Как изменилась методика преподавания в пандемию и во время санкций
Юлия Малова — основатель лингвистического центра, который назвала в честь своего любимого города. Уже 14 лет она помогает в Тюмени взрослым и детям освоить английский, устраивает туры в другие страны для погружения в среду и сама очень любит путешествовать. Ее ленты в соцсетях всегда были сводками из Европы и США. Правда, в последнее время там появилось ближнее зарубежье.
Как изменилась методика преподавания в пандемию и во время санкций, нужен ли российским гражданам английский в текущих условиях и где его применять — об этом наше интервью с Юлией.
— Я действительно люблю путешествовать, стараюсь каждые два-три месяца куда-то выезжать. В прошлом году, даже несмотря на остатки пандемии, у меня было пять поездок: в Армению, Грузию, Турцию и по России. Мне очень не хватало путешествий в пандемию. Сейчас все меняется, страны постепенно открываются. Билеты не очень выгодно покупать и лететь с пересадками, но это все решаемо. А к следующему лету, думаю, все наладится.
— Вы оптимист…
— Однозначно.
— Вы организуете поездки и для учеников. Почему такое внимание уделяете смене языковой среды, это дает сильный прогресс в обучении?
— В поездках мы практически не говорим по-русски, и между собой дети общаются на английском. По возвращении, конечно, есть хороший прогресс. Но главное — для детей и подростков это дает дополнительную мотивацию. Никто не остается равнодушным после посещения Америки: они видят мир вокруг себя, им хочется путешествовать еще и изучать английский дальше.
— Если говорить об эффективности, то традиционно считается, что индивидуальные занятия лучше. А вы выбираете групповые…
— Я веду и индивидуальные, и групповые уроки. Но в случае с детьми советую родителям все-таки отдавать их в группы. Во-первых, там рождается здоровая конкуренция, они смотрят на других детей и стараются. Это повышает мотивацию. Во-вторых, для детей это интереснее и веселее, на уроках можно найти новых друзей. Можно применить много интересных игровых заданий, проводить интерактивы. В итоге эффективность выше. Это небольшие группы, всего четыре человека, или две пары. Групповые уроки дешевле по стоимости, для многих родителей это важно.
— Онлайн или оффлайн?
— Во время пандемии многие почувствовали, насколько удобно заниматься удаленно, не нужно тратить время на дорогу. Для многих взрослых обучение онлайн подходит идеально: они занимаются в обед, кто-то в парке. Самообразование как будто бы стало частью повседневной жизни. С детьми в большинстве случаев я бы советовала заниматься очно, потому что концентрация внимания на таких занятиях выше. Хотя все зависит от мотивации: когда тебе надо подготовиться к выпускным экзаменам, или ты планируешь переезд в другую страну, экран не помеха. Ты будешь очень много заниматься самостоятельно и с преподавателем возьмешь максимум от занятия. А еще лучше — поехать куда-нибудь и погрузиться в среду.
— В этом году вы почувствовали изменение спроса на свои услуги? Есть какой-то всплеск или наоборот?
— Мне кажется, есть определенная категория людей, которые хотят сейчас уехать и которые уезжают. Конечно, английский нужен для этой цели.
— У меня есть знакомая, которая сбежала в США пару месяцев назад. Сначала пыталась легально через Польшу, но там визу не дали. Потом через Испанию, в Мексику и там успешно перешла границу, получила статус беженца. Но она не знает язык. И сейчас ей очень-очень тяжело. За какое время она могла бы подготовиться, если б знала о своем отъезде заранее?
— Если есть действительно сильная мотивация, и она на сто процентов была бы уверена, что поедет, то за год можно было бы здорово прокачать. Я всегда ученикам говорю, что изучение языка не терпит выходных. Не может быть такого, что два раза в неделю пришел к репетитору, порешали какие-то распечатки, а потом ты забыл до следующего урока. Каждый день нужно что-то делать, что-то смотреть, слушать, читать. Кто-то может рассматривать это как хобби, но бывает суровая необходимость, и ваша подруга, думаю, почувствовала этот момент. В ее ситуации, думаю, овладение языком займет еще меньше времени.
Один мой бывший ученик выиграл грин-карту. Надо было видеть его мотивацию до и после выигрыша: сколько сил он стал прикладывать к обучению накануне отъезда, это было мощно.
Пять лет назад я ездила со своими ребятами в Штаты, и мы встретились с ним, рассказал, что сменил кучу работ. В Тюмени был анестезиологом в Патрушево, а там в ресторане работал фотографом. Рассказал, как на месте вливался в языковую среду: я хоть и преподаю американский английский, но в Америке очень много эмигрантов, там не говорят на причесанном языке. Еще и поэтому важно выезжать.
— В США, кажется, всегда было сложнее получить визу… А сейчас и подавно.
— Среди моих ребят никому не отказывали, я сама успешно получала четыре раза.
Сейчас даже не смотрела в ту сторону, потому что с билетами какая-то лотерея. Можно найти минимальные цены, но некоторые очевидные места стоят безумно дорого. Например, отпуск выбирала между Минском и Ташкентом, но оказалось, что билеты в Узбекистан дороже, чем в Америку, когда я летела туда пять лет назад.
Но, как говорит моя подруга, директор турагентства, не нужно думать о прошлом: как раньше уже не будет.
— Центр TOEFL заявил, что не будет принимать экзамены у россиян. Вы или ваши ученики столкнулись с проблемами из-за этого?
— Многие люди выезжали в другие страны, в Армению и Белоруссию, и сдавали там. Я еще с прошлого года не готовлю к TOEFL. Нужен ли он? Однозначно нужен для переезда, работы, учебы: в любой англоязычной стране этот сертификат подтверждает твое знание языка. Даже в России некоторые международные компании требуют его от своих сотрудников. Насколько долго продлится ситуация, трудно сказать, но уже сейчас появились послабления, TOEFL разрешили сдавать онлайн.
— В ситуации, когда могут отменить выдачу европейских виз россиянам, когда российские авиакомпании не летают в Европу, вот такие индивидуальные предприниматели, которые зарабатывали на языке, — что с вами будет?
— Учитывая то, как иностранные языки продвигают в школах, я за свою профессию спокойна. Были когда-то разговоры, что будут отменять экзамены по английскому в 9 и 11 классах, но с каждым годом они становятся все сложнее и сложнее, у детей нет возможности списать. Иными словами, чтобы сдать даже школьные экзамены, нужно иметь приличный уровень английского.
Я, напротив, чувствую, что моя работа становится все более востребованной. С каждым годом все больше родителей желают, чтобы дети знали язык. Для того, чтобы у них было больше возможностей в жизни — где учиться, работать и жить.
Автор
Дмитрий Зайцев