Найти в Дзене

ЦВЕТНИК НАСТАВЛЕНИЙ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕНОНА ДАЙБАБСКОГО

Преподобный Симеон Дайбабский: "Бог открывается чистому сердцу. Природа, как живая книга, постоянно говорит нам о Боге. Бог отражается в природе, как человек в чистой воде. А нечистое сердце, как мутная вода, не дает себе видеть милость Божию. Аптека иногда закрывается, а Божие милосердие – никогда. Бог ждет покаяния от грешника до самой его смерти.

Если бы не было снега, сани были бы бесполезны, так и если бы не было вечной жизни, человек не имел бы значения. Человек есть изъяснитель славы Божией и посредник между Богом и природой, если он чист и праведен. Всякий человек получает от Бога некий дар, которым направляется на путь спасения. Людской век краток, как один день, а затем наступает смерть, как глубокая ночь. Потому живи честно и храни себя от греха, покуда длится день твоей жизни, ибо, когда придет ночь твоей смерти, уже будет поздно. Есть люди, которые неприметно живут в этом мире и скрывают свои добродетели. Но придет час, когда явлены будут их дела, и они прославятся в вечности.

Как северный ветер разгоняет туман, так ощущение страха Божия разгоняет злые мысли. Истина свойственна человеку, и даже такому, который часто поступает против истины, ибо ему не нравится, если он сам оказывается обманут.

 Когда бросишь гвоздь в пламя, он начинает сиять, как и оно. Так и ты, когда слушаешь Божественное учение и живешь по нему, становишься подобным Богу. Не сможет вылупиться цыпленок из яйца, если не посидит на нем наседка. Так и человек не может творить добро, если не согреет его благодать Божия.

Дух Святой освещает вселенную. Он и тебя освещает, и в тебе пребывает, если ты послушен Ему чистым сердцем, в котором огонь любви попалил всякий грех.

Путнику, чтобы попасть на пароход, нужен билет, а христианину, чтобы попасть на небо, нужно чистое сердце. Как возле дома у тебя есть двор, так возле сердца пусть будет страх Божий ради сохранности тела и души.

Густой лес украшает всякий монастырь, а чистое сердце радует Бога. Кольцо может носить и тот, кто не женат, и свято жить может и тот, кто не монах.

Не пытайся увидеть ноги у змеи, и не надейся достигнуть рая без труда и напасти. Остерегайся змеи, особенно мысленной, и терпи беды, чтобы заслужить спасение.

Лиса, когда видит, что не может выбраться из капкана, перегрызает себе ногу, чтобы спасти жизнь. И ты потерпи и пожертвуй собой ради вечного блага. Если комната твоя теплая, не открывай двери часто. А если имеешь в себе Духа Святого, не говори много. Маслине приятен приморский климат, а душе – богобоязненное общество.

При дожде нужен зонт, а душе нужно смирение. Зонт добывается за деньги, а смирение – познанием себя. Имей перед домом воду, а перед очами – слово Божие, чтобы быть тебе чистым телом и душой.

Легка пшеничная мякина, но и из нее может собраться ноша, так и от малых грехов душа может погибнуть. Некоторые люди крестятс только когда слышат раскаты грома, а некоторые вспоминают о смерти только когда видят мертвого. Перекрестись и без грома, помни о смерти и без мертвеца, и будешь меньше грешить.

Наша душа проходит через искушения в этом мире, как блудный сын. Хорошо для нее, если так же, как он, возвратится в Отчие объятия. Как бережешь и одеваешь тело, чтобы оно жило, так и душа нуждается в заботе. Она голодная и голая, когда не имеет добрых дел и чистой веры. А на такую немощную душу легко нападают злые духи. Душа есть сестра телу и печется о нем, как настоящая сестра о брате. Она печалится, когда ее брат развратно живет. Но она и виновата в том, что в нужное время не заботилась о нем.

На войну не идут без свинца и пороха, так и по-христиански не живут без веры и добрых дел. Где сильные пчелы, бежит от них паук, а где твердая вера, трудно нападать злым духам. Не летит муха на горячий суп, и отчаяние не падает на крепкую веру.

