Авиационная промышленность Аргентины зародилась в 1927 г., когда был построен государственный военный авиационный завод (FMA), начавший выпускать самолеты и двигатели по иностранной лицензии. В 1987 г. корпорация стала называться FAMA. В 1994 г. новое правление после приватизации заключило договор с американской фирмой «Локхид». Первым в Аргентине боевым реактивным самолетом стал истребитель I.A.E.27 «Пульки», созданный на фирме «DINEFA». Он был спроектирован известным французским конструктором Э. Девуатином совместно с X. Сан Мартином. Через три года, в 1950 г., бывший технический директор германской фирмы «Фокке-Вульф» конструктор Курт Танк построил истребитель I.A.M.E.33 «Пульки» II, который был весьма передовым самолетом.
Накопленный фирмой «DINEFA» опыт в проектировании реактивных самолетов позволил конструкторам приступить к новому самолету, но уже к турбовинтовому. Проектирование велось в г. Кордове, под руководством конструктора Гектора Е. Руиса с августа 1966 г. Самолет разрабатывался как простой и недорогой, предназначенный для борьбы с незаконными вооруженными формированиями, обеспечения непосредственной поддержки сухопутных войск и ведения разведки. Самолет стал первой серийной боевой машиной, разработанной и строившейся в Латинской Америке. Штурмовик, при проектировании получивший рабочее обозначение А-Х2, предполагалось оснастить двумя ТВД. В то время проходил испытания американский многоцелевой самолет OV-10 «Бронко», также создававшийся для борьбы с повстанцами в джунглях. Поэтому первоначально конструктор Г.Е. Руис тоже избрал для своей машины двухбалочную схему. Но затем он вернулся к классической компоновке с нормальным фюзеляжем, низкорасположенным крылом и Т-образным оперением.
По требованию аргентинских военных самолет должен был иметь отличные взлетно-посадочные характеристики (длина ВПП не должна превышать 400 м) и, разумеется, обладать высокой маневренностью на малой высоте, уклоняться от зенитного огня и атаковать малоразмерные, хорошо замаскированные цели. Чтобы определить аэродинамику будущего штурмовика, был построен пилотируемый макет-планер, который совершил первый полет в декабре 1967 г. В ходе испытаний в планер вносились многочисленные доработки, в частности, из одноместного он превратился в двухместный, изменились форма мотогондол и конфигурация киля.
Большие трудности вызвал выбор двигателя для самолета. Было рассмотрено несколько вариантов силовых установок с ТВД мощностью в пределах 800-1200 э. л. с. Первоначально конструкторы остановились на двигателе TPE331-U-303 фирмы «Гаррет» мощностью 904 э. л. с. Именно с этим двигателем в августе 1968 г. началась постройка первой опытной машины АХ-01. Но этот двигатель полностью не удовлетворял конструкторов, и начались переговоры с фирмой «Пратт-Уитни Канада» о закупке двигателя РТ6А. Пока шли переговоры, в них вмешалась французская фирма «Турбомека», которая предложила свой двигатель «Астази» XV1G мощностью 978 э. л. с. Прошел почти год, прежде чем фирма FMA доработала проект самолета под французский двигатель «Астази».
Строительство опытной машины АХ-02 с новой силовой установкой началось в сентябре 1968 г. Через год машина была готова. Самолет имел простую, рациональную и технологичную конструкцию. Наземное обслуживание облегчалось многочисленными легкосъемными панелями обшивки самолета. Экипаж имел отличный обзор благодаря опущенному носу самолета. Высоко поставленные шасси позволяли подвешивать под крылом и фюзеляжем разнообразную бомбовую нагрузку. Вооружение состояло из двух 20-мм встроенных пушек и четырех 7,62-мм пулеметов, размещенных в носовой части фюзеляжа. На двух подкрыльевых узлах можно было подвесить всевозможное вооружение. Опытная машина получила обозначение IA-58 и имя «Дельфин», в дальнейшем замененное на «Пукара».
Первым на испытания вышел опытный АХ-01, который совершил первый полет 20 августа 1969 г. Самолет пилотировал шеф-пилот фирмы М. Старком. А 6 сентября в воздух поднялся АХ-02 с двигателями «Астази». Третий опытный прототип весной 1973 г. выполнил перелет протяженностью 14000 км с четырьмя посадками из Кордовы в Париж на международный авиационный салон Jle Бурже. Серийное производство самолетов IA-58A было начато в 1974 г., а последний, 108-й штурмовик этого типа выкатили из ворот сборочного цеха в 1986 г. Зарубежными покупателями аргентинского штурмовика стали только Уругвай и Колумбия.
Опыт англо-аргентинской войны 1982 г. помог конструкторам создать новую модификацию штурмовика IA-58C. Самолет стал одноместным, летчик размещался в задней бронированной кабине, а передняя кабина была упразднена. Вооружение самолета было дополнено 30-мм пушкой, размещенной в носовой части, и число стволов на нем было доведено до семи. Первый полет IA-58C совершил в декабре 1985 г., но отсутствие средств помешало развернуть серийное производство. К началу 1990-х гг. стало ясно, что машина морально устарела, и работы по ней постепенно свернули.
Впервые самолеты «Пукара» были применены на своей территории, нанеся ряд ракетно- бомбовых ударов по повстанцам. Большой работой для «Пукары» стала англо-аргентинская война 1982 г. Маленькие аргентинские самолеты, взлетавшие с грунтовых ВПП, бесстрашно атаковали противника, имевшего подавляющее количественное и качественное превосходство. С нескольких самолетов раннего выпуска демонтировали заднее кресло, а вместо него установили дополнительный топливный бак. Всего в ходе боевых действий «Пукара» совершили 186 боевых вылетов. В Колумбии самолеты активно привлекались для борьбы с наркобизнесом.