расстановка реквизита, а также обслуживание спектаклей, соответствующими вещами. Как принято говорить в театре, перед каждым спектаклем реквизит «заряжают».

Мы решили спросить у сотрудника реквизиторского цеха ШСП о трудностях его специальности и неловких ситуациях при «заряде» реквизита:

”В нашей профессии самое трудное – ничего не забывать. Это важно для комфорта артистов. Мы несём ответственность за то, чтобы каждая деталь была на своём месте. В некоторых театрах реквизит складывают за сцену, и актеры сами его берут. У нас мы полностью отвечаем за заряд реквизита.

На спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина» заряжается надувной шарик под сцену. Как-то раз актер его случайно лопнул ногой. Нужно было срочно передать артистам этот шарик, а в этом спектакле мы не выходим к сцене. Важно быстро ориентироваться в ситуации. Работа очень интересная!”

#реквизит #театр #школасовременнойпьесы #афиша #афишамосква