Найти тему
Словодел

«Преступления будущего»: каким получился возможно последний фильм Дэвида Кроненберга

Первого сентября на экраны российских кинотеатров выходит новый фильм канадского режиссера Дэвида Кроненберга «Преступления будущего». В картине, снятой одним из самых известных мэтров независимого кино, задействованы звездные актеры Вигго Мортенсен, Леа Сейду и Кристен Стюарт, а музыку к ней написал выдающийся композитор Говард Шор. Тем не менее, перед походом в кино стоит хорошенько подумать. Хотя бы для разминки. Потому что после окончания сеанса думать придется еще больше.

Что там на экране

Режиссер независимого кино Дэвид Кроненберг независим тем, что он никому ничего не должен. И в первую очередь — зрителю. Поэтому ориентироваться на такой ярлык, как боди-хоррор при выборе «Преступлений будущего» в качестве цели похода в кинотеатр не стоит. Элементы хоррора, в картине, разумеется, присутствуют. Но правильнее будет называть ее фантастической. Причем речь идет о любимом Кроненбергом ретрофутуризме.

По сюжету в мире будущего люди столкнулись с синдромом ускоренной эволюции, что привело к появлению многочисленных мутаций, а также практически перестали чувствовать боль. Центральными персонажами являются художник-акционист Сол Тенсер и его ассистентка Каприс, которые организуют перформансы хирургического содержания. Тенсер выращивает в своем теле новые органы, которые Каприс впоследствии удаляет при большом стечении зрителей.

Вскоре эти представители искусства будущего попадают в борьбу повстанцев-эволюционистов с правительственными спецслужбами, стремящимися, как и положено представителям власти, контролировать население. Но принимать ту или иную сторону не спешат.

Визуальная часть картины вобрала в себя эстетику и приемы, характерные для предыдущих фильмов Кроненберга. Видно, что 79-летний режиссер (на момент съемок ему было 78) не утратил контроля над съемочной площадкой. В картине сложно найти производственные шероховатости, да и нет смысла этим заниматься. Великолепная игра актеров, виртуозная операторская работа и звуковое сопровождение; «Преступления будущего» — мастерски снятый фильм. Если позволяет знание английского, то лучше всего смотреть в оригинале. Все актеры первого плана играют не только лицом и телом (здесь отдельный поклон Кристен Стюарт), но и голосом.

Но «Преступления будущего» — это не оживший на экране аттракцион, вроде «Пиратов Карибского моря», и не экранизация любимой книги, наподобие трилогий Питера Джексона. Дэвид Кроненберг снял очередной манифест человечеству. И, возможно, последний.

       globallookpress.com / © Chris Young / Keystone Press Agency
globallookpress.com / © Chris Young / Keystone Press Agency

Подведение итогов?

Сорок с лишним лет назад, в 1970 году начинающий, но подающий большие надежды канадский режиссер Дэвид Кроненберг снял научно-фантастический фильм «Преступления будущего». В аннотациях к его же картине 2022 года принято писать, что эти два фильма никак не связаны друг с другом. И формально так и есть. Но кто поверит, что заслуженный мастер, выбирая название для своей новой картины, просто подумал, а не прилепить ли к ней уже проверенный вариант? Тем более, что его творение сорокалетней давности мало кто видел.

Новые «Преступления будущего» не являются продолжением или спин-оффом предыдущих. Это их зеркальное отражение. Только тогда, в 70-х, человечество у Кроненберга утратило больше, чем могло отдать — в результате применения неких косметических средств или процедур гибнут все женщины детородного возраста, а после болезнь начинает поражать и мужчин. Теперь мэтр предлагает нам мир, в котором люди получили больше, чем могут проглотить — новые возможности организма, способного, к примеру, питаться пластиком.

Согласиться с таким взглядом невозможно.

И в том и другом фильмах главный герой остается не затронутым глобальными изменениями и пытается осмыслить происходящее, найти какой-то путь для возвращения к «нормальности». И оба в конечном итоге приходят к принятию непреодолимости катастрофы. Пусть и с разных сторон.

Зеркальность этих двух произведений искусства проявляется даже в мелочах. В последней сцене старого фильма горькая слеза осознания неотвратимой смерти стекает из левого глаза Адриана Трипода. А «Преступления будущего» 2022 года заканчиваются аналогичным кадром, только примирившийся с неизбежностью новой жизни Сол Тенсер роняет слезу из правого глаза.

Все это наводит на мысль, что Дэвид Кроненберг окончательно утвердился в мысли, что как бы ни менялось человечество, это неизбежный процесс, который не просто невозможно, но и опасно пытаться повернуть вспять. И поэтому стоит сходить и посмотреть «Преступления будущего». Ведь, возможно, такого больше не будет.