Найти тему
Александр Цыпкин

О фильмах ужасов. Тьма опускается и кинокритик @oembox продолжает свой дозор. #100вопросовокиноЕгоруМосквитину .

О фильмах ужасов. Тьма опускается и кинокритик @oembox продолжает свой дозор. #100вопросовокиноЕгоруМосквитину .

Итак, как ужастики превратились из низкого жанра в высокий, часть 2.

На заре кино хоррорам и триллерам благоволит и тот факт, что режиссёры ищут пределы дозволенного, стремятся эпатировать публику и понять, как управлять ею.

«Андалузский пёс» (1929) Бунюэля, в котором демонстрируется специфический разрез глаз, - это не что иное, как боди-хоррор. «Кабинет доктора Калигари» (1920) - триллер о маньяке-садисте, который (совсем как режиссёр Роберт Вине) ставит эксперименты на людях. О Хичкоке с его теорией «контролирующей режиссуры» и вовсе молчим.

Но дальше с жанром происходит страшное. Он одним из первых поддаётся соблазну стать франшизным: фильмы о Дракуле и Франкенштейне выходят чуть ли не ежегодно, начиная с 30-х.

А ещё жанр чересчур увлекается подростковой аудиторией. Специалист по психологии в сценарном деле Уильям Индик пишет, что в каждом из нас с детства живет страх, что родитель того же пола, что и мы, покалечит нас, чтобы избавиться от будущего конкурента. Мальчики боятся кастрации. Девочек в кино вообще чаще всего атакуют в спальне или в душе.

А увлечение кино маньяками и преступниками, начатое почти одновременно американским «Психо» и французским «На последнем дыхании», постепенно превращает триллеры в ширпотреб.

В результате жанр маргинализируется. Единственный триллер с главным «Оскаром» - это до сих пор "Молчание ягнят". Ни «Изгоняющий дьявола», ни «Ребёнок Розмари», ни «Сияние» и рядом не стояли.

Но в последние годы ситуация меняется - и жанр становится очень даже фестивальным и почетным.

Выясняется, что с его помощью можно превращать в оголенный нерв темы, которые страшно и больно обсуждать напрямую.

Взявший «Оскар» за лучший сценарий ужастик «Прочь» (2017) - протест против расизма.

Победившие в один год