Смотреть фильмы о больницах, врачах с моим мужем невозможно (да и с мамой тоже). Вместо сопереживания судьбам героев придётся всё время слышать, что ту или иную процедуру так не проводят, а вот за это его бы выгнали ещё из мединститута. Никакие мои «я слежу за сюжетом», «мне нравятся характеры» не прокатывают: очередная врачебная или сестринская манипуляция - и получи лекцию минут на 10-15. Какой уж тут сюжет!
Видимо, все мы превращаемся в эдаких злобных критиков, когда речь идёт о чём-то хорошо известном или о своей профессии. Я и себя постоянно ловлю на этом, когда в книгах речь о школе, учителях и учениках. Потихонечку собирается «коллекция», название которой уж слишком громоздкое, хотя суть и передаёт:
Чего нет и быть не может в нынешней школе, но встречается в книгах современных авторов...
Поэтому коротко, вспомнив любимый фильм детства:
Сразу уточню: речь идёт о самой обычной школе, не об экспериментальной площадке, не о частном ОУ или о чём-то подобном. И учителя самые обычные, и ученики. Мне бы не пришло в голову придираться к учебной программе в школе из истории Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Я хочу в школу!» или к учителям из книги Влады Харебровой «Страница один». В этих книгах и акцент есть на необычной школе и нестандартных учителях.
Почему меня возмущают какие-то мелочи, фон? Зануда я. Эти неправдоподобные детали влияют на моё восприятие истории: не верю и всё! А книги-то в большинстве своём хорошие и очень хорошие – вот и обидно.
Николай Пономарев "Точка бифуркации"
В этой истории количество моих (именно моих) «не верю» зашкаливало. Но сейчас только о связанном со школой. Спотыкалась о некоторые факты и удивлялась:
- по какой это программе аж в самом начале учебного года в 10 классе изучают «Войну и мир»?
- в не очень большом городе ученики скидываются на подарок классному руководителю (к 23 февраля) по 800-1000 рублей?
А уж телефоны и их использование просто ставили в тупик. Ощущение, что смс – это предел.
Десятиклассники собираются дома друг у друга в том числе и для того, чтобы списать домашние задания. По-моему, сейчас для этого не нужно никуда идти: две секунды и фото твоей тетради улетит на другой конец земного шара. Не зря эта компания очень любит отключать свои телефоны по самым разным поводам. Да и нужны ли они ребятам?
Можно было взять с собой «Войну и мир», только бесполезно, быстро стемнело, а свет всё равно выключат.
Это про поездку в поезде. Современному юноше даже в голову не приходит, что читать можно не только бумажную книгу? Я каких-то других старшеклассников вижу: их даже на урок нужно убеждать принести бумажную книгу – сплошь чтение в телефоне.
Кстати, с программой по литературе бывает особенно досадно. Я всё понимаю: преподавание идёт не по единой программе во всех школах страны, отличия могут быть, но стандарт-то один. Зато если вдруг в книге всё в точку – моя внутренняя зануда радуется. Читала не так давно «Абонент недоступен» Виктории Лебедевой и Александра Турханова: май, 7-ой класс изучает хокку на уроках литературы. Ага, есть всё же правда в школах из мира современной литературы!
Анна Зенькова «Григорий без отчества Бабочкин»
И автор любопытный, и истории нестандартные, но сложно поверить во всё происходящее.
Один из главных героев, ученик 9 класса, хоккеист-юморист говорит:
Шорты – это хорошо. Плохо, когда они выглажены так, будто ты готовишься отмечать День пионерии.
Очень большие у меня сомнения, что современные дети не только в курсе, как отмечали День пионерии, но и знают «детали костюма». Конечно, парень там нестандартный, например, он же употребляет сравнение, связанное с разделкой курицы! Не Бабочкин, который готовил с бабушкой с детства, а именно хоккеист, который макароны варить не умеет:
Ну вот как курицу разделывают… Раз-раз, крылья выкрутили, скелет отделили… Так вот и я в тот момент… Почувствовал себя курицей.
А самое удивительное, что современные школьники оказываются жутко начитанными (но не современная литература их увлекает):
Хоть Скарлетт О’Хара и была глупой, как южная курица, но вот этот её принцип мне очень нравится. Всегда меня выручает!
Странным образом вдруг дети XXI века стали знатоками творчества Роберта Рождественского, Эдуарда Асадова, Юрия Германа.
Исключения, конечно же, бывают. В истории Марианны Гончаровой «Тупо в синем и в кедах» главная героиня читает очень много, круг её интересов явно связан с кругом чтения близких, её семьи, поэтому 11-классница Лиза читает Джерома, Шварца, "Розу мира" Андреева, стихотворения Давида Самойлова, "Сто лет одиночества" Маркеса и многое другое. Для меня как для читателя это выглядит здесь логичным, а вот в «Бабочкине…» нет.
И моё «любимое»: ОГЭ-ЕГЭ
Наталья Вишнякова "Виолетта Фиолетовна"
Мама говорит сыну, сдавшему ОГЭ:
...ты же по баллам перешёл границу четверки. Но потом у тебя отняли семь баллов. Я читала, что они имеют право снизить балл за грамотность.
Отнять можно то, чем ты владеешь, что у тебя есть. В данной ситуации баллы за грамотность не были даны, чтобы их отнимать. Но рассуждает об этом не учитель, а мама, ей вроде бы и простительно.
Татьяна Донценко "Проснись!"
А вот тут очень досадно! Если в предыдущих книгах все эти моменты ни на что не влияли, кроме моего к ним отношения, то в «Проснись!» «страдания по ЕГЭ» - одна из основных линий. Какие именно экзамены будет сдавать Кирилл – важно: человек в поиске себя, дальнейшего пути. Изменения в списке экзаменов связаны с определённой ступенькой на пути к переменам в жизни. И такой странный ляп?
Из процедуры ЕГЭ никто не делает никакой тайны. Почему ни автор, ни редактор не считают нужным сделать так, чтобы это выглядело относительно правдоподобно?
Для 11-классников нет никакого сюрприза: они сами подписывают заявление с выбранными для сдачи ЕГЭ предметами. Никто не добавит и не уберёт без твоего ведома. База закрывается 1 февраля. Всё. Дальше убрать или добавить предмет можно только по заявлению с указанием уважительной причины. И причины эти в документах озвучены, и они никак не связаны с "хочу - не хочу". Заявления рассматривает комиссия.
Подойти в начале мая к классному руководителю с тем, что "я хочу всё же сдавать вот это ещё" - из области фантастики. А я только хотела порадоваться, что в этой книге Татьяны Донценко её нет.
Вот такие вот наблюдения. Как же я буду рада, если для очередного рассказа на эту тему материал не найдётся!
С Днём знаний!
#современная детская литература #книги для подростков