Найти тему
Владимир Ефимов

Почему коммерсанты не водят туристов по нестандартным маршрутам

Захожу прямо сейчас на Яндекс и набираю «походы на Южном Урале». Поисковая выдача предлагает сходить в коммерческие туры по следующим местам: Аркаим, Таганай, Айгир, Иремель, Тургояк, Малиновая и так далее. Словом, одна попса.

А что мешает организовать платные походы по необычным маршрутам? Что вообще мешает многим бизнесменам сделать что-то оригинальное, не такое, как у всех, что-то особенное, отличное от обычного? Не только в туризме, а вообще.

Очень часто в рекламе можно увидеть слова вроде: «индивидуальный подход к каждому клиенту» или «сделаем по вашим пожеланиям». В реальности же почти все работают стандартно, шаблонно. Делать что-то необычное бизнесмену просто невыгодно.

Повторюсь, я сейчас говорю не только о туризме, а о многих сферах деятельности. Практически везде предпринимателям мало смысла браться за нестандартные заказы и сейчас я объясню почему.

Представьте себе бизнесмена, который изготавливает некий товар или оказывает услугу, например, ведёт людей в поход. Разумеется, он делает это за деньги, но что он получит за свою работу кроме денег?

Он получит опыт. С каждым новым заказом предприниматель получает дополнительный опыт, но если разобраться, то опыт сам по себе не имеет никакой ценности. Опыт ценен лишь тем, что его можно применить в будущем и опять заработать денег.

Получается, что когда бизнесмен выполняет заказ, он получает не просто опыт, он косвенно получает деньги, сверх оплаты заказа. Но что он получит ещё, кроме опыта? Ещё он получит отзывы, рекомендации, репутацию и всё в этом духе.

И опять-таки, хорошие отзывы заказчиков не имеют смысла сами по себе. Они важны лишь тогда, когда их кто-то читает, а потом сам обращается к предпринимателю и платит ему деньги. Выходит, что хорошие отзывы – это тоже косвенные деньги.

Что ещё получит предприниматель после выполнения заказа помимо опыта и отзывов? Ещё он получит экономию от масштаба. Объясню, как это работает. К примеру, коммерсант покупает катамаран за 50 000 рублей и делает на нём пять сплавов за сезон.

Получается, что стоимость катамарана для каждого сплава – 10 000 рублей. Но если бизнесмен сделает не 5 сплавов за сезон, а десять, то стоимость катамарана на сплаве снизиться до 5000 рублей. Разницу коммерсант положен к себе карман.

И так далее. С каждым следующим сплавом стоимость катамарана будет уменьшаться, и предприниматель будет зарабатывать больше денег. То есть, выполняя ещё один заказ, бизнесмен получает дополнительные деньги за счёт всё большей экономии от масштаба.

В итоге мы имеем то, что выполняя обычный заказ, коммерсант получает за него деньги не только напрямую, но ещё и косвенно: в виде опыта, отзывов и экономии от масштаба. Всё это тоже конвертируется в деньги.

А теперь давайте представим, что бизнесмен взялся за что-то необычное. Например, коммерческий турист повёл группу по маршруту, по которому до него ещё никто не ходил. Думаю, что в этом случае получить косвенный доход нереально.

Ибо опыт нестандартного похода бесполезен с коммерческой точки зрения. Зачем нужен опыт, который навряд ли когда-нибудь пригодится? Это просто опыт и всё. Никаких денег он не принесёт.

То же самое и с отзывами. Необычные маршруты на то и необычные, что по ним мало кто ходит. Даже, если довольные клиенты расскажут о походе друзьям, толку от этого не будет. Вероятность того, что кто-то из друзей тоже закажет необычный поход, стремится к нулю.

Об экономии от масштаба вообще бессмысленно говорить. О каком масштабе может вообще идти речь касательно редких походов? Оригинальные походы часто требуют оригинального снаряжения, которое больше нигде не применишь.

Вот и получается, что браться за что-то нестандартное предпринимателям невыгодно. И не только в туризме. Многие интересные необычные вещи делаются исключительно на некоммерческой основе. Как, например, наши бесплатные походы.