Сегодня предметами нашего обзора стали два непохожих друг на друга вестерна, которые можно отнести к независимому кино. Первый – новый хоррор оскароносного Джордана Пила с лаконичным названием «Нет». Второй – артхаусный драматичный вестерн «Первая корова».
Сюжет: Новинки кино
Нет
(16+)
Реж. – Джордан Пил
В ролях – Дэниэл Калуя, Кеке Палмер, Стивен Ян, Брэндон Переа, Майкл Уинкотт, Ренн Шмидт, Кит Дэвид, Девон Грайе, Терри Нотари
Производство – США, Япония
Фантастический триллер-хоррор от сценариста и режиссера фильмов «Прочь» и «Мы» Джордана Пила. Мировая премьера фильма состоялась в июле, но на стримингах лента появилась буквально сегодня.
О Джей (Дэниел Калуя) после трагической смерти отца содержит ранчо, где вместе с сестрой Эмеральд (Кеке Палмер) разводит и тренирует породистых лошадей. Их семейный бизнес издавна готовит лошадей для съемок в кино. Но из-за финансовых трудностей О Джей вынужден продавать животных местному шоумену Рикку «Джупу» Парку (Стивен Ён). В это время он замечает странности в поведении коней, виной которым становится таинственное облако, будто зависшее над холмами. Эмеральд и О Джей уверены, что это НЛО. Вместе они решают зафиксировать его на камеры, чтобы стать знаменитыми, заработать на этом деньги и сохранить семейное ранчо.
О Джордане Пиле, а конкретно о его творчестве, мы хорошо поговорили в ранних обзорах. Экс-комик взобрался на вершину голливудского Олимпа по дороге фильмов ужасов с социальным посылом. «Прочь» стала одним из лучших ужастиков года, да еще и заполучила Оскар за «Лучший сценарий». Второй фильм Пила – «Мы» был тепло встречен критиками, но зрители приняли многослойную хоррор-драму куда прохладнее. Мы в своем мнении остались на стороне зрительского большинства, резюмируя, что за социальным посылом Пил забыл о художественной ценности своего фильма. Сегодня мы посмотрели его третий проект, и вот наше мнение по этому поводу.
«Нет» произвел на нас двоякое впечатление. С одной стороны, этот фильм не имеет тех подтекстов и претенциозности, коими прославились предыдущие фильмы Джордана Пила. Также нельзя назвать «Нет» полноценным хоррором, так как пугает этот фильм совсем мало. С другой стороны, как нам показалось, это наиболее цельная и гармоничная работа режиссера, который вместо скрытых смыслов здесь сосредоточился на самой истории. И это возымело успех – картину действительно интересно смотреть, как неплохой, атмосферный фантастический триллер.
Тема НЛО в триллерах и хоррорах в последние годы не то чтобы ушла на второй план – она практически полностью исчезла или мигрировала в трэш. Жанр, так популярный в 50-е – 60-е годы прошлого века ныне остался похоронен. Как и, впрочем, жанр вестернов. В «Нет» Пил скрещивает эти стили, представляя зрителям свою вариацию на тему «Ковбои против пришельцев». И здесь в оригинальном подходе ему не откажешь. Тут и ковбои совсем не классического вида, и пришельцы несколько иные, нежели принято считать. Подобная смесь делает картину по-настоящему интересной, даже при двухчасовом хронометраже (что для триллеров и хорроров считается много). Фильм степенно стартует и к середине нагоняет неплохую атмосферу ужастика, которая, к сожалению, потом сходит на нет, уступив место экшну. Возможно, растяни режиссер эту атмосферу до конца, фильм бы провис во второй половине и лишился доли зрительского интереса. Здесь же смена тональности идет фильму на пользу.
Хорошо получились центральные персонажи фильма. Брат и сестра Эмеральд и О Джей, а также примкнувший к ним торговец из супермаркета по имени Энджел (Брэндон Переа). Последнему отводится второй план, его персонаж не раскрывается, в отличие от Эмеральд и О Джея. Отдельной истории удостоился шоумен Рикк «Джуп» Парк, которая сама по себе тянет на неплохую, жуткую полноценную короткометражку. Стоило ли вплетать подобное в основную сюжетную линию «Нет» – вопрос спорный. Но общее впечатление это явно не портит.
Посему мы имеем неплохой оригинальный сюжет, который способен увлечь зрителя, и набор неплохих незаурядных персонажей. Сюда же отнесем и воскрешение темы НЛО, и крепкую хоррор-атмосферу в первой половине. Также к достоинствам мы бы причислили отсутствие явных социальных посылов, которые сделали хитом «Прочь» и погубили «Мы». В «Нет» они не нужны, так как фильм сам по себе показывает развлекательную историю. Конечно, претендовать на кинонаграды Джордану Пилу вряд ли придется, но это явно не делает фильм хуже.
Но не обошлось и без проблем, главным образом, сценарного характера. История о владельце ранчо и докучающему ему НЛО в наше время не смогла бы не привлечь к себе внимание общественности. Да, в картине это проговаривается, и герои действуют на опережение, но мы очень сомневаемся, что американские ПВО не смогли бы засечь ничего подозрительного в той местности. Причем не за день-два, а куда более долгий срок. Также вызывают вопросы некоторые условности, которые устанавливают внутренние правила происходящего в фильме. Во избежание спойлеров подробно проговаривать мы их не будем, но подобные сценарные дыры будут портить впечатление особо придирчивых зрителей.
