Найти тему
Econs.online

Ни быстрее, ни медленнее: «точка полета» мировой экономики

Десятилетиями меры политики были направлены на регулирование спроса. Ситуация изменилась, и надолго: нужно перестроить всю макроэкономическую политику на поддержку предложения, иначе инфляция может выйти из-под контроля и экономика свалится в штопор, считает управляющий Банком международных расчетов (BIS) Агустин Карстенс.

Экономику принято рассматривать в основном через призму совокупного спроса, под который подстраивается совокупное предложение. Поэтому основные меры макроэкономической политики обычно касались регулирования спроса, и это было оправданно: целый ряд факторов – стабильная геополитическая среда, технологический прогресс, глобализация, демография – раздвигали границы предложения и способствовали экономическому росту при низкой инфляции.

В такой ситуации антикризисная поддержка спроса при торможении роста не приводила к ускорению инфляции. Признаки неустойчивости на стороне предложения слишком долго игнорировались, но даже если проблемы поставок, вызванные пандемией и военным конфликтом, исчезнут, влияние предложения на инфляцию останется высоким.

«Мировая экономика, похоже, находится на пороге исторических изменений, когда многие из попутных ветров совокупного предложения, которые сдерживали инфляцию, превращаются во встречные», – говорит Агустин Карстенс.

Агустин Карстенс, фотография с сайта bis.org
Агустин Карстенс, фотография с сайта bis.org

Нынешняя высокая инфляция может стать устойчивой, а макроэкономическая стабилизация теперь должна в большей степени ориентироваться на поддержку предложения. Если продолжать полагаться на поддержку спроса для стимулирования экономического роста, результатом может стать выход инфляции из-под контроля, заключил Карстенс.

Мировая экономика приближается к тому, что в авиации называют «угол гроба», сравнил Карстенс. Это термин, описывающий крайне уязвимое положение самолета на большой высоте, когда он не может лететь ни быстрее, ни медленнее из-за риска сваливания, так как снижение скорости может привести к потере высоты, необходимой для поддержания горизонтального полета, а увеличение скорости – к потере подъемной силы: в итоге в такой ситуации очень трудно удерживать самолет в стабильном полете, она угрожает потерей управляемости и падением.

Подробнее читайте по ссылке.