Главное «действующее лицо» экспозиции, как понятно из названия, стул как художественный объект. Это первый такого рода проект Русского музея, обладающего большой коллекцией предметов материальной культуры, но достаточно редко их выставляющего.
В ХХ столетии, когда с подачи функционалистов и теоретиков школы Баухауз все стали интересоваться конструкцией вещей, а не их внешней оболочкой, такому предмету, как стул, начали уделять много внимания. К нему обращали мысли не только промышленные дизайнеры, но и ведущие архитекторы своего времени. Великий немецкий архитектор-модернист Мис ван дер Роэ изрек сакраментальное: «Стул — очень сложный предмет. Построить небоскреб куда проще». Переосмысливая стул, этот «краеугольный камень» быта, дизайнеры переосмысливали и сам быт, его устройство и, как следствие, способы сидеть. Впрочем, концепция не нова: и в XVIII, и в XIX веках стул был своеобразным полигоном отработки устройства будущего, точкой поиска идеальных параметров человеческого тела, новых материалов и социальных конструктов.
Стулья проектировали крупные архитекторы. В частности, Огюст Монферран, построивший в Санкт-Петербурге Исаакиевский собор и установивший Александрийский столп. Великолепное, можно сказать, горделивое кресло его авторства — с золочеными подлокотниками в виде орлиных голов из «Старого» кабинета императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце — встречает посетителей выставки. «Рисунки мебелей есть тоже зодчество в своем роде», — писал журнал «Записки для хозяев». Это утверждение, приравнявшее искусство создания мебели к искусству архитектуры, вынесено на стену в зале, где расположены экспонаты, относящиеся к XIX столетию. Его можно считать эпиграфом к первой половине выставки.
Детский тет-а-тет
Середина XIX века. Ореховое дерево, вощеный ситец.
Стулья на портретах
На фото справа: портрет цесаревны Наталии Петровны работы Луи Каравака (1721). Стул выступает спутником венценосной особы: девочка еще совсем мала, ненамного выше стула, но уже обладает царственной осанкой.
Стул и табурет из молельни императрицы Марии Федоровны
1860-е годы. Мебель создана в Санкт-Петербурге по эскизу Федора Солнцева. На сиденье стула надпись по кругу: «Сядь, посиди, от трудов отдохни».
Вадим Войнов. «Цензор», 1988
Ассамбляж из бытовых предметов.
Стулья европейских дизайнеров 1920–1960-х годов
На снимке слева направо: стулья работы Марселя Бройера, Джорджа Нельсона, Вернера Пантона, Миса ван дер Роэ.
Кресло Swan Арне Якобсена
Разработка кресла, где нет ни одной прямой линии и которое состоит из единой литой формы, в 1958 году обошлась дизайнеру Якобсену, по его признанию, в шесть костюмов и три автомобиля, которые он износил, пока ездил от заказчика на завод и обратно.