Сюда же можно отнести жанровую расплывчатость фильма. Да, мы отметили это как плюс, но для людей, идущих посмотреть фильм ужасов и не получивших желаемого, это будет явным и главным минусом. «Нет», за исключением пары крепких жутких сцен, нечем напугать своего зрителя. Финал фильма и вовсе вышел драйвовым в лучших традициях реалистичных экшнов. Того ощущения недопонимания, кромешного обмана, паранойи, что можно было ощутить в «Прочь» и «Мы» здесь практически не ощущается.
Эпикриз: третий фильм Джордана Пила оказался наиболее стандартным и в то же время наиболее оригинальным. Смешение жанров и оригинальная история, а также нежелание снова вдаваться в социальные проблемы делают кино неплохим развлекательным остросюжетным фильмом. Любителям хорроров будет скучно, но поклонники фантастических триллеров найдут на что посмотреть. Минусы не перевешивают достоинства картины, хотя существенные прорехи в сценарии портят впечатление.
В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Нет» (2022), реж. – Джордан Пил.
Первая корова
(12+)
Реж. – Келли Райхардт
В ролях – корова Эви, Джон Магаро, Орион Ли, Юэн Бремнер, Тоби Джонс, Гэри Фармер, Алиа Шокат, Дилан Смит, Райан Файндлей
Производство – США
Драматический артхаусный вестерн, снятый фестивальным режиссером Келли Рейнхард («Старая радость», «Венди и Люси», «Несколько женщин», «Ночные движения» и др.). В основу фильма лег роман Джонатана Рэймонда «Половина жизни». Лента вышла в мировой прокат еще в 2019 году, но до наших кинотеатров добралась только сейчас.
Действие картины происходит в 1820 году в Северной Америке. Куки Фиговиц (Джон Магаро) – повар, который отправился в новый свет в поисках лучшей жизни, в небольшом поселении знакомится с китайцем по имени Лу (Орион Ли). Тот находится в бегах, преследуемый за убийство. Два энтузиаста решают открыть бизнес, торгуя выпечкой. Они тайком по ночам доят корову местного латифундиста, а днем продают небольшие пирожные, которые пользуются безумным спросом.
«Первая корова» хоть и является вестерном, но совершенно неклассическим. Зато куда более реалистичным, рассказывающим реальную историю о простых бедолагах, которых судьба свела вместе. Куки и Лу просто ищут лучшей доли в серой безрадостной жизни и не хотят упускать ту возможность, что подбросила судьба. Корова же хоть и является ключевым для сюжета персонажем, но в самом фильме фигурирует нечасто.
Здесь вы не найдете перестрелок брутальных ковбоев, безумных скачек на лошадях или нападений кровожадных индейцев. Келли Рейнхард показывает Дикий Запад таким, каким он был в общей своей массе, а не таким, какое впечатление о нем сформировалось после просмотра голливудских вестернов пятидесятилетней давности. В полукриминальную историю с продажей пирожных двумя авантюристами верится куда проще.
Помимо повседневной жизни покорителей Америки, «Первая корова» показывает зрителю самое главное – цену человеческой жизни в то время и в том месте. Если блага цивилизованного мира уже успели проникнуть в девственные леса и прерии, то гуманизм явно где-то задержался. Жажда наживы тогда регулярно затмевала инстинкт самосохранения.
Стартует лента, как ни странно, флэшфорвардом в нашем времени, но после нескольких минут перебрасывает зрителя в 20-е годы XIX века. И ее начало – слишком неторопливое, если не сказать сонное, может спугнуть даже опытного зрителя. Келли Рейнхард показывает эту историю ну очень уж в приземленном темпе, на грани медитативного кино. И всё же, плавно, медленно, но неумолимо картина раскачивается, и уже с середины смотрится как увлекательный приключенческий артхаус.
Главные роли исполнили Джон Магаро и Орион Ли. Актеры не первого эшелона, но уже снимавшиеся в крупных голливудских проектах и как минимум знакомые зрителю. Пара их экранных героев вышла запоминающей в своей нетривиальности. Это явно не те покорители Дикого Запада, образ которых засел в головах многих поколений любителей кино и повестей о бравых ковбоях. Два разных персонажа объединены стремлением к лучшей новой жизни, что подвигает их на не самые безопасные поступки. Из актеров второго плана зритель может узнать Юэна Бремнера и Тоби Джонса.
Выглядит фильм под стать артхаусному кино. Это местами мрачноватая, матовая картинка, наполненная полутонами. Возможно, создатели переборщили с грязью – уж слишком чумазыми и неряшливыми кажутся большинство персонажей картины. Всё же люди любили чистоту, будь то времена Дикого Запада или даже «гниющее» Средневековье (с этим в Голливуде вообще обозначился нездоровый тренд, гласящий «чем грязнее, тем реалистичнее»). Но в целом, к «Дикой корове» не хочется придираться за визуальное оформление – создатели пытались создать наиболее натуралистичную картину того времени, и это у них получилось.
Эпикриз: «Первая корова» подойдет для усидчивых зрителей, которые не чураются киноэкспериментов. Это совсем не классический вестерн, а очередное переосмысление жанра, которое смотрится на голову убедительнее и увлекательнее многих современных аналогов классических вестернов.
Хороших выходных и приятного просмотра!
Сергей Чугунов