Найти тему

Легкий штурмовик IA-58A «Пукара»

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Авиационная промышленность Аргентины зародилась в 1927 г., когда был построен госу­дарственный военный авиационный завод (FMA), начавший выпускать самолеты и двигате­ли по иностранной лицензии. В 1987 г. корпорация стала называться FAMA. В 1994 г. новое правление после приватизации заключило договор с американской фирмой «Локхид». Пер­вым в Аргентине боевым реактивным самолетом стал истребитель I.A.E.27 «Пульки», создан­ный на фирме «DINEFA». Он был спроектирован известным французским конструктором Э. Девуатином совместно с X. Сан Мартином. Через три года, в 1950 г., бывший технический директор германской фирмы «Фокке-Вульф» конструктор Курт Танк построил истребитель I.A.M.E.33 «Пульки» II, который был весьма передовым самолетом.

Накопленный фирмой «DINEFA» опыт в проектировании реактивных самолетов позво­лил конструкторам приступить к новому самолету, но уже к турбовинтовому. Проектирова­ние велось в г. Кордове, под руководством конструктора Гектора Е. Руиса с августа 1966 г. Са­молет разрабатывался как простой и недорогой, предназначенный для борьбы с незаконны­ми вооруженными формированиями, обеспечения непосредственной поддержки сухопутных войск и ведения разведки. Самолет стал первой серийной боевой машиной, разработанной и строившейся в Латинской Америке. Штурмовик, при проектировании получивший рабочее обозначение А-Х2, предполагалось оснастить двумя ТВД. В то время проходил испытания американский многоцелевой самолет OV-10 «Бронко», также создававшийся для борьбы с повстанцами в джунглях. Поэтому первоначально конструктор Г.Е. Руис тоже избрал для своей машины двухбалочную схему. Но затем он вернулся к классической компоновке с нор­мальным фюзеляжем, низкорасположенным крылом и Т-образным оперением.

По требованию аргентинских военных самолет должен был иметь отличные взлетно-посадочные характеристики (длина ВПП не должна превышать 400 м) и, разумеется, обладать высокой маневренностью на малой высоте, уклоняться от зенитного огня и атаковать мало­размерные, хорошо замаскированные цели. Чтобы определить аэродинамику будущего штурмовика, был построен пилотируемый макет-планер, который совершил первый полет в де­кабре 1967 г. В ходе испытаний в планер вносились многочисленные доработки, в частности, из одноместного он превратился в двухместный, изменились форма мотогондол и конфигу­рация киля.

Большие трудности вызвал выбор двигателя для самолета. Было рассмотрено несколько вариантов силовых установок с ТВД мощностью в пределах 800-1200 э. л. с. Первоначально конструкторы остановились на двигателе TPE331-U-303 фирмы «Гаррет» мощностью 904 э. л. с. Именно с этим двигателем в августе 1968 г. началась постройка первой опытной машины АХ-01. Но этот двигатель полностью не удовлетворял конструкторов, и начались переговоры с фирмой «Пратт-Уитни Канада» о закупке двигателя РТ6А. Пока шли перего­воры, в них вмешалась французская фирма «Турбомека», которая предложила свой двигатель «Астази» XV1G мощностью 978 э. л. с. Прошел почти год, прежде чем фирма FMA доработа­ла проект самолета под французский двигатель «Астази».

Строительство опытной машины АХ-02 с новой силовой установкой началось в сентябре 1968 г. Через год машина была готова. Самолет имел простую, рациональную и технологич­ную конструкцию. Наземное обслуживание облегчалось многочисленными легкосъемными панелями обшивки самолета. Экипаж имел отличный обзор благодаря опущенному носу са­молета. Высоко поставленные шасси позволяли подвешивать под крылом и фюзеляжем раз­нообразную бомбовую нагрузку. Вооружение состояло из двух 20-мм встроенных пушек и че­тырех 7,62-мм пулеметов, размещенных в носовой части фюзеляжа. На двух подкрыльевых узлах можно было подвесить всевозможное вооружение. Опытная машина получила обозна­чение IA-58 и имя «Дельфин», в дальнейшем замененное на «Пукара».

Первым на испытания вышел опытный АХ-01, который совершил первый полет 20 авгу­ста 1969 г. Самолет пилотировал шеф-пилот фирмы М. Старком. А 6 сентября в воздух под­нялся АХ-02 с двигателями «Астази». Третий опытный прототип весной 1973 г. выполнил пе­релет протяженностью 14000 км с четырьмя посадками из Кордовы в Париж на международ­ный авиационный салон Jle Бурже. Серийное производство самолетов IA-58A было начато в 1974 г., а последний, 108-й штурмовик этого типа выкатили из ворот сборочного цеха в 1986 г. Зарубежными покупателями аргентинского штурмовика стали только Уругвай и Ко­лумбия.

Опыт англо-аргентинской войны 1982 г. помог конструкторам создать новую модифика­цию штурмовика IA-58C. Самолет стал одноместным, летчик размещался в задней брониро­ванной кабине, а передняя кабина была упразднена. Вооружение самолета было дополнено 30-мм пушкой, размещенной в носовой части, и число стволов на нем было доведено до семи. Первый полет IA-58C совершил в декабре 1985 г., но отсутствие средств помешало раз­вернуть серийное производство. К началу 1990-х гг. стало ясно, что машина морально устаре­ла, и работы по ней постепенно свернули.

Впервые самолеты «Пукара» были применены на своей территории, нанеся ряд ракетно- бомбовых ударов по повстанцам. Большой работой для «Пукары» стала англо-аргентинская война 1982 г. Маленькие аргентинские самолеты, взлетавшие с грунтовых ВПП, бесстрашно атаковали противника, имевшего подавляющее количественное и качественное превосход­ство. С нескольких самолетов раннего выпуска демонтировали заднее кресло, а вместо него установили дополнительный топливный бак. Всего в ходе боевых действий «Пукара» совер­шили 186 боевых вылетов. В Колумбии самолеты активно привлекались для борьбы с нарко­бизнесом.

Уважаемые читатели! Поддержите канал!