Найти тему

Вот такая история!

«Галина Васильевна – главная в школе «мафия», а мы её дети», – шутят ученики Галины Савиной: пять полных выпусков, почти 40 лет на учительском посту.

Знаковых событий и персоналий (коллег, учеников, родителей) за эти годы чуть меньше, чем в истории матушки-России! Но если в той есть спорные моменты, и толкование их зачастую полярное, то мнение о Галине Васильевне всех, кому посчастливилось пересечься с ней на жизненном пути, однозначное: учитель от Бога, классный руководитель, каких нет, и человек редкий. 

Как-то раз в одной из читинских поликлиник очередь, утомлённая ожиданием и невесёлыми думами, оживилась: к толпе пациентов решительными шагами с огромным букетом цветов продвигалась пара. «С днём рождения! – вручили презент моложавой женщине с живыми глазами, в которых и чёртики-смешинки бывают, и теплота сквозит, и – редко, но всегда справедливо – могут сверкнуть молнии. – Спасибо за всё – за всё!» Очередь (случай из ряда вон) единодушно распорядилась: «Проходите в кабинет!», и Галина Васильевна (это, конечно, была она) прошла ежегодную медицинскую комиссию чуточку быстрей, чем обычно.

С дарителями цветов я познакомилась. Шестиклассницей дочка супругов Данилиных Даша попала на операционный стол (полгода после того нельзя подниматься с постели, ещё полгода нужно заново учиться ходить). Узнав вердикт врачей, девчушка расплакалась: «Останусь на второй год» (время жалко и дружный на удивление класс).

«Поехала я к нашему классному руководителю Галине Васильевне, – блестит навернувшимися от воспоминаний слезами мама Оксана, – а она: никаких на второй год! будем учиться. Как?! Не переживайте, я всё устрою. И ведь устроила! Договорилась с педагогами, и они – низкий всем поклон – ездили к нам в Смоленку, Галина Васильевна приезжала с ребятами. А какие они Даше подбадривающие письма писали – храним как реликвию...».

Дарья Данилина окончила школу с серебряной медалью в 2012 году (в том выпускном классе было пять медалистов!), студентка Нархоза, недавно получила награду из рук губернатора. А класс до сих пор водой не разлить, родители дружат, и любимая классная по-прежнему их сердечная скрепа. Выдастся момент – бегут в 27-ю школу – именно ей так повезло с учителем истории и обществознания.

А ведь могло и не повести!

Отличник народного просвещения, Заслуженный работник образования Читинской области, педагог высшей квалификационной категории Галина Васильевна Савина родом из Иркутской области. Родители умерли рано, Галю поднимала тётка и старшие сёстры.

Поглядите, – протягивает распечатку, – наткнулась в «Одноклассниках», ахнула: «Это же я!» На фото пострелёнок лет девяти, серьёзный, напористый, с коротко стриженной головой в пионерлагере «Ленский шахтёр». Ощущать себя сиротой было... некогда: девчонка-заводила всегда была в первых рядах – председателем дружины, секретарём комсомольской организации...

«Был у нас опорный комсомольский отряд. Ух, дел творили! То встречи с ветеранами, то прослышим: качели хулиганы сломали – идём вечером чинить. Пятое, десятое...»

Прошу крутануть колесо истории назад, в детство (надо ж понять, когда наметилась педагогическая стезя).

Сызмальства в школу играла. У тёти был шкаф. Я подтаскивала сундук и писала на шкафу мелом... Однако, что сорок лет будет выводить мелом на доске события и даты, – не думала: английский язык больше был по душе.

Но: «Хотела узнать больше о некоторых фактах истории, а ещё разобраться: частичка я её или нет»

 

Не Невский, не Македонский – Савин!

На рабфаке Иркутского университета, где Галина корпела над книжками, учился парень. Талантливый, интересный. Между прочим, будущий корреспондент «Забайкальского рабочего». Поженились на втором курсе, а после выпуска «распределились» на Север Иркутской области. Но... документы о распределении запоздали. А Александр, в то время проходивший практику в Чите, уже получил там ордер на квартиру. Телеграфировал: «Приезжай!» Намотавшись с маленькой дочкой по съёмным углам, не стали раздумывать: «Привезли кроватку, скарб – какой был, так и живём», – улыбается читинка Савина. А Александру Филипповичу, строго-настрого наказавшему про него в материале не расписывать («ты про Галю, про Галину Васильевну напиши»), благодарность за ту давнюю телеграмму от сотен читинцев.