Ребенок плачет, когда мать его моет, а маловерный ропщет на Бога, когда оказывается в беде, которая очищает душу, как вода – лицо. Портному нужна нитка и игла для шитья, а человеку – вера и любовь для спасения. Прямое весло в воде кажется кривым, так что больше доверяй разуму, чем глазам.

 Сильный дождь может и кречану (яму для гашения извести) погасить, а телесные удовольствия – погубить душу. По вопросу можно придти в Царьград, а по делам – в Рай

 Спокойно море, когда нет ветра, спокойна и совесть человека, когда он делает то, что может. Портной не перестает работать, если нитка рвется, а мудрый не отчаивается в случае неудачи. Кто плохо видит, пусть возьмет очки, а кто желает знать Священное Писание, пусть с верой имеет и смирение.

Ключом открывается дверь, а милосердием достигается вечная жизнь. И в город можно войти с разных сторон, и в Царство Небесное можно войти с разными добродетелями: если не можешь богатством, как Авраам, войди бедностью, как Лазарь. Кто ночью идет с фонарем, светит себе и другим, а кто делает добро, спасает себя и другого.

И в тюрьме родственники посещают заключенного, так и в бедах человека посещает милость Божия. Остриженную овцу требуется больше беречь от града, а немощного грешника – от строгого осуждения.

Возле пчелиного улья часто паук плетет паутину, а при благотворительности всегда сатана расставляет искушения. Некоторые люди вешают на окне сетку от комаров, а мудрые христиане удерживают уста ради того, чтобы не допустить грехов.

Может и в церковный колокол ударить молния, может и праведника постигнуть беда. Перед самым сбором урожая град может уничтожить виноград, и праведник перед смертью может согрешить. Поэтому не спеши ни к кому приступать с похвалами. На одной фабрике может работать более ста человек, а одна речь может и триста душ соблазнить. Поэтому фабрика дорога, а речи – значимы.

Не сыпь орехи вилами в мешок, и не учи гордого мудрости, чтобы не терять тебе зря времени и чтобы не дивить людей. Где нет учителя, дети балуются, а где нет страха Божия, властвуют пороки.

Комары летят на свечу ночью, а безумный на женскую красоту – в любое время. И красивое яблоко может быть гнилым, и красноречивый человек – обманщиком. Поэтому имей нож для яблока и осторожность для человека.

Снег тает от тепла, а сердце портится от дурного разговора. Как муха в молоке, так и ложь в речи противны набожному человеку. Нужно познать радость, которую тебе приносит страдание при добровольном несении креста. Если мучаешься, как евангельский Лазарь, и переносишь болезнь и несчастье без ропота, знай, что доставляешь великое благо своей душе.

Не принимай за истину речи тех, кто хвалит тебя и льстит. Это искушение для твоей души. На всякую льстивую речь смотри как на ложь и маску. Если привыкнешь к людским похвалам, станешь мелким пред Богом.

За то, чтобы очистить оружие, мастер требует денег, а за то, чтобы оправдать душу, Бог хочет покаяния. Змея больше всего бережет свою голову, а умный – свою душу. Змея скрывается в камнях, а умный спасается в Церкви. Радуется сестра свадьбе брата, а ангелы – покаянию грешника. Не скрывай ни от врача болезни, ни от священника грехи, и будешь здоров душою и телом. Слезы покаяния очищают душу от греха более, чем что-либо другое. Помолимся вместе с Давидом Господу, чтобы вывел Он душу из темницы греха. Никогда не осуждай другого, пусть даже он и великий грешник. Прежде всего осуждай себя. Может быть, есть и твоя вина в падении брата твоего.

Автомобиль оставляет после себя дым и пыль, а развратное сердце – вздохи и отчаяние. Неглубокая вода легко мутнеет, а славолюбивый быстро впадает в гнев. И толстый лед опасен для идущего по нему, и справедливая похвала может повредить.

От медведя тяжело спрятаться даже на верху высочайшего дерева, а от честолюбия – даже в глубочайшей старости. Курица кудахчет, что снесла яйца, и тем губит их, а славолюбивый, хвалящий себя, губит всякую добродетель, какую имеет. Старый автомобиль часто ломается в пути, а болтливый – в разговоре.

