Первые годы после развала СССР страны Прибалтики активно строили свою суверенную государственность, отходя от общего прошлого с Россией. Постепенно происходит отдаление в культурном плане от бывшей московской метрополии. Это было бы невозможно без создания собственного политического исторического мифа, который умалчивает успехи в сотрудничестве Таллина, Риги и Вильнюса с Москвой и другими советскими республиками.
Об истории взаимоотношений России и Прибалтики читайте подробнее на сайте "Регионы России"
Первые годы после развала СССР страны Прибалтики активно строили свою суверенную государственность, отходя от общего прошлого с Россией. Постепенно происходит отдаление в культурном плане от бывшей московской метрополии. Это было бы невозможно без создания собственного политического исторического мифа, который умалчивает успехи в сотрудничестве Таллина, Риги и Вильнюса с Москвой и другими советскими республиками.
Прошлое стран, особенно в 20-ом веке, было смешано и очернено приравниванием времени советского правления к немецкой оккупации во время Второй мировой войны в период с 1941 по 1944 года.
Страны Прибалтийского региона в 2022 году в лице Латвии, Эстонии и Литвы активизировались в своей антироссийской компании. Но они бы не решились на противостояние такого высокого уровня без открытой поддержки остальных стран Европы и Североатлантического альянса (НАТО). Причиной их необычной решимости послужило начало Специальной военной операции на Украине. Сейчас, когда «коллективный Запад» противостоит России и ее сильной внешнеполитической линии, страны Прибалтики получили полный набор поддержки, так как именно они находятся на передовой конфликта с Москвой. Они поставляют то немногое вооружение, что у них есть, на Украину и старательно покупают по одному дорогостоящий беспилотный летательный аппарат Bayraktar турецкого производства для помощи Армии Украины.
Кроме того, продолжается война с общим историческим прошлым через снос памятников Советского времени, посвященных советским воинам освободителям от немецких захватчиков в ходе Великой Отечественной войны. Например, сейчас, в августе 2022 года, можно говорить о наиболее агрессивном поведении одной из трех стран региона, а именно Латвии.
Власти страны и столицы все-таки добились своего и снесли Памятник воинам Советской Армии — освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков. Местное русскоязычное население активно протестовало этому, но его мнение не было услышано, и часть людей даже подверглась репрессиям.
В этом контексте остается крайне актуальной проблема, которая требует решения со стороны России. В Латвии по состоянию на 2022 год насчитывалось 182 375 «Неграждан» — людей с особым юридический статусом, предоставленным Латвийской Республикой бывшим гражданам СССР, проживавшим по состоянию на 1 июля 1992 года в Латвии и не имеющим гражданств других государств. Фактически эти люди ущемлены в своих правах, и помощь различного рода им исторически оказывает Россия. Когда сейчас происходит обострение между Москвой и Ригой может произойти ужесточение режима правления в Латвии, и эти люди могут пострадать еще больше, как и другое русскоязычное население страны. Данная ситуация пока только усугубляется и дипломатические решения не предвидятся в ближайшей перспективе.
Но эта политика стран Прибалтики выглядит как минимум нерационально с точки зрения сохранения собственной экономической и энергетической безопасности. Санкции против России и отказ от энергоносителей российского происхождения могут подкосить стабильность бывшей «западной витрины Советского Союза». Россия до этого практически на 80%, или даже больше, поддерживала Прибалтику экономически, предоставляя ей транзит и прочие преференции, но наступил момент, когда сотрудничество стало невозможно. И сейчас в странах данного региона развивается кризис, который отражается, в том числе, в ежегодном оттоке населения, хотя оно и началось за годы до текущего обострения.
«Прибалтийским лимитрофам» за годы с момента обретения «независимости» удалось присоединиться ко всем евроатлантическим интеграционным структурам, таким как Европейский экономический союз, стать равноправными членами западного общественного, культурного и политического сообщества, и наконец, реформировать свои постсоветские экономики, чтобы создать жизненные условия для населения, которые частично соответствуют характеристикам развитых стран Скандинавии. Но все эти успехи дались им ценой утраты политической независимости и полного подчинения внешнеполитической линии Вашингтона, а также, вероятно, потерей любых возможностей получить результаты от сотрудничества с Россией, которая, несмотря на политические противоречия, остается в теории наиболее выгодным экономическим партнером.
В течение последних трех лет Россия предлагала модель взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства. Однако антироссийская политика прибалтийских элит, обусловленная задачами сохранения политической монополии в своих странах, этому препятствует. Сейчас, когда происходит поляризация политического мира, которая формирует группы стран единомышленников для участия в новой, так называемой «Холодной войне», Российской Федерации необходимо исходить не только из политики налаживания связей, но и укрепления обороны от трех стран-членов НАТО, которые еще недавно с исторической точки зрения были частью одной Великой общей для всех страны. Несмотря на то, что страны Прибалтики не обладают значительным военным потенциалом, их укрепление возможно только за счет воинского контингента стран Североатлантического альянса. Из-за текущего обострения Калининградский оборонный округ стал окружен государствами-членами НАТО, что сделало его менее безопасным, но благодаря усилиям Российского министерства обороны эту проблему можно нивелировать.
Текущие политические провокации стран Прибалтики в целом и прежде всего Латвии нельзя игнорировать, но с учетом текущего военного ядерного баланса сил с США открытый военный конфликт со странами НАТО не представляется возможным. Именно поэтому страны будут и дальше использовать весь арсенал средств, применяемых в гибридной войне в рамках продолжения долгосрочного противостояния. Взаимный обмен санкциями и контрсанкциями, информационные кампании против друг друга, споры на площадках международных организаций, постоянное усиление воинских контингентов на общей государственной границе — всем этим будут насыщены межгосударственные отношения Российской Федерации и Латвийской, Эстонской и Литовской Республик. И эта перспектива наиболее реалистична на протяжении, как минимум, ближайших нескольких десятилетий, если не случится неожиданных поводов для смягчения атмосферы в политических отношениях стран.