Найти тему
Версия

Фотоувеличение Джордана Пила

«Нет» и «Первая корова» – разбираем пару грядущих киноновинок
«Нет» и «Первая корова» – разбираем пару грядущих киноновинок

Сегодня предметами нашего обзора стали два непохожих друг на друга вестерна, которые можно отнести к независимому кино. Первый – новый хоррор оскароносного Джордана Пила с лаконичным названием «Нет». Второй – артхаусный драматичный вестерн «Первая корова».

Сюжет: Новинки кино

Нет

(16+)
Реж. – Джордан Пил
В ролях – Дэниэл Калуя, Кеке Палмер, Стивен Ян, Брэндон Переа, Майкл Уинкотт, Ренн Шмидт, Кит Дэвид, Девон Грайе, Терри Нотари
Производство – США, Япония

Фантастический триллер-хоррор от сценариста и режиссера фильмов «Прочь» и «Мы» Джордана Пила. Мировая премьера фильма состоялась в июле, но на стримингах лента появилась буквально сегодня.

О Джей (Дэниел Калуя) после трагической смерти отца содержит ранчо, где вместе с сестрой Эмеральд (Кеке Палмер) разводит и тренирует породистых лошадей. Их семейный бизнес издавна готовит лошадей для съемок в кино. Но из-за финансовых трудностей О Джей вынужден продавать животных местному шоумену Рикку «Джупу» Парку (Стивен Ён). В это время он замечает странности в поведении коней, виной которым становится таинственное облако, будто зависшее над холмами. Эмеральд и О Джей уверены, что это НЛО. Вместе они решают зафиксировать его на камеры, чтобы стать знаменитыми, заработать на этом деньги и сохранить семейное ранчо.

О Джордане Пиле, а конкретно о его творчестве, мы хорошо поговорили в ранних обзорах. Экс-комик взобрался на вершину голливудского Олимпа по дороге фильмов ужасов с социальным посылом. «Прочь» стала одним из лучших ужастиков года, да еще и заполучила Оскар за «Лучший сценарий». Второй фильм Пила – «Мы» был тепло встречен критиками, но зрители приняли многослойную хоррор-драму куда прохладнее. Мы в своем мнении остались на стороне зрительского большинства, резюмируя, что за социальным посылом Пил забыл о художественной ценности своего фильма. Сегодня мы посмотрели его третий проект, и вот наше мнение по этому поводу.

-2

«Нет» произвел на нас двоякое впечатление. С одной стороны, этот фильм не имеет тех подтекстов и претенциозности, коими прославились предыдущие фильмы Джордана Пила. Также нельзя назвать «Нет» полноценным хоррором, так как пугает этот фильм совсем мало. С другой стороны, как нам показалось, это наиболее цельная и гармоничная работа режиссера, который вместо скрытых смыслов здесь сосредоточился на самой истории. И это возымело успех – картину действительно интересно смотреть, как неплохой, атмосферный фантастический триллер.

-3

Тема НЛО в триллерах и хоррорах в последние годы не то чтобы ушла на второй план – она практически полностью исчезла или мигрировала в трэш. Жанр, так популярный в 50-е – 60-е годы прошлого века ныне остался похоронен. Как и, впрочем, жанр вестернов. В «Нет» Пил скрещивает эти стили, представляя зрителям свою вариацию на тему «Ковбои против пришельцев». И здесь в оригинальном подходе ему не откажешь. Тут и ковбои совсем не классического вида, и пришельцы несколько иные, нежели принято считать. Подобная смесь делает картину по-настоящему интересной, даже при двухчасовом хронометраже (что для триллеров и хорроров считается много). Фильм степенно стартует и к середине нагоняет неплохую атмосферу ужастика, которая, к сожалению, потом сходит на нет, уступив место экшну. Возможно, растяни режиссер эту атмосферу до конца, фильм бы провис во второй половине и лишился доли зрительского интереса. Здесь же смена тональности идет фильму на пользу.

-4

Хорошо получились центральные персонажи фильма. Брат и сестра Эмеральд и О Джей, а также примкнувший к ним торговец из супермаркета по имени Энджел (Брэндон Переа). Последнему отводится второй план, его персонаж не раскрывается, в отличие от Эмеральд и О Джея. Отдельной истории удостоился шоумен Рикк «Джуп» Парк, которая сама по себе тянет на неплохую, жуткую полноценную короткометражку. Стоило ли вплетать подобное в основную сюжетную линию «Нет» – вопрос спорный. Но общее впечатление это явно не портит.

Посему мы имеем неплохой оригинальный сюжет, который способен увлечь зрителя, и набор неплохих незаурядных персонажей. Сюда же отнесем и воскрешение темы НЛО, и крепкую хоррор-атмосферу в первой половине. Также к достоинствам мы бы причислили отсутствие явных социальных посылов, которые сделали хитом «Прочь» и погубили «Мы». В «Нет» они не нужны, так как фильм сам по себе показывает развлекательную историю. Конечно, претендовать на кинонаграды Джордану Пилу вряд ли придется, но это явно не делает фильм хуже.

-5

Но не обошлось и без проблем, главным образом, сценарного характера. История о владельце ранчо и докучающему ему НЛО в наше время не смогла бы не привлечь к себе внимание общественности. Да, в картине это проговаривается, и герои действуют на опережение, но мы очень сомневаемся, что американские ПВО не смогли бы засечь ничего подозрительного в той местности. Причем не за день-два, а куда более долгий срок. Также вызывают вопросы некоторые условности, которые устанавливают внутренние правила происходящего в фильме. Во избежание спойлеров подробно проговаривать мы их не будем, но подобные сценарные дыры будут портить впечатление особо придирчивых зрителей.

