Найти тему
Евгений Маслак

Золотая Чура, или так делать нельзя, но я все равно сделал (школьная парта подземной фотографии, часть 12)

После того, как мой новый комплект подземного фотосвета в буквальном смысле прошел крещение огнем, наступил момент применить его по назначению - поснимать с ним подземелья.

В то время я прочитал в книге "Канализационная сеть Москвы", что в 1960-1980 годах на правобережном Чуровском канализационном коллекторе произошло несколько аварий, во время ликвидации которых неочищенные сточные воды сливались прямо в реку Чуру. Откуда у меня взялась эта относительно редкая книга и куда потом делась - не могу вспомнить, хорошо, хоть несколько выдержек про эти аварии остались!

Меня эта история очень впечатлила - ведь и вправду, на разных участках коллектора Чуры не раз встречались загадочные примыкания, остатки непонятных труб и забутовок. Уж не следы ли это тех самых событий?

Я взял свой новый свет, две камеры (цифровую и пленочную), в пленочную заправил (наконец-то!) специальную пленку для съемки при лампах накаливания и отправился фоткать следы загадок.

01. Я с важным видом освещаю два непонятных мне заглушенных отверстия в коллекторе Чуры.
01. Я с важным видом освещаю два непонятных мне заглушенных отверстия в коллекторе Чуры.

02. Следы ли это аварии или часть хозяйства золоотвалов ТЭЦ-20? Лились ли тут тугие струи сточных вод или это просто остатки от каких-то банальных технических работ?
02. Следы ли это аварии или часть хозяйства золоотвалов ТЭЦ-20? Лились ли тут тугие струи сточных вод или это просто остатки от каких-то банальных технических работ?

03. А вот эта стальная труба тут зачем? Что и зачем по ней лилось внутри старинной водопропускной трубы под МК МЖД? Ответа нету!
03. А вот эта стальная труба тут зачем? Что и зачем по ней лилось внутри старинной водопропускной трубы под МК МЖД? Ответа нету!
04. А это уже старенький Canon EOS 300D превозмогает при чувствительности ISO 3200. Ему очень, очень тяжело.
04. А это уже старенький Canon EOS 300D превозмогает при чувствительности ISO 3200. Ему очень, очень тяжело.
05. Автопортрет при чувствительности ISO 1600 чуть лучше, но все равно - тяжко старым камерам при таких условиях.
05. Автопортрет при чувствительности ISO 1600 чуть лучше, но все равно - тяжко старым камерам при таких условиях.
06. На ISO 800 выходит чуть лучше.
06. На ISO 800 выходит чуть лучше.

Результат мне скорее понравился, чем нет. Как в анекдоте про мужиков и японскую бензопилу, цифра сказала "х-р-р-р-р", а пленка то ничего так себя показала, даром что чувствительность всего ISO 160 и соразмерно этому более длинные выдержки!

Через несколько дней я услышал крик с улицы: "А Женька выйдет по Чуре погулять?!". И я, конечно, вышел.

Далее две загадки - откуда у меня тогда взялся дорогущий объектив EF 24mm f/1.4L USM и зачем я заправил в пленочный фотоаппарат ядреную "Вельвию" для естественных условий освещения?

Объектив мне явно кто-то дал на время "погонять". Я уже не помню кто, но по прежнему ему (ей?) благодарен. Объектив, конечно, отличный.

Насчет же выбора пленки у меня до сих пор нет ни объяснения, ни прощения. После проявки и сканирования мои слайды выглядели так, как и должны согласно ТТХ примененных компонентов...

07. Вот так выглядит слайд Fujifilm VELVIA, если снять его при освещении лампами накаливания.
07. Вот так выглядит слайд Fujifilm VELVIA, если снять его при освещении лампами накаливания.

Можно ли как-то провернуть этот фарш обратно, при таких насыщенности и контрасте? Скорее нет, чем да. Но я из спортивного интереса попытаюсь.

08. Можно обесцветить воду и получить серо-оранжевую гамму цветов. Но это будут враки, все выглядит совсем не так.
08. Можно обесцветить воду и получить серо-оранжевую гамму цветов. Но это будут враки, все выглядит совсем не так.

09. Можно двигать "цветовую температуру" при цифровой обработке, пока она не лопнет. Но искажения цветов будут чудовищные.
09. Можно двигать "цветовую температуру" при цифровой обработке, пока она не лопнет. Но искажения цветов будут чудовищные.

10. Если чуть промахнуться с экспозицией - то результаты будут страшные. Крути - не крути...
10. Если чуть промахнуться с экспозицией - то результаты будут страшные. Крути - не крути...

11. Зеленые лица, кровавые стены - репортаж из ада!
11. Зеленые лица, кровавые стены - репортаж из ада!

12. При более нежной и скрупулезной обработке, а так же склейки из нескольких кадров с разной экспозицией получается хотя бы на стенах вернуть местами тепло-бетонный цвет.
12. При более нежной и скрупулезной обработке, а так же склейки из нескольких кадров с разной экспозицией получается хотя бы на стенах вернуть местами тепло-бетонный цвет.

13. Но бирюзовые света и желтые лица никуда не денутся.
13. Но бирюзовые света и желтые лица никуда не денутся.

14. Вон уже какие-то призраки от абажура полетели...
14. Вон уже какие-то призраки от абажура полетели...

15. Душераздирающее зрелище.
15. Душераздирающее зрелище.

16. Даже Руссос в кадре не спасает положение.
16. Даже Руссос в кадре не спасает положение.

17. Даже харизматическая синергия Руссоса и Юрича не выправляет ситуацию!
17. Даже харизматическая синергия Руссоса и Юрича не выправляет ситуацию!

А не выпендривался бы я с пленкой и взял бы старый добрый 300D (не задирая чувствительность выше ISO 400 при съемке) - получился бы стабильный, предсказуемый результат.

Вот - у Руссоса же получилось все как надо!

Ну что же, ошибки тоже нужны, чтобы на них учиться. Учел ли я полученный опыт - расскажу в следующий раз!