Необычная внешность Григория Распутина не оставляла никого равнодушным. Одни видели в нем чуть ли не «божьего посланника» и «старца», а другие отмечали, что один взгляд его мог довести человека до истерики.
Взгляд
Согласно сохранившимся свидетельствам, самым страшным в наружности Григория Распутина был взгляд. Его особенные глаза имели необычайное воздействие на людей.
Те, кто боготворил «царского друга», находили их прекрасными. К числу таковых относилась мемуаристка и близкая подруга императрицы Александры Фёдоровны – Анна Вырубова, писавшая, что у этого грубого крестьянина были «совершенно удивительные» блестящие, светлые, большие глаза.
В то же время монах Илиодор, ненавидевший Распутина, писал, что у последнего «стального цвета, глубоко посаженые глаза, глядящие из-под кустистых бровей, пронзительные, как булавки».
Схожее мнение высказывал личный секретарь Распутина, Арон Симанович, отмечавший в своих мемуарах, что от его острых, глубоко сидевших светло-серых глаз исходил пронизывающий взгляд, устоять перед которым могли лишь единицы. Эти очи содержали в себе так называемую суггестивную силу, иными словами обладали способностью к внушению.
В книге «Распутин. Воспоминания дипломатов», написанной послом Франции в Российской империи Морисом Палеологом, тоже упоминаются особенные глаза этой загадочной личности. Европейский политик заострял внимание на том, что всё выражение лица Григория Ефимовича было сконцентрировано в странно притягательных, глубоких и блестящих глазах льняно-голубого оттенка. Описывая взор этого крестьянина, он замечал: «Взгляд одновременно пронзительный и ласкающий, наивный и лукавый, пристальный и далёкий. Когда речь его оживляется, зрачки его как будто заряжаются магнетизмом».
Нелестно отзывался об очах любимца императрицы и его убийца князь Юсупов, который в книге «Конец Распутина» повествовал, что его мерцающие глаза, светившиеся таинственной и неукротимой волей, зачаровывали и вводили в гипнотическое состояние.
Немецкий жизнеописатель Г. Распутина Рене Фюлёп-Миллер в работе «Святой черт: Распутин и женщины» описывал, как однажды на приём к целителю явилась молодая барышня. Присев напротив и выслушав её проблему, вежливый Григорий Ефимович вдруг поменялся в лице, его светло-голубые глаза вмиг сделались совершенно тёмными и «из провалов глазниц» засверкал сковывающий, проникающий, острый взгляд.
Испытать его воздействие на себе доводилось не только неопытным девицам, но и видавшим виды мужам, состоявшим на государственной службе.
Достоверно известно, что Распутин лично общался с министрами Петром Столыпиным и Владимиром Коковцовым, на которых произвёл сильное впечатление.
П. Столыпин, откровенно недолюбливавший Распутина, писал, что во время их встречи крестьянский прорицатель бегал по нему своими белесоватыми глазами, производившими «отталкивающее, но все же моральное впечатление».
В свою очередь В. Коковцов вспоминал: «Когда Р[аспутин] вошёл ко мне в кабинет и сел в кресло, меня поразило отвратительное выражение его глаз. Глубоко сидящие в орбите, близко посаженые друг к другу, маленькие, серо-стального цвета, они были пристально направлены на меня, и Р[аспутин] долго не сводил их с меня, точно он думал произвести на меня какое-то гипнотическое воздействие».
Кроме того, дочь сибирского целителя, Матрёна Распутина утверждала, что энергия, излучаемая глазами её батюшки, была способна остановить кровотечение, из-за чего, к слову, и произошло сближение Григория Ефимовича и императрицы Александры Фёдоровны, искавшей искусного лекаря для врачевания гемофилии, коей страдал её единственный сын, наследник российского престола Алексей.
Дурной запах
Отталкивающим во внешности Г. Распутина был и исходивший от него дурной запах.
Дипломат Морис Палеолог констатировал, что когда в 1905 году этот крестьянин из Тобольской губернии стал гостем петербургских салонов, он был чрезмерно неопрятен.
В свои тридцать с небольшим лет он выглядел довольно старо, возможно потому что посещал великосветские вечера в крестьянской рубахе и заправленных в смазные сапоги штанах.
Сибирский чудотворец не уделял никакого внимания даже элементарным гигиеническим процедурам. Ложась спать и вставая, он не удосуживался переодеться или умыться, а потому за ним всегда тянулся стойкий шлейф зловония.
Его руки были грязными, а под ногтями всегда красовалась черная кайма.
Однако, как замечал М. Палеолог, это обстоятельство совсем не мешало Г. Распутину в обретении армии поклонниц. Если сначала они относились к Распутину с чувством омерзения, то спустя короткое время обнаружили, что неотёсанный мужик волнует их больше, чем привычные кавалеры из высшего общества.
Жеманные столичные барышни, уставшие от напомаженных светских львов и гвардейских офицеров, находили тысячу оправданий его вульгарной внешности и специфическому запаху.
Дамы находили, что этот «пахнущий козлом мужик» куда более мужественная и духовно развитая личность, чем все окружавшие их мужчины.
Распущенные волосы и нечёсаная борода
Умело примерявший личину святого, Г. Распутин пугал современников копной своих распущенных волос. Периодически расчесывая свою ниспадающую на плечи тяжелую умасленную шевелюру, он не считал нужным промывать её, поэтому она всегда блестела и источала неприятный запах.
В отличие от волос, свою длинную чёрную бороду Григорий Ефимович расчёсывал очень редко, поэтому она практически всегда пребывала в пугающем беспорядке.