В школе № 42 молодой педагог проработала... пять дней: находилась школа далеко, да и дочь-малышка слезами заливалась в яслях. Устроилась Галина Васильевна в детский сад воспитателем (за карьерой, признаётся, никогда не гналась). Потом была 22-я школа, где директорствовал, оставивший добрую после себя память Иван Александрович Курышев. И наконец, 27-я, куда вчерашние ученики Галины Васильевны сегодня ведут своих детей, а то и внуков.

Бывает, три поколения в школьном коридоре встретятся враз. «Как внучка-то учится?» – спрашивает Галину Васильевну родитель выпускника тридцатилетней давности. «Внучка-то молодец. Папку бы приструнить», – шутит та. «Эт мы мигом – только скажите!»

И ведь всех помнит, судьбы отслеживает. А «дети» пишут, приезжают, звонят из Хабаровска, Москвы, Новосибирска, Иркутска, Петербурга, Коврова, Рязани... И не только в первые год-два, когда ностальгия сильна, – десятилетиями!

– Это врач. Вот две учительницы. Эта девочка в Москве сейчас, парень – в Новосибирске. Илья Аникьев окончил МГУ, должен был докторскую защищать... Эта недавно пишет: «Галина Васильевна, четвёртого малыша жду!» Я радуюсь: значит, счастливо жизнь сложилась... Это замечательный был мальчишка – домашний такой, цветы в классе польёт, шторы поправит и всё говорил: «Галина Васильевна, пожалуйста, не ставьте мне за поведение «пять». Стыдно. Пять за поведение должно быть только у девочек».

Мы сидим долго. Листаем страницы альбома. И про каждого (!) на бесчисленных фотографиях учитель рассказывает так, будто это было ещё вчера. «Вчера» известный в городе стоматолог весело швырял портфель в парту и отвечал урок. А руководитель Государственной инспекции труда в Забайкальском крае выводила в тетрадке годы правления Петра Первого...

Общение никогда не ограничивалось школьными стенами. «Когда знаешь ребёнка в разных ситуациях, найти общий язык гораздо легче».

Поэтому в поход, на танцы, в экскурсионный тур по «Золотому кольцу России» – всегда вместе. Представьте, как здорово изучать историю России, прикоснувшись к святыням её!

«Почему наш класс не возила?» – спросила взрослая дочь (Галина Васильевна была и у неё классным руководителем). «Так в 90-е зарплату учителям взаимозачётом давали – повидлом на развес».

Хорошо, что то время – уже история...

Перебывали ученики и дома у Савиных, где (по секрету скажем) водятся первоклассные маринованные огурцы! Александр Филиппович каждого из ребят лично знает, помнит, гордится ими и ещё больше – женой. Но вот гулять, смеётся, с ней по Северному не люблю: ну какая ж это прогулка, когда каждый прохожий или учился у неё, или чадо своё учил. Пока все новостями поделятся и в тысячный раз спасибо скажут...

Их с супругой, как Минина и Пожарского, врозь не представить. «Сильный тыл. Во всём», – просто и искренне говорит моя милая собеседница.

Однажды в «тылу» ломали голову вот над чем: мальчишка залез на башенный кран и что-то там открутил. Милиция запросила у Галины Васильевны характеристику. И мальчишка-то неплохой... Что делать? Пиши: «Проявляет интерес к технике!» – осенило Александра Филипповича. Так и сделали.

 

«Подкидыши» и белый нетбук

Посреди учебного года один из младших классов остался без руководителя (уехал учитель по семейным обстоятельствам в другой город). Разболтались детки – дисциплина стала хромать, следом успеваемость полетела.

«Надо брать, – решила Галина Васильевна. – Как-нибудь управлюсь с двумя классами».

«Старшики» поначалу возмущались, ревновали. А потом, под умелым её наставлением, взяли маленьких под крыло – и класс научили убирать, и танцевать, чтоб на школьных дискотеках к стенке не жались, и по учёбе подсказывали.

Такой опыт в учебники бы. И ведь есть они – методические пособия, в содержании которых «Опыт работы с применением педагогических мастерских Г.В. Савиной».

Что ещё важно: она учит детей определиться с целью и будущей профессией и вообще – учит выбирать.

– Без сложных терминов и хотя бы в общих чертах, – прошу поделиться опытом, ведь как трудно нынешним педагогам находить общий язык с учениками и родителями...

