Недавно наконец-то дошли руки посмотреть фильм, который мне давно советовали - "Петровых в гриппе" Серебренникова. К сожалению одноименный роман Сальникова я не читал. И скорее всего зря, т.к. после книги восприятие фильма могло бы быть другим. А так, впечатления неоднозначные
Феерия абсурда
По-моему, если бы фильм назывался "Петровы в трипе" это намного лучше отражало бы суть вещей. По сути это и есть трип, причем в лучших (или не очень) традициях отечественной чернухи. Смотреть эту более чем двухчасовую феерию абсурда тяжеловато. А некоторые сцены - прямо-таки жесть. К примеру, у моей, возможно, не в меру впечатлительной жены едва не случился сердечный приступ, когда Петрова-Чулпан Хаматова полоснула ножом по горлу собственном сыну. Некоторые сцены мне понравились: это ретроспекция Петрова в новогодний утренник его детства, показанная от первого лица, как компьютерная стрелялка и некоторые другие. Правда вот, задолго до Серебренникова я видел такой прием в кино у Гаспара Ноэ во "Входе в пустоту". Сцены вроде той, где героиня сидит на полу ванной, снятая сверху, отсылают к тому же Ноэ. Причем, у Ноэ такой тип съёмки был оправдан сюжетом фильма, а у Серебренникова нет.
Лабиринты режиссерского подсознания
Ещё "Петровы в гриппе" напомнили мне недавний голливудский фильм "Все, везде и сразу" про женщину из китайской диаспоры в Америке, витающую в своих фантазиях, которые неожиданно становятся реальностью. Особенно сцены с Хаматовой в библиотеке.
Одним словом мне экранные блуждания Петровых и иже с ними в лабиринтах собственного подсознания и памяти показались чересчур надуманными, претенциозными и бессвязными. Как по мне, так это действительно "Все, везде и сразу" по-русски, с традиционными русскими маркерами вроде провинциальной грязи и убогости, водки рекой и беспросветной безнадеги. Да, в фильме есть хорошие достоверные картинки. Но это все, что в нем есть.