История миграций различных народов так запутанна, что порой некоторые исторические открытия могут по-настоящему шокировать. Одна из таких загадок прошлого — откуда на Кавказе появились негры. Казалось бы, до Африки очень далеко.
Считают себя абхазами
Сейчас чернокожие абхазы живут в селениях Кындыг и Адзюбжа, в Реке, в Елыре, в Тамыше, в Тхине, а в XX веке они жили в Сухуме, в Меркуле, в Анчадаре и в некоторых других населенных пунктах. Пропитание себе добывали и добывают выращиванием мандаринов, винограда и даже кукурузы, работали на шахтах, фабриках, в Сухумском порту; многие в XX веке говорили по-русски.
Известный государственный деятель Российской империи Илларион Иванович Воронцов-Дашков, назначенный наместником на Кавказ в 1905 году, составил себе из местных чернокожих жителей личный конвой. Известно, что негры были одеты в черкески и сопровождали наместника в поездках.
Согласно свидетельству советского партийного деятеля Андрея Максимовича Чочуа, в XIX веке абхазские негры искренне считали себя настоящими абхазами, говорили по-абхазски, носили национальную абхазскую одежду и женились на местных девушках. Например, в селении Адзюбже жила целая семья чернокожих: мать и дети. Сыновей звали Ква-ква, Амбер и Черин. У всех у них были жены-абхазки.
При этом среди чернокожего населения не сохранилось никаких преданий о том, откуда они, и каким образом они очутились вдали от жарких стран. Поэтому среди филологов и этнографов возникли разные версии появления негров на территории Российской империи
Население древней Колхиды
Самой популярной является версия о том, что это потомки древнего государства Колхида (около II тысячелетия до н. э. – 164 г н. э.), которое располагалось на восточном побережье Черного моря и простиралось от Сочи до западной оконечности Грузии, включая Аджарию и Абхазию.
Поэт из Древней Греции Пиндар, живший на рубеже VI и V веков до нашей эры, любил путешествовать и, видимо, бывал на Кавказском берегу Черного моря. Он называл местное население чернокожим. О том, что колхи чернокожи и курчавы, свидетельствовал историк Геродот, практически современник Пиндара. Он думал, что колхи – потомки воинов египетского фараона Сезостриса, который ходил на Кавказ войной. Геродот считал, что во время этого похода часть чернокожих африканских воинов могла остаться жить на черноморском берегу.
И даже Ветхий Завет повествует о Колхиде (страна Хавила), как о стране, населенной чернокожим потомством Хама – кушитами, которые имели черную кожу.
Тем не менее, современная наука считает версию происхождения негроидного населения Кавказа от колхов недостаточно доказанной.
Потомки эфиопов
Абхазский историк и писатель Дмитрий Иосифович Гулиа в книге «История Абхазии» выдвигает версию происхождения чернокожих жителей Абхазии от эфиопских абиссинцев. В доказательство этой версии он приводит схожие названия населенных пунктов. Например, существуют две Багады – одна в Абхазии, другая в Эфиопии, два Гумма, а Табакуру соответствует Дабакуру. При этом Гулиа ссылается на труды того же Геродота как на доказательство исстари существования на Кавказе чернокожего населения.
Писательница русской эмиграции Алла Кторова (Виктория Ивановна Кочурова) в своих публикациях высказывала идею, что абхазские негры – не просто потомки черного населения Эфиопии, а потомки чернокожих иудеев. То есть тех евреев, которые по каким-то причинам не последовали за Моисеем, остались в Египте, где, очевидно, приобрели темный цвет кожи. Даже пращура Александра Сергеевича Пушкина писательница считала эфиопским иудеем, указывая на его имя – Ибрагим (то есть Абрам или Авраам). В пользу этой версии Кторова приводит воспоминания современников о том, что они встречали на Кавказе чернокожих людей, исповедовавших иудаизм.
Если такое и случалось, то это было, скорее, исключением из правила, так как дочь Сталина Светлана Иосифовна Аллилуева писала, что абхазские негры живут в мусульманских деревнях, а путешественник Тьебо в 1913 году опубликовал в газете «Кавказ» заметки, где он рассказывал, как нанял чернокожего слугу, который оказался очень преданным. При этом слуга был католиком. Есть среди чернокожих жителей Кавказа и православные.
Случайный «элемент»?
Есть версия, что негры появились на Кавказе совершенно случайно. Они могли быть привезены сюда турками, которые установили здесь свое владычество в XVI—XVII вв. Наверняка наместники, которые следили на захваченных территориях за порядком, привозили с собой немало слуг и рабов, которые могли бежать, которых могли дарить местной знати, а самых преданных могли оставлять на Кавказе для выполнения работ – например, торговли.
Возможно, неподалеку от побережья Абхазии мог потерпеть крушение попавший в бурю корабль османов, перевозивший невольников, среди которых были и обитатели Африканского континента. Они могли спастись и обосноваться на берегу.
Любопытно, что именно эту версию считал одной из основных советский адмирал Иван Исакович Исаков. В своей докладной записке секретарю ЦК КПСС Никите Сергеевичу Хрущеву он обосновывал именно ее.
«Арапчата» Петра Великого
Четвертая версия «винит» в появлении в Абхазии негров императора Петра Великого, который завел моду привозить в Россию негритят. Якобы некоторым из них было настолько плохо в холодном и сыром Санкт-Петербурге, что сжалившиеся над ними владельцы отправляли их на юг. Это кажется слишком фантастичным – ведь при Петре Абхазия еще не принадлежала Российской империи, да и знать была не настолько гуманна к слугам, чтобы отправлять их «подлечиться» к Черному морю.
Тем не менее рациональное зерно в этом есть, ведь Российские императоры вплоть до 1918 года держали при дворе «арапов». Например, генерал Александр Александрович Мосолов в своих мемуарах «При дворе последнего императора» свидетельствовал, что перед Первой Мировой войной на великосветских балах гости проходили сквозь внушительный строй арапов. После революции чернокожие слуги должны были куда-то деться, возможно, некоторые из них действительно уехали на юг.