Найти тему

«Весело веселье, тяжело похмелье!» Алкогольные песни от Высоцкого до Шнурова, в которых отразилась наша жизнь

Попробуем рассмотреть, как тема распития спиртных напитков проявилась в песнях СССР и России разных времён. Но помните: чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью!

1960-е. «Третьим будешь?»

В послевоенное десятилетие бытовое пьянство процветало до такой степени, что в 1958 году правительство запустило антиалкогольную кампанию — уже третью в истории СССР.

В те годы по причине запрета продавать алкоголь в розлив возникла привычка «соображать на троих» — скидываться на бутылку. Бойцы алкогольного фронта узнавали друг друга не только по характерному блеску в глазах, но и по условным знакам. Как это показано, например, в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница» (1966):

В том же 1966 году в фильме «Формула радуги» прозвучала песня «Плавленый сырок». Она была написана Александром Зацепиным на слова Леонида Дербенёва и спета Владимиром Трошиным:

В исполнении ансамбля «Братья Жемчужные» можно услышать полную версию песни, записанную в 1974 году:

«Сделана отметка на стакане и укромный найден уголок,
И, давно разломленный в кармане, засыхает плавленый сырок.
А где ж ты друг, наш третий друг? Засыхает плавленый сырок!»

Борьба с самогоноварением нашла отражение в фильме «Самогонщики» (1961), в котором непутёвых выпивох сыграли Юрий Никулин, Евгений Моргунов и Герогий Вицин. Сыграли настолько блестяще, что их герои, призванные высмеять алкоголиков, вызвали у зрителей лишь сочувствие. А ещё эта троица спела песенку на мелодию Никиты Богословского про «хитроумный аппарат», который создан «чтобы капал самогон мне в рот — днём и ночью — круглый год!»

1970-е. «Пьянству — бой!»

В 1972 году стартовала очередная антиалкогольная кампания. На этот раз ставка была сделана на расширение ассортимента вина и пива в целях сокращения потребления крепких напитков. Не случайно в комедии «Не может быть!» (1975) Вячеслав Невинный спел песню с припевом «Губит людей не пиво, губит людей вода». Авторы — всё те же Александр Зацепин и Леонид Дербенёв:

Символом эпохи стал употребляющий сантехник Афанасий Борщов в исполнении Леонида Куравлёва, который сначала кутил под песни «Машины времени» и «Аракса», а потом встал на путь исправления:

В мультсериале «Ну, погоди!» в образе Волка также высмеивается хулиган и дебошир с уклоном в пьянство. Что опять же вызывает у зрителей лишь сочувствие. Волк то прикуривает от котёнка, то сражается с воблой, то приходит в гости к Зайцу с бутылкой сидра.

В 1970-е Владимир Высоцкий написал свой незабвенный «Милицейский протокол». И это не единственная песня барда на тему алкоголя!

«Сказать по нашему, мы выпили немного.
Не вру, ей-богу. Скажи, Серёга!
И если б водку гнать не из опилок,
То что б нам было с трёх-четырёх-пяти бутылок?»

Несмотря на политику властей, народ продолжал активно потреблять. Что и отражено в «Гимне алкоголиков», написанном автором-исполнителем Константином Беляевым. Запись Аркадия Северного, август 1976 года:

1980-е. «Мама — анархия! Папа — стакан портвейна!»

К концу 1970-х потребление спиртных напитков в СССР вышло на рекордный уровень, превысив показатели и Российской империи, и эпохи Сталина. Пить стали больше и активнее, даже на работе. Новая антиалкогольная кампания началась в 1982 году по инициативе Юрия Андропова и Егора Лигачёва, который обнаружили в повальном пьянстве в быту и на производстве одну из причин стагнации экономики.

Чтобы попытаться избавиться от пагубных привычек, в 1986 году можно было послушать пластинку «Аутогенная тренировка для лиц, злоупотребляющих алкоголем». Не знаю, насколько это эффективно:

Между тем, алкоголь стал востребованной темой для песен. В 1988 году Юрий Лоза выпустил на пластинке фирмы «Мелодия» свою давнюю песню «Пиво» об упадке нравов, который царит в советской пивной с облезлыми стенами.

«У прилавка шум и гам и суета и толчея,
Всюду грязь и рыбья чешуя.
Попивают пиво свежего разлива
Рядышком такие же, как я»
.