Некоторые люди могут скакать на коне без седла, а некоторые могут убить человека без оружия – злым словом. Орел высоко поднимает черепаху, а гордость – безумного человека. В обоих случаях гибель неизбежна.

Некоторые люди носят шапку набекрень от гордости, а некоторые толкуют Евангелие по своему невежеству. Первые заслужили осуждение, а вторые – сожаление. Невежественные люди думают, что море доходит до края неба, а гордый думает, что достигает его ум до небес. Между тем, достаточно велико расстояние от моря до неба, и от гордого – до Бога и смирения.

Человек привязывает за узду коня, чтобы он не убежал, а диавол привязывает сребролюбием человека, чтобы он не спасся.

Развратный сын бесчестит отца, а грешный человек – небесного Творца. Глаза орла далеко видят, а злоба завистника – еще дальше.

 От летнего града можно убежать под дерево, а от злобы не можешь спрятаться даже в монастыре. Жестокий пес лает и на знакомого, а завистник осуждает и милого кума.

Перекрестись, прежде чем начать работать, и поразмысли, когда хочешь что-либо сказать. Это мудро и благочестиво.

 Не могут работать часы, если их не заводить, не может и душа остаться прямой и чистой, если не молится Богу. Таков механизм часов, и такова природа человека.

Во время войны нужно больше стоять на часах, а во время поста – чаще и усерднее молиться. Скот боится автомобиля, а демоны – поста и молитвы. Знай точный адрес того, кому пишешь, а в молитве – о чем хочешь просить Бога, чтобы не вернулось к тебе письмо и чтобы была успешной молитва. На почте нужна марка на письме, а при молитве – мир со всяким. Иначе не примут письмо на почте, а молитва не будет угодна Богу.

Если портной может одновременно шить и петь, то и ты можешь одновременно работать и усердно молиться Богу. Не перебивай человека во время разговора, и не думай на молитве о чем-либо другом, ибо это неучтиво и грешно. Молись Богу, когда ты сыт, чтобы не было стыдно тебе, когда станешь молиться Ему от голода.

Курица преклоняет голову только когда пьет воду, а добрый христианин свою мысль преклоняет пред Богом во всякое время.

 Море волнуется ветрами, а человек – грехами. Христос успокоил море, может и тебя успокоить. Для сего нужна апостольская молитва: «Господи, спаси нас, погибаем» (Мф. 8: 25). Не требуй от Бога чудес, ибо Он лучше знает, когда тебе их даровать.

Истинные чудеса бывают ради великой пользы для утверждения веры, напротив, ложные чудеса вредят вере и спасению.

Монах отрекается от мира, как от преграды, которая стоит у него на пути к великой цели; более того, он отрекается и от самого себя, принося самого себя в жертву – наивысший дар, который можно принести Богу, – свою жизнь.

Главная и необходимая вещь для подвижника-монаха – иметь твердое решение усердно служить Богу до своего последнего часа, несмотря на все препоны, которые будут стоять у него на пути, держа при этом всегда в уме, что он имеет помощником Христа, о Котором апостол Павел хвалился, что Он все может сделать, Который его и укреплял (Фил. 4: 13).

Новоначальный подвижник, если не выберет себе духовного отца и учителя и не будет находиться у него в послушании, не только не сможет достичь желанной цели – духовного совершенства и вечного спасения, но, более того, ходя вслед своей воле, погибнет, как о том сказано: «Те, кто не хотят совета, падают как листья» (Прит. 11: 14).

 Как нужно поддерживать огонь под кастрюлей, пока блюдо не приготовится, чтобы оно не остыло, так и мы должны хранить в себе молитвенный дух, чтобы не охладела душа наша в любви к Богу и добром усердии, ведя борьбу с лукавым духом. 

 

 Монаху нужно избегать вредного рассеяния мыслей, чтобы не был он с молитвой на устах, а сердцем далеко от Бога.

Наше время склонно к телесному довольству и насыщению чрева, что порождает все страсти. Храни себя от тех, которые приходят с таким устроением, будут ли они мирские люди или монахи. Не особенно угощай их, но и не гони совсем.

Священник, знающий свое высокое звание и благодать, которая дана ему от Бога, не должен никогда забывать, что его ожидает грозное наказание, если он явится недостойным своего высокого звания".