-6

Сюда же можно отнести жанровую расплывчатость фильма. Да, мы отметили это как плюс, но для людей, идущих посмотреть фильм ужасов и не получивших желаемого, это будет явным и главным минусом. «Нет», за исключением пары крепких жутких сцен, нечем напугать своего зрителя. Финал фильма и вовсе вышел драйвовым в лучших традициях реалистичных экшнов. Того ощущения недопонимания, кромешного обмана, паранойи, что можно было ощутить в «Прочь» и «Мы» здесь практически не ощущается.

-7

Эпикриз: третий фильм Джордана Пила оказался наиболее стандартным и в то же время наиболее оригинальным. Смешение жанров и оригинальная история, а также нежелание снова вдаваться в социальные проблемы делают кино неплохим развлекательным остросюжетным фильмом. Любителям хорроров будет скучно, но поклонники фантастических триллеров найдут на что посмотреть. Минусы не перевешивают достоинства картины, хотя существенные прорехи в сценарии портят впечатление.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Нет» (2022), реж. – Джордан Пил.

Первая корова

(12+)
Реж. – Келли Райхардт
В ролях – корова Эви, Джон Магаро, Орион Ли, Юэн Бремнер, Тоби Джонс, Гэри Фармер, Алиа Шокат, Дилан Смит, Райан Файндлей
Производство – США

Драматический артхаусный вестерн, снятый фестивальным режиссером Келли Рейнхард («Старая радость», «Венди и Люси», «Несколько женщин», «Ночные движения» и др.). В основу фильма лег роман Джонатана Рэймонда «Половина жизни». Лента вышла в мировой прокат еще в 2019 году, но до наших кинотеатров добралась только сейчас.

Действие картины происходит в 1820 году в Северной Америке. Куки Фиговиц (Джон Магаро) – повар, который отправился в новый свет в поисках лучшей жизни, в небольшом поселении знакомится с китайцем по имени Лу (Орион Ли). Тот находится в бегах, преследуемый за убийство. Два энтузиаста решают открыть бизнес, торгуя выпечкой. Они тайком по ночам доят корову местного латифундиста, а днем продают небольшие пирожные, которые пользуются безумным спросом.

«Первая корова» хоть и является вестерном, но совершенно неклассическим. Зато куда более реалистичным, рассказывающим реальную историю о простых бедолагах, которых судьба свела вместе. Куки и Лу просто ищут лучшей доли в серой безрадостной жизни и не хотят упускать ту возможность, что подбросила судьба. Корова же хоть и является ключевым для сюжета персонажем, но в самом фильме фигурирует нечасто.

Здесь вы не найдете перестрелок брутальных ковбоев, безумных скачек на лошадях или нападений кровожадных индейцев. Келли Рейнхард показывает Дикий Запад таким, каким он был в общей своей массе, а не таким, какое впечатление о нем сформировалось после просмотра голливудских вестернов пятидесятилетней давности. В полукриминальную историю с продажей пирожных двумя авантюристами верится куда проще.

Помимо повседневной жизни покорителей Америки, «Первая корова» показывает зрителю самое главное – цену человеческой жизни в то время и в том месте. Если блага цивилизованного мира уже успели проникнуть в девственные леса и прерии, то гуманизм явно где-то задержался. Жажда наживы тогда регулярно затмевала инстинкт самосохранения.

Стартует лента, как ни странно, флэшфорвардом в нашем времени, но после нескольких минут перебрасывает зрителя в 20-е годы XIX века. И ее начало – слишком неторопливое, если не сказать сонное, может спугнуть даже опытного зрителя. Келли Рейнхард показывает эту историю ну очень уж в приземленном темпе, на грани медитативного кино. И всё же, плавно, медленно, но неумолимо картина раскачивается, и уже с середины смотрится как увлекательный приключенческий артхаус.

Главные роли исполнили Джон Магаро и Орион Ли. Актеры не первого эшелона, но уже снимавшиеся в крупных голливудских проектах и как минимум знакомые зрителю. Пара их экранных героев вышла запоминающей в своей нетривиальности. Это явно не те покорители Дикого Запада, образ которых засел в головах многих поколений любителей кино и повестей о бравых ковбоях. Два разных персонажа объединены стремлением к лучшей новой жизни, что подвигает их на не самые безопасные поступки. Из актеров второго плана зритель может узнать Юэна Бремнера и Тоби Джонса.

Выглядит фильм под стать артхаусному кино. Это местами мрачноватая, матовая картинка, наполненная полутонами. Возможно, создатели переборщили с грязью – уж слишком чумазыми и неряшливыми кажутся большинство персонажей картины. Всё же люди любили чистоту, будь то времена Дикого Запада или даже «гниющее» Средневековье (с этим в Голливуде вообще обозначился нездоровый тренд, гласящий «чем грязнее, тем реалистичнее»). Но в целом, к «Дикой корове» не хочется придираться за визуальное оформление – создатели пытались создать наиболее натуралистичную картину того времени, и это у них получилось.

Эпикриз: «Первая корова» подойдет для усидчивых зрителей, которые не чураются киноэкспериментов. Это совсем не классический вестерн, а очередное переосмысление жанра, которое смотрится на голову убедительнее и увлекательнее многих современных аналогов классических вестернов.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Сергей Чугунов