Логистика является важнейшим компонентом управления цепочками поставок предприятия. В период перехода внешнеторговых отношений в начале 2022 года с Запада на Восток, нефтегазовым компаниям становится критически важно менять свою международную логистику по ряду импортного оборудования и запчастей.
Юрий Кичигин, председатель совета директоров компании АО «ВНОГ» (WNOG, JSC)
Многие российские и иностранные нефтяные и нефтесервисные компании были ориентированы на западное оборудование, которое закупали в США, Канаде и странах Европейского союза. Под западных поставщиков были созданы экономичные маршруты и выбраны международные транспортные компании. Главными задачами международной логистики было сокращение расходов на перевозку и уменьшение времени на доставку товаров из-за рубежа.
Но с начала 2022 года из-за событий на Украине многие западные поставщики и транспортные компании отказались поставлять и перевозить грузы в/из Российской Федерации. В результате в марте этого года стоимость перевозки из западных стран взлетела в несколько раз из-за срочности доставки любой ценой из портов Европы, США и Канады. Все хотели успеть получить свой товар до полного отключения России от западных маршрутов.
Испытав серьезный удар по международной логистике, многие нефтяные и нефтесервисные компании, которые быстро изменили свой прокьюремент и переключились на поставщиков из дружественных и нейтральных стран, столкнулись с новыми вызовами – новыми маршрутами доставки грузов и выбором новых перевозчиков.
Заработали новые, старые коридоры Юг – Север, Восток – Запад. Но появились логистические проблемы, о которых мы давно забыли, которыми мало занимались и о которых никак не могли предположить.
Первой и главной проблемой стала пропускная способность пограничных переходов на российских границах. Некоторые погранпереходы оказались не готовы к увеличению пропускной способности транспортных средств. Так, в результате на российско-китайской границе образовались огромные очереди грузовых машин. Усугубили ситуацию и вспышки коронавируса в ряде районов КНР.
Второй проблемой стало отсутствие надежных и проверенных местных иностранных перевозчиков для международной логистики. Не секрет, что многие организации ориентировались на западные крупные логистические компании, которые отказались работать с российскими клиентами. Поиск новых местных иностранных перевозчиков занимает много времени, и проверка их надежности происходит за собственный счет.
Третьей проблемой стали международные платежи. Для международной логистики, чтобы осуществить доставку товара в срок, необходимо быстро произвести оплату услуг новому иностранному перевозчику, который теперь требует предоплату. Новые маршруты начинают создаваться из азиатских и ближневосточных стран, а платежи в эти страны идут медленно или вообще их невозможно сделать из-за отключения ряда российских банков от SWIFT. В результате товар найден, маршрут определен, перевозчик выбран, а платеж не проходит. Груз не отгружается.
Четвертой проблемой оказался страх подрядчиков в дружественных или нейтральных странах перед западными санкциями. Часто происходит, что огромное количество наложенных санкций на Россию создает неразбериху и неправильную трактовку в других странах. Из-за этого многие не хотят в принципе, испытывать судьбу и не стремятся работать с российскими грузами и компаниями.
Возникает знакомый вопрос: что делать? Однозначно ответить на него будет очень сложно. Но выход придется искать как в отношении надежного логистического подрядчика, так и поиска надежного кластера, куда будут собираться и откуда отгружаться товары в Россию.
https://www.wnoglogistics.com/
Все материалы рубрики «Нефть и Газ»
Ставьте лайк, если вам понравилась публикация.
Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.