В эфире передачи на Радио Спутник Михаилу Хазину была предложена тема для обсуждения.
Еще у нас есть тема, связанная с тем, что госслужащие должны будут отчитываться. Расширяется их список, и не только о доходах, но и о расходах.
Например, директоров школ, главврачей, глав муниципальных и федеральных учреждений. Сейчас этим тоже занимаются чиновники и государственные служащие, но не все. И кроме того, в общем, номенклатура просто сделок и там покупок тоже будет расширяться.
Вот давайте попробуем разобраться, насколько эта мера способствует борьбе с коррупцией, улучшению прозрачности работы государственной системы и ее представителей.
Ответ Михаила Хазина:
Я могу сказать одно: в бытность мою работы чиновником никто ни у кого ничего не проверял, но все, в общем, более-менее знали, кто берет взятки, кто не берёт. Вы поймите, что тайна банковских вкладов - это чушь. Где кто что хранит - все, кто надо, все всё знают. Поэтому какой смысл в этих отчетах?
Ребята, если вы не будете наказывать за коррупцию, то знаете вы, что это коррупционер официальный или не знаете - никакой роли это не играет.
Ведущий:
Но известно же, что активы, какие-то денежные сбережения переводили часто. Ну и, может быть, и сейчас переводят? Да и не только в России. И на родственников на ближайших, на детей - с этим тоже пытаются бороться. Вот всё-таки результат какой-то есть?
Ответ Михаила Хазина:
Ну все же знают, что жены депутатов - самые выдающиеся бизнесмены в стране. О чем тут разговаривать?
Ведущий:
Всё-таки коррупция не уходит из поля общественного внимания. Что всё-таки сейчас происходит, на ваш взгляд? Насколько эффективны усилия государства?
Ответ Михаила Хазина:
Еще раз: если вы не будете наказывать за коррупцию, то все эти проверки не имеют никакого смысла. Мы уже выяснили, что этот вопрос решается примитивнейшим способом.
Ведущий:
Ужесточение наказания, допустим, тоже был бы действенный механизм, на ваш взгляд?
А кого вы будете наказывать? Вот у вас жена депутата. Она бизнесмен, она консультант, к ней приходят на консультацию и платят деньги. Десятки миллионов в год или сотни миллионов в год. И что вы будете что делать? Как вы будете доказывать, что это на самом деле не консультации, а это легализованная взятка, полученная мужем? Вот объясните мне, как вы это будете делать?
А если вы это сделать не сможете, то тогда какой смысл проверять, чего у депутата. Депутат скажет: да у меня ничего нет, я нищеброд, а вот жена у меня - великий бизнесмен. Консультант.
Ведущий:
Все-таки хотелось бы еще ваше мнение услышать по поводу того, какие вы видите в целом в государственной машине и в том числе бюрократические какие-то очевидные огрехи, которые, может быть, имело бы смысл волевым решением исправить, как-то всё это дело привести в порядок? Или в общем-то это функционирующий механизм, который который лучше не трогать?
Ответ Михаила Хазина:
Знаете, я написал году в 1999 для администрации Бордюжа проект реформы системы исполнительной власти. Этот проект попал к Козаку, и там даже его элементы были. Но поскольку Козак не понял его смысл, или те люди, которые у Козака писали, не поняли смысл; или наоборот - поняли и выкинули этот смысл, то я решил, что пока нету запроса - писать дальше смысла не имеет. Вот будет запрос - я расскажу, что я думаю по этому поводу.
Читать в продолжение темы:
Как Россия может вводить санкции
📌Мгновенная подписка на канал в Дзене