Найти тему

В школу без слез: руководство для родителей

Если вы считаете, что не успели подготовить ребёнка к школе и, самое главное, не успели подготовиться сами, то знайте: это абсолютно нормально. Действовать по ситуации и решать проблемы по мере их поступления – вполне рабочая стратегия. Поэтому, пожалуйста, выдохните. Даже если ваш ребёнок пошел в первый класс. Вернее, так: тем более, если ваш ребёнок пошел в первый класс!

Ваш ребёнок – первоклассник

Дети очень режимные. Если ребёнок, как сейчас говорят, нормотипичен, то для успешного обучения в школе ему достаточно грамотного распорядка дня (это когда каждый день примерно в одно и то же время он просыпается и укладывается спать, отдыхает после уроков, гуляет, выполняет домашние задания и поручения по дому, посещает дополнительные занятия). Режимные дети способны на многое! Они организованы, послушны, обучаемы.

Итак, если ребенок ведет обычную жизнь ребенка: спит, ест, играет, чувствует вашу заботу и защиту, то проблем, в том числе и в школе, у вас не будет. Могут быть сложности.

Сложности есть всегда

В нашей жизни редко всё складывается так, как нам хотелось бы. Всегда есть сложности. И у наших детей они тоже есть и будут, и это абсолютно нормально. Однако между двумя крайностями – «ужасно, недопустимо» и «мечта, именно то, что нам нужно» – всегда есть многочисленные варианты.

Да, начало учебного года – это такой период, когда за небольшое количество времени (за первую неделю), вы, возможно, столкнётесь с большим количеством сложностей, чем ожидали. Вам станут очевидны сильные и слабые стороны – как ваши собственные, так и вашего школьника.

Ищите причину трудностей

Итак, ребёнку что-то даётся сложнее – уроки, общение со сверстниками – помогите ему: где-то словом, где-то совместной работой.

Если же вы заметите, что ваши советы: «сядь прямо», «пиши аккуратно», «говори чётко» и так далее и тому подобное – не помогают, значит дело не в том, что ребёнок забывает делать так, как вы просите, а в том, что ему это делать сложно. Почему? Причины не всегда находятся на поверхности.

Пожалуйста, не тратьте свой родительский ресурс на пустые замечания! Постарайтесь понять, почему ребёнку сложно держать спину прямо, почему у него плохой почерк и почему он говорит так, как будто у него каша во рту.

Спину могло перекосить во время очередного скачка роста, и программой минимум по помощи ребёнку может стать консультация ортопеда, массаж и лечебная физкультура. По этой же причине может страдать почерк: какие-то мышцы чрезмерно напряжены, какие-то сильно расслаблены, управлять такой кистью – занятие не из лёгких. А может быть, дело в другом, и в чём именно – подскажет нейропсихолог. Что касается проблем с речью, то сегодня огромное число детей с дизартрией. Но о том, что у ребёнка стёртая форма дизартрии, родители часто не знают!

При дизартрии человек не может нормально выговаривать звуки, в результате чего речь становится невнятной. Проще говоря, ребёнок не в полной мере управляет своим языком из-за органического поражения центральной нервной системы. Поэтому прежде, чем требовать от него чёткого произношения, нужно обратиться к неврологу.

Только понимая настоящие причины трудностей, вы сможете организовать их грамотную коррекцию и оказать своевременную помощь ребёнку в адаптации к учебной нагрузке.

Когда мысли – это просто мысли

Важнейшая сторона готовности к школе ребенка – это готовность к школе родителей.

Какие здесь ещё могут быть подводные камни?

  • Ваши завышенные ожидания от школы и от ребёнка
  • Ваши страхи и негативный опыт
  • Ваши отношения с ребёнком через его успешность в учёбе, чрезмерный акцент на школе как на самой важной части жизни

Так не надо делать, важно отделять своё восприятие своей действительности от жизни своего ребёнка. Проанализировать страхи, негативные ожидания, а также ожидания-мечты об учёбе своего ребёнка в школе. Оценить их на объективность. По сути, это – работа с собственными иррациональными установками (мыслями, которые вызывают негативные эмоции – тревогу, обиду, страх).

Как это может выглядеть на практике? Как только вас посетили мысли о том, что ваш ребёнок – неудачник, что он не сможет учиться, что его будут обижать и так далее – постарайтесь отделить их от реальности и отпустить. А, быть может, вы решите обратиться к психологу, и он научит вас справляться с этим нересурсным состоянием. Отличной поддержкой также может стать приём успокоительных средств на растительной основе.

Уйдёт напряжение, уменьшатся неприятные переживания, и жизнь снова предстанет такой же прекрасной и удивительной, какой она является на самом деле. И каждая новая сложность, в том числе связанная со школой, уже не будет казаться очередной катастрофой. Сил будет достаточно для решения всех вопросов. И ваши дети увидят и почувствуют этот ценнейший навык!