Найти тему
НУАР-NOIR

Советский фантастический триллер, повлиявший на «ЛОСТ» и «Пятый элемент»

-2

Странно, что сейчас почти не вспоминают в высшей мере интересую советскую ленту «Молчание доктора Ивенса» (1973), хотя та в своё время была высоко оценена на международном уровне. Даже получила приз на фестивале в Италии, а исполнившей в ней одну из главных ролей Жанне Болотовой был вручен «Серебряный астероид» как лучшей актрисе года, снимавшейся в фантастическом кино.

Так что влияние этого фильма на более поздние кинокартины и сериалы, отнюдь не допущение и не вольная версия, а объективная реальность. Особенно если принять во внимание то обстоятельство, что указанного в названии доктора Ивенса сыграл Сергей Бондарчук – безусловная звезда мирового масштаба.

Начало фильма даже без лишних подсказок вызывает ассоциации с сериалом «Остаться в живых» («ЛОСТ). Над Атлантикой терпит крушение авиалайнер, направлявшийся предположительно из Австралии в Лос-Анджелес. Часть пассажиров чудесным образом избегают гибели и оказываются на странном острове, о пребывании на котором позже ничего не помнят.

Исключение составляет лишь самый образованный из «выживших» - доктор Ивенс, который, очутившись за пределами острова, тяготится мучающей его тайной. Однако он не может её открыть никому. Собственно секрет не так уж причудлив. Инопланетные путешественники, ищущие собратьев по разуму, готовы поделиться с землянами своими достижениями….

НО… Они шокированы тем, что обнаружили на нашей планете. Помните, как Лилу из «Пятого элемента» пребывает в шоке от того, что сталкивается с «изнанкой Земли» - войнами, голодом, фанатизмом. В случае с советским фильмом пришельцы фактически говорят: «Господа – вы звери». Только это адресовано не каким-то белоказакам, а всему человечеству.

Исключение составляет лишь обладающая серебряными волосами Оранте, которая подобно Арвен из «Властелина колец» готова пожертвовать своим условным бессмертием для того, чтобы связать себя с человеком. Хотя в случае с «Молчанием» подобная связь в большей степени платоническая.

Весьма интересно, что значительная часть сюжета в той или иной мере касается проблемы, которая наличествует во множестве мистических триллеров. Речь идет о бессмертии. На это указывает научная работа, которой занимается Ивенс. Он изучает возможности продления жизни.

Кадр из фильма «Молчание доктора Ивенса» (1973)
Кадр из фильма «Молчание доктора Ивенса» (1973)

Однако в итоге отказывается от этого, так как полагает, что получение результатов будет использовано не с пользой для людей, а во вред им. Невольно вспоминается опять же советский фильм «Искушение Б», в котором показан парадокс – бессмертием награждены преобладающе недостойные персонажи: прожигатели жизни, «вкусовые пупырышки» и т.п.

Кадр из фильма «Молчание доктора Ивенса» (1973)
Кадр из фильма «Молчание доктора Ивенса» (1973)

В итоге союз двух героев, которые отказываются от «вечной жизни», уже изначально обречен. Но не по причине внутреннего конфликта между человеком и инопланетянкой, а из-за столкновения с «внешним миром», пребывающим в весьма агрессивном состоянии в отношении всего непонятого.

Кадр из фильма «Молчание доктора Ивенса» (1973)
Кадр из фильма «Молчание доктора Ивенса» (1973)

Финальная часть ленты чрезвычайно напоминает очень модные в то время шпионские триллеры. «А вдруг достижения иных миров достанутся коммунистам?» Хотя совершенно безрадостная концовка более подобает классическому нуару. В итоге показан не просто «мир мой неуютный», но мир, не готовый к жизни.