Тему о школьном питании я поднимаю уже не в первый раз. Странно, да?)) Почему учителя волнует этот вопрос? (он не диетолог, не решает проблемы пищевых расстройств и прочее). Однако, то, как едят дети, часто весьма беспокоит родителей. И это нормально. Питание = энергия = жизнь.
Есть "дети-малоежки", с самого детства обеспечение энергией этих особых малышей очень волнует родителей. Помню, в первом классе мама одного ученика регулярно названивала в 9.30 (время питания наших детей в столовой в первую смену), чтобы узнать, что съел сын. Мне, как классному руководителю, поручалось проследить, отчитаться и накормить (если мало). Своё мнение и опыт по данному вопросу я частично изложила в прошлых статьях (ссылки в конце этой публикации). Но в данный момент речь немного не об этом.
Сегодня узнала я, что в московских школах ввели шведский стол. Ученики могут выбирать суп, напиток и топпинг 🙄(вы знали такое слово?).
Топпинг - (от англ. topping — вершина) — ингредиент блюда, придающий ему вкусовую и эстетическую завершённость. В качестве несладких топпингов могут использоваться такие продукты, как разного вида соусы, тёртый сыр, орешки, оливки, ветчина. При приготовлении пиццы топпингом называются все продукты, помещённые на часть из теста, смазанную томатным соусом.
Википедия
Интернетная энциклопедия не дала мне понимания, ибо это определение применить к школьной столовой весьма трудно... Разъяснили понятие коллеги из столицы. У них "топпинг" - это соус к блинчикам, оладьям и запеканкам: сгущёнка, джем, шоколадный соус и т.п.😀
Итак, вернёмся к теме)) Из того, что я узнала от коллег, получается такая картина. Малыши 1-2 классов садятся за стол, а учитель выясняет предпочтения каждого. После этого сам педагог начинает наливать суп или борщ, чай или сок, поливать блины сгущёнкой или мазать джемом. Разносит сам тарелки. Иногда (чтобы поскорее было) передаёт через детей. Зато каждому ученику угождает.
Дети 3-4 классов получают своё индивидуальное питание иначе. Они берут поднос и становятся в очередь к работникам столовой "на раздачу". Помните, как в обычных столовых для взрослых?
Это реальные данные и информация. Я почитала-послушала отзывы коллег "с передовой", а так же примерила (пока мысленно) эту обязанность на себя, нашу школу и моих учеников... Показалось мне мало, я устроила опрос в одноимённом своём блоге в Телегра**. Делюсь результатами 👇
Мне кажется, что идея сама весьма неплохая. С точки зрения уважения ребёнка, учёта его пищевых предпочтений, стремления всё-таки накормить "малоежку". Однако, КАК реализовать эту идею грамотно? В реальной школе возникает куча проблем и нестыковок.
Предлагаю вам представить городскую школу, собирательный (не столичный) образ. У нас Гимназия областного центра, но здание не слишком большое.
На одной перемене в столовой едят одновременно две параллели (1-2 классы или 3-4). Немного математических вычислений: в каждом классе в среднем 30 учеников, классов 5. Значит, в параллели - 150 детей. Итого, имеем на перемене примерно 300 учеников в столовой одновременно (на 15-20 мин). Чего у нас только там не происходит... Дети идут, сталкиваются, бьют посуду, поливают друг друга чаем и прочее. А теперь применим для нашей (да и для иной другой, как мне кажется) ситуации такой ШВЕДСКИЙ СТОЛ.
Для 1-2 классов:
- Не хватит перемены педагогу, чтобы выяснить, кто из учеников какое предпочитает блюдо. Малыши 1 класса смущаются, а 2 класса уже могут выпендриваться😂
- Если сам педагог будет разливать супы (борщи) и разносить их ученикам, то времени перемены точно не хватит. А если передавать начнёт, то где гарантия, что в процессе транспортировки, это горячее блюдо не окажется на голове ученика?
- Если учитель сам будет наливать супы, напитки и топпингом тем самым поливать каждую тарелочку, то малыши (6 человек за одним столом) чем обязаны заняться?
*** (Могу рассказать примерно. Смеются, толкаются, щиплют соседа, отрывают кусочек воротничка или пуговицу, обзываются, ногами под столом пинаются, стучат ложками по столу (кто громче), гнут вилки, корчат рожи, устраивают драку от скуки и т.п. Ни один нормальный ребёнок не станет сидеть, положив ручки на коленочки. А если вам, читатели, кажется, что это не так, то вспомните своё детство))))
- Если учитель занимается тем, что наливает еду, то как же требования Сан ПиН? Где у него халат, шапочка... Кто проверил его руки...
- Предположим, что всё это ляжет на плечи специально нанятых людей... Однако, дети так же будут сидеть за столом и ждать очереди (беситься, чудить и скучать). Хватит перемены на это действо?
Для 3-4 классов:
Дети должны взять подносы (школа закупить обязана) и стать в очередь.
Я привожу 31 ученика своего 4б класса, они уже подростки... Эти ребята "чинно" станут в очередь? Я могу постараться, конечно! Заставить, призывать к порядку каждый день (покой нам только снится). Только в эту самую очередь станут ещё 120 учеников остальных 4-х классов и 150 учащихся параллели 3-х классов. Результат какой, представили? 300 детей в одной очереди. ... с подносами... 🙄 И трое работников столовой на "раздаче"...
Мнение родителя из моего блога:
"Культ еды. Школа дает знания в первую очередь. Мои дети не всё едят, но я считаю от голода за несколько часов никто не умрёт, ничего страшного, вернутся со школы и покушают дома. Есть более важные аспекты, которые как раз можно было бы предложить на выбор родителей и учеников, я имею ввиду некоторые предметы. Но тут без альтернативы.
Не могу себе представить даже - " ребёнок выбирает, учитель наливает". Только еду учитель не раскладывает, так давайте организуем, по мне это бред и плохая идея!"
Олеся П. (мама двух учеников гимназии)
2 сентября у нас был первый учебный день. Без нового стола шведского.😂 Не всем моим ребятам поставили порции... Такой был хаос! Я бегала к работникам столовой, потом к ответственному за питание и обратно. Сама носила эти 6 супов и вторых блюд... Мы все опоздали дружно на математику((( и мой голубой пиджак был местами оранжевого цвета (это пролитые ЩИ!). Как видите, и без личного выбора дети получили питание с проблемами. А если они ещё выбирать будут... Лично я не справлюсь😣
Коллеги в блоге выразили мнение, что эта обязанность еще и подрывает авторитет учителя. Педагог вынужден обслуживать пищевое желание каждого ребёнка, прислушиваться, если ученик передумал, носить порции... А потом из позиции обслуживающего персонала (официанта) снова за несколько минут по звонку вернуться в роль наставника и учителя.
А как вы считаете, коллеги и родители? Хороша идея? Имеет она право на реализацию? Или это снова фантазии людей, которые не видели нашу настоящую школьную жизнь? Давайте обсудим в комментариях.
Тему столовой поднимала я уже в блоге не раз:
"Школьная столовая: любовь на всю жизнь? Что было раньше и как сейчас..."
"Терпеть не могу печень, тошнит! О формировании правильных пищевых привычек"