ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В первой половине 2022 года россияне перевели на депозиты за рубежом 1,019 трлн рублей, сообщает «Прайм» со ссылкой на данные Центробанка. Почти треть этой суммы — 331,6 млрд рублей — из страны вывели в феврале. В целом, за первый квартал на зарубежные счета отправили 539,7 млрд рублей, за второй — еще 480,1 млрд рублей. При этом, еще в январе на депозитах россиян за границей лежало 34,3 млрд рублей, отмечает издание. В основном, деньги сейчас уходят на счета в банках ближнего зарубежья — Армения, Казахстан, Киргизия, Грузия. Как пишет «Коммерсант», такую статистику российского регулятора подтверждают и данные ЦБ этих стран.
Мнениями, почему из России утекают деньги, как отток капитала влияет на банковскую систему и в целом на экономику страны, поделились эксперты.
Доктор экономических наук, профессор, экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев:
«Много это или мало — триллион рублей, можно понять только в сравнении. Российский федеральный бюджет — это порядка 26 трлн рублей, ВВП — порядка 130 трлн рублей. Вклады населения составляют, говоря грубо, около половины этой суммы. Если сравнивать с этим, то цифры, озвученные ЦБ, не велики. Однако триллион рублей — это всегда триллион рублей.
Вывод денег из страны, по моему мнению, это следствие паники — с одной стороны, и недоверия российским финансовым властям и национальной валюте — с другой.
Кто-то покупает недвижимость за границей. У кого-то за рубежом учатся дети. Кто-то уезжает на лечение. Конкретные причины, по которым россияне переводят деньги на счета за границей, у каждого свои. Но есть и такие, кто выводит деньги из России просто для того, чтобы они были в сохранности, не пропали, потому что разговоры о том, что в России полностью отменят конвертируемость доллара или вообще запретят хождение валюты, не кажутся гражданам абсолютно беспочвенными. Те из них, кому есть что сберегать, просто подстраховываются.
В определенной степени такая подстраховка стала фактором ослабления рубля. Это, конечно, не единственный фактор. Равнодействующая оказалась такой, какой она оказалась с учетом огромного количества валютных ограничений, которые ЦБ ввел после 24 февраля. Но вывод россиянами денег за рубеж определенно был фактором ослабления российской нацвалюты».
Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ) Павел Неумывакин:
«Суть в том, что сейчас хранить деньги в „токсичных“ валютах, к которым с недавних пор относят доллар и евро, в России не рекомендуется. Условно говоря, получить доллары и евро в наличном виде нельзя. При конвертации в рубли можно потерять 20% от того, что было по курсу на 24 февраля. Держать средства в долларах и евро на текущих счетах, когда местами вводят за это комиссии, тоже не вариант. В результате при наличии ранее открытых счетов за рубежом, россияне стараются перевести свои деньги туда. Другой вопрос, что такая возможность есть не у всех, а у нескольких десятков тысяч человек, которые смогли ранее открыть эти счета. Остальные выводят деньги в Казахстан, Армению, Киргизию, Грузию. К ним можно добавить еще Турцию и ОАЭ.
Кроме того, часть денег уходит из страны в рамках параллельного импорта — на короткий срок. Люди открывают счета и переводят туда валюту, чтобы закупить небольшие партии товаров и ввезти их в Россию. Эти средства — тоже часть той цифры, которую озвучили в ЦБ.
На мой взгляд, это оправданная, объективная тенденция. На банковский сектор она пока никак не влияет. Но, в сущности, она означает, что эти деньги не находят применения внутри страны. На последнем Восточном экономическом форуме как раз говорили о том, что нужно использовать средства населения для долгосрочных инвестиций. Этого не происходит. Население, вернее — его благополучная часть, выводит деньги за рубеж. Это показатель неверия в возможности использования валютных средств без потерь для себя внутри страны».
Директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков:
«По факту иностранной валюты в России нет, есть лишь дериватив на нее. Это значит, что есть некий продукт с определенной ценой. Сам это продукт получить вы не можете, вы можете получить только его цену в рублевом эквиваленте. К примеру, лежит у вас 20 тысяч долларов в одном из попавших под санкции госбанков. Вы можете снять их только в рублях, сами доллары вам никто не даст. Причем, снять по текущему кривому-косому курсу, тогда как покупали вы доллары, скажем, по 70-80 рублей.
Однако этот «бессмысленный дериватив» можно вывести на счет за границей, чтобы иметь возможность им воспользоваться — вложить куда-то, держать в банке, купить все, что угодно. То есть, если здесь это просто некая запись на счете, с которой вы ничего сделать не можете, то там это будут полноценные деньги. Учитывая, что курс на этот дериватив к тому же достаточно низкий, вы можете еще подкупить какое-то количество долларов или евро и тоже перебросить их на счет за границу. Однако здесь важно понимать, что этого нельзя делать в подсанкционных банках, потому что, купив у них доллары, вы так с ними и останетесь, как с записью на счете: их нельзя будет перевести за рубеж. А вот покупая валюту за рубли в условном Юникредите или Райфайзене, вы можете ее с легкостью перегнать на зарубежный счет.
С тех пор, как доллар стали считать «токсичным», хотя, на мой взгляд, ситуация у нас обратная, возник вопрос — в чем хранить деньги в этих конкретных условиях. В юани, который по отношению к доллару за год упал почти на 10%? В турецкой лире, инфляция по которой составляет до 80% в годовом выражении? Вот поэтому те, у кого есть возможность купить доллары и вывести их за границу, так и поступают. Со стороны россиян покупка долларов или евро и перевод их на зарубежные счета — попытка сохранить свои сбережения, иметь доступ к международным платежным системам, которые не работают теперь с российскими картами.
Другой вопрос — насколько надежно сейчас хранить деньги в странах ближнего зарубежья. К примеру, еще недавно мы наблюдали за событиями в Казахстане, которые могли совершенно иначе закончится, и непонятно, что в таком случае было бы с банковскими вкладами. Конечно, если люди заводят там карточки только для того, чтобы расплачиваться ими в заграничных поездках или оплачивать покупки в зарубежных магазинах, это одно. Но если мы говорим о крупных суммах, вряд ли их владельцы рискнут держать средства в Казахстане или Армении. В таком случае, на мой взгляд, эти страны используются как некие промежуточные точки для перевода денег куда-то еще.
Проблема в другом — россиянам перестали открывать счета в западных странах. В сопредельных государствах процедура для россиян тоже усложняется, независимо от того, хотят ли они эти деньги использовать для параллельного импорта, просто сохранить или иметь возможность расплачиваться за границей.
Как вывод денег из страны влияет на экономику? Сейчас практически никак. Дело в том, что из-за санкций у нас также резко сократилось количество статей импорта. Так что валюту, по большому счету, нам некуда тратить».
Анна Семенец