Группа «Коррозия металла» в 1989 году выпустила альбом «Russian Vodka» с трэшевым шедевром.

«Огненной водой
Наполняй стакан!
Вместе с Сатаной
Выпей за меня!»

В контркультурной среде и среди неформальной молодёжи алкоголь давно был средством побега от действительности. В песне «Анархия» Виктор Цой увековечил советский портвейн — промежуточный (и не самый аппетитный) этап между вином и водкой:

А Майк Науменко, бывший с алкоголем на ты, в своей хрестоматийной песне прославил анти-похмельный коктейль, состоящий из недостижимых ингредиентов: гаванского рома и американской колы:

1990-е. «Гуляй, мужик!»

Во времена развала Советского Союза ограничения были сняты, и в страну хлынул мутный поток легального и не очень алкоголя. Точнее всего атмосферу новых времён уловила группа «Дюна». Ни одна другая песня не воплощает всенародную сбычу мечт с таким задором, как хит 1994 года.

«Если б было море пива,
Я б дельфином стал красивым!
Если б было море водки,
Стал бы я подводной лодкой!»

Гимн объединяющей силе водки в том же 1994 году исполнила Вика Цыганова. В песне смешались все: чукчи и евреи, мужики на Брайтоне и негры с Ямайки. И даже неизбежное наступление коммунизма. В хите есть и элемент трогательной назидательности: «Хорошо, ядрёна мать, только меру надо знать!»

Припев до сих пор многие помнят наизусть:

«Русская водка, что ты натворила!
Русская водка, ты меня сгубила!
Русская водка, черный хлеб, селедка;
Весело веселье, тяжело похмелье!»

«Кабаре-дуэт «Академия» прогремел юморным пивным хитом, в котором к жене пришёл молодой любовнИк, когда муж ушёл за пивОм:

Но не все могли вот так запросто дегустировать немецкое пиво в культурных заведениях. Новая реальность для огромного числа людей обернулась безнадёгой. Народная панк-команда «Сектор газа» во главе с Юрием Клинских отметилась разудалой песней «Гуляй, мужик!», отразившей разруху, в которую погрузилась страна:

«Над родною страной солнышко встаёт,
А российский мужик пьяный уж орет!
Наплевать на колхоз, тьфу и на завод:
Девяносто второй выдержать бы год!»

Одним из хитов десятилетия стала довольно депрессивная песня «Агаты Кристи» «Как на войне» с запоминающейся строчкой «Hо я устал, окончен бой, беpу поpтвейн иду домой»:

2000-е. «Напитки покрепче, слова покороче»

Все ограничения сняты! Теперь алкоголь — не средство самовыражения, признак декаданса или средство уйти в себя от мрачной действительности. А просто элемент гедонистического и комфортного образа жизни. И пиво теперь можно пить даже на заре, как назидательно рекомендовала в 2000 году «Дискотека Авария»:

Властители дум молодого поколения и выразители подростковых настроений «Звери» также не прошли мимо алко-тематики:

Наконец, в 2002 году появился и главный хит новейшего шансона — «Рюмка водки на столе» в исполнении Григория Лепса. Песня зацепила слушателей по всей стране не только харизмой певца и мощной аранжировкой в на стыке рока и шансона, но и привычной темой лечения стаканом душевных неурядиц:

А пока Григорий Лепс обрушивал на публику девятый вал своего вокала, Борис Гребенщиков по старой памяти требовал метать стаканы на стол — интеллигентно, иронично и под ирландскую мелодию.

«Все говорят, что пить нельзя,
Все говорят, что пить нельзя,
Все говорят, что пить нельзя,
А я говорю, что буду!»

Впрочем, после каждой попойки наступает неизбежная расплата. И тут в тему будет «Мама, я не могу больше пить» того же автора:

...Последний на моей памяти значимый алкогольный гимн записала группировка «Ленинград» в 2016 году. Настоящие эксперты в исследуемой области. Где у нас столица пьянки? Ну разумеется! «В Питере — пить» предлагает питие в качестве подручного средства от социального давления современной эпохи, которое достаёт и офисного клерка, и продавщицу в ларьке, и экскурсовода в Эрмитаже.

Это уже не юмор советских комедий с симпатичными заблудшими героями и не постперестроечное добродушное подмигивание. А злая, нервная и циничная алко-реальность наших дней.

#музыка #история #россия #общество #ссср