«Иногда достаточно разговора, но искренно, по душам. Обязательно работаю в связке с родителями». Донести до ребёнка знания, заложить основы порядочности, нравственности, патриотизма, взаимовыручки – всё, что было актуальным во времена, когда просвещение, а не оказание образовательных услуг ставили во главу угла, – старается через саму себя, свой жизненный опыт; через свои предметы – обществознание и историю, в которой поучительных примеров сами знаете сколько; через новые педагогические технологии – нестандартный подход к проведению урока. Раньше жёсткий регламент был, теперь урок может быть семинаром, диспутом, викториной, игрой.

Правда предостерегает, «чужой опыт слепо копировать не следует: в любом случае его нужно адаптировать под себя».

– Галина Васильевна молодец! Часто стажисты считают, что новые технологии пусть осваивают молодые. А она в первых рядах, молодым в пример! – характеризует педагога завуч Елена Кунгур, когда Галина Васильевна, проводив меня в учительскую, тактично выходит. 

«Были сомнения, – признаётся потом. – Дома говорю: наверное, надо уходить. Столько новшеств – электронные дневники, новые программы».

Вступился за систему образования верный Александр Филиппович, понимавший, что супруга без школы ну никак – силы есть и за детей душа болит, не время ещё на пенсию – заверил: «Сможешь! А нет, так и правда уходи: время требует перемен. Надо идти с ним в ногу».

И... купил ей белый нетбук – как чистый лист: осваивай, дорогая.   

 

Ещё одна история

Однажды я сильно заболела, – рассказывает Елена Кунгур. – Класс вела выпускной, так некстати случился этот долгий больничный... Подхватила ребят Галина Васильевна, у которой свой класс был. Родительские собрания, ученические проблемы, подготовка к «Последнему звонку», ЕГЭ. Дети и родители полюбили её за несколько месяцев. Я, честно скажу, нервничала и немного ревновала. Но когда вышла накануне «Последнего звонка», она (мудрейший человек!) сумела настроить класс и родителей и тактично отойти в сторону. Прощаясь, ребята подарили нам два одинаковых букета – абсолютно справедливо

Прав Александр Филиппович, что не время ещё супруге сходить с рабочей колеи – нуждаются в ней и дети, и коллектив, и родители. Брала паузу на два года в классном руководстве, так внучка Сашенька подросла: классная бабушка стала классной... Теперь Глаша подрастает. Неужто её будущему классу меньше повезёт?! 

Да и история не стоит на месте. Требует вдумчивого грамотного учителя. Столько разночтений, разнотолков. Сложно преподавать?

– Несложно. Я ведь учу их думать. Своё мнение не навязываю. У них должен быть собственный взгляд. И обязательно – аргументы. Считаешь, что Пётр Первый гений – или тиран – доказывай!

Информации много в подтверждение и того и другого. Фильм про Ельцина посмотрели – обсуждаем. Кто-то архивные документы нашёл – несёт на урок.

Что касается новой истории, то для меня лично она делится на четыре периода: до 27-го съезда, 27-й съезд, перестройка, постперестройка и информационное общество.

Вписать в историю забытые имена Галина Васильевна тоже помогает – участвовали в 2015 году с детьми в проекте ГТРК Чита «Радиоповерка: навечно в строю».

И в строю педагогов благодаря Галине Савиной пребывает!

– Вы про Галину Васильевну пишите? – заглядывает в класс юная учительница Дарья Андреевна Рогалёва; в 2014-м пришла практиканткой в школу № 27, да так и осталась работать ещё до вручения диплома! Опытный учитель взял её под своё крыло. – Всегда подскажет, объяснит.

– Я ведь её на замену себе готовила, – улыбается наставница. – Но пока вместе ведём: я – «Д», она – «В».

Ну и ещё одна история напоследок: в региональной олимпиаде школьников по истории совсем недавно – в начале 2016 года – девятиклассник Александр Макаров занял первое место. Саша мечтает стать дипломатом. Вы, думаю, догадались, какая фамилия педагога значится в табелях олимпиады рядом с именем ученика!

А сейчас все «дети» Галины Васильевны готовятся к её юбилею. В июне ей исполняется... недостаточно много, чтобы оставить учительский пост и уйти в историю.

Дорогие читатели! Эти и другие материалы канала были опубликованы мною в разные годы в разных печатных изданиях. В сегодняшнее непростое время (хотя когда оно было простым!)) захотелось собрать их вместе. Этих замечательных людей. Реальных людей. Поэтому, пожалуйста, будьте тактичны в комментариях 😉

#учителя# учителя