Найти тему
Forbes Russia

«У них есть ручки и ножки, как у людей»: зачем Русский музей заставили стульями

Главное «действующее лицо» экспозиции, как понятно из названия, стул как художественный объект. Это первый такого рода проект Русского музея, обладающего большой коллекцией предметов материальной культуры, но достаточно редко их выставляющего.

В ХХ столетии, когда с подачи функционалистов и теоретиков школы Баухауз все стали интересоваться конструкцией вещей, а не их внешней оболочкой, такому предмету, как стул, начали уделять много внимания. К нему обращали мысли не только промышленные дизайнеры, но и ведущие архитекторы своего времени. Великий немецкий архитектор-модернист Мис ван дер Роэ изрек сакраментальное: «Стул — очень сложный предмет. Построить небоскреб куда проще». Переосмысливая стул, этот «краеугольный камень» быта, дизайнеры переосмысливали и сам быт, его устройство и, как следствие, способы сидеть. Впрочем, концепция не нова: и в XVIII, и в XIX веках стул был своеобразным полигоном отработки устройства будущего, точкой поиска идеальных параметров человеческого тела, новых материалов и социальных конструктов.

Стулья проектировали крупные архитекторы. В частности, Огюст Монферран, построивший в Санкт-Петербурге Исаакиевский собор и установивший Александрийский столп. Великолепное, можно сказать, горделивое кресло его авторства — с золочеными подлокотниками в виде орлиных голов из «Старого» кабинета императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце — встречает посетителей выставки. «Рисунки мебелей есть тоже зодчество в своем роде», — писал журнал «Записки для хозяев». Это утверждение, приравнявшее искусство создания мебели к искусству архитектуры, вынесено на стену в зале, где расположены экспонаты, относящиеся к XIX столетию. Его можно считать эпиграфом к первой половине выставки.

    Фото пресс-службы Русского музея
Фото пресс-службы Русского музея

Детский тет-а-тет

Середина XIX века. Ореховое дерево, вощеный ситец.

    Фото пресс-службы Русского музея
Фото пресс-службы Русского музея

Стулья на портретах

На фото справа: портрет цесаревны Наталии Петровны работы Луи Каравака (1721). Стул выступает спутником венценосной особы: девочка еще совсем мала, ненамного выше стула, но уже обладает царственной осанкой.

    Фото пресс-службы Русского музея
Фото пресс-службы Русского музея

Стул и табурет из молельни императрицы Марии Федоровны

1860-е годы. Мебель создана в Санкт-Петербурге по эскизу Федора Солнцева. На сиденье стула надпись по кругу: «Сядь, посиди, от трудов отдохни».

    Фото пресс-службы Русского музея
Фото пресс-службы Русского музея

Вадим Войнов. «Цензор», 1988

Ассамбляж из бытовых предметов.

    Фото пресс-службы Русского музея
Фото пресс-службы Русского музея

Стулья европейских дизайнеров 1920–1960-х годов

На снимке слева направо: стулья работы Марселя Бройера, Джорджа Нельсона, Вернера Пантона, Миса ван дер Роэ.

    Фото пресс-службы Русского музея
Фото пресс-службы Русского музея

Кресло Swan Арне Якобсена

Разработка кресла, где нет ни одной прямой линии и которое состоит из единой литой формы, в 1958 году обошлась дизайнеру Якобсену, по его признанию, в шесть костюмов и три автомобиля, которые он износил, пока ездил от заказчика на завод и обратно.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц