Итак, друзья, звезда Starbucks закатывается в Британии, а звезда смерти в лице Black Star вообще поглотила ее в России. И это для кофейни, которая является символом благополучия в Америке.
Причина не только в том, что мы и англичане традиционно больше пьем чай, но и в самой модели Starbucks.
К слову, Starbucks занимает около 50% мирового рынка кофе (компания работает почти в 80 странах мира), а в США ее доля доходит до 65%. Смотри более подробно в записи трансляции (https://t.me/otkryvaschka/235).
ИТАК, НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О РЫНКЕ КОФЕ
Динамика рынка.
За последние 10 лет рынок кофе растет с динамикой в 50%, причем драйвером являются кофейни.
Потребление в стране.
Несмотря на то, что кофе входит в 10-ку самых продаваемых товаров в мире, в России его потребление в 3 раза меньше, чем в Европе (по потреблению кофе на душу населения мы не входим даже в 30-ку лидеров). Лидеры традиционно – скандинавские страны.
Объем рынка.
У нас в стране несмотря на то, что существует около 10 000 кофеен еще существует большой потенциал для развития, так как у нас одна кофейня на 15 000 человек, а в США – одна на 8 000. По мнению экспертов рынок кофе вне дома – растущий даже в США. Тот же Starbucks показывает на домашнем рынке рост от 3 до 10% ежегодно. Рынок далек от насыщения.
УСПЕХ НЕ В КОФЕ
По сути Starbucks был создателем индустрии кофеен с моделью потребления кофе вне дома. Люди платят Starbucks совсем не за кофе – они платят за кофе в Starbucks.
Starbucks сделал кофе символом производительности и утонченности, модного и современного образа жизни.
В основе обслуживания – доброжелательность и обращение к каждому по имени.
Особое внимание – к атмосфере. Для кофеен выбираются лучшие локации с удобным и атмосферным помещением, где классно работать, вести переговоры, строить планы с одним или двумя партнерами и время от времени покупать кондитерские изделия, когда чувствуешь голод.
Звучит здорово, пока речь не заходит о выручке.
ПОЧЕМУ ЗВЕЗДНАЯ МОДЕЛЬ НЕ ЗАШЛА В РОССИИ
Есть мнение, что модель Starbucks не учла специфику потребителей в разных странах. В Америке для построения бизнес-модели проводились исследования, которые позволили сделать выводы о том, почему американцам нужен именно такой формат.
В России и еще ряде стран она оказалась менее успешной. И если до пандемии еще показывала стабильный плюс, то с 2020 года значительно просела.
В чем разница?
Мы иначе выстраиваем социальные связи.
Мы меньше заинтересованы в том, чтобы наше имя знали окружающие, мы более семейные и более закрытые в плане новых социальных контактов.
В России более развита культура проводить время в компании.
В то время как у Starbucks небольшие столики, за которыми могут разместиться только 2-3 человека. Да, в России есть подобные модели мини-кафе и кофеен, но их помещение обустроено так, что люди не засиживаются и трафик проходит намного быстрее. Starbucks сделал ставку на комфорт и нетворкинг, в итоге люди в кофейне могут подолгу сидеть и ничего не заказывать.
Другие условия аренды.
В Америке Starbucks – это сильный бренд. Благодаря этому кофейня может арендовать помещение всего за 1$ в год. В России совсем другое отношение к бренду: топовые локации достаются компании на общих условиях, а закрыть арендную ставку можно за счет трафика, которого, как мы помним из п.2, недостаточно.
За 50 лет кофейни Starbucks распространились по всему миру, показывая стабильный рост по 10% в год. Пандемия внесла свои коррективы. И теперь Starbucks освобождает место для других игроков.
Однако уход мирового супер лидера с Российского рынка еще не приговор кофейням и рынку кофе. Тем более что на остальные компоненты бизнес-модели Starbucks запрос остался и рынок кофе будет расти.