Все, конечно, помнят о законе о защите прав потребителей 🙃
И о том, что клиент, который просто физлицо (не ИП, не организация) имеет священное право отказаться от услуг в любой момент.
При этом деньги возвращаются только за минусом расходов и стоимости оказанной части услуг.
Никак ограничить это право нельзя, а расходы должны быть реальными.
❓️ Есть ли случаи, когда можно законно не возвращать?
Есть.
Случай 1️⃣
Мне не понравилась кофточка спикера (с)
Вы провели курс, консультации, лекции, дали доступ, как и обещали, ровно на две недели, выделили куратора и т.д. В общем, оказали свои услуги честно и полностью. Сбоев у вас не было, технически все прошло идеально, график выполнили до минуты. Группа довольна.
Но после окончания услуг пришёл клиент и внезапно сообщил:
- А мне не понравилось. Вебинары скучные, ведущий страшненький. Верните мне деньги.
✅️ Вот в этом случае вы можете спокойно не возвращать оплату. В юридическом мире понятия скучно, страшно и не понравилось отсутствуют.
⚠️ Важное. У вас должно быть все в порядке с документами на сайте и решён вопрос с лицензией, если у вас образовательный проект.
Случай 2️⃣
Меня вообще тут не было (с)
Аналогично первому случаю вы провели курс, лекции и т.д. И оказали свои услуги полностью. Технических сбоев не было, все сроки выполнены. Группа довольна.
Но клиента вообще не было при оказании услуг. Ваши помощники ему писали, но никто не ответил.
Спустя N-ное количество дней объявляется потеряшка и сообщает:
- Я что-то забыл совсем про курс. И поскольку я его не проходил, услуги не оказаны, верните деньги.
✅️ Тут тоже можно не возвращать. Поскольку возможность участия вы предоставили, в положенные сроки услуги оказали (вебинары проводили, чат модерировали, материалы отправляли т.д.), то отсутствие клиента это не повод возвращать деньги.
⚠️ Важное. Да, у вас по-прежнему должно быть все в порядке с документами на сайте и решён вопрос с лицензией, если у вас образовательный проект.
Если клиент вас предупреждал, то этот случай работать не будет.
Случай 3️⃣
Когда клиент не потребитель (!)
Можно не возвращать, если вы оказываете услуги b2b. То есть ваши клиенты ИП и организации. Но только если вы указали это в договоре или оферте ⬇️⬇️⬇️
⚠️ Важное. Условия и причины для невозврата должны быть зафиксированы в договоре или оферте на сайте.
По умолчанию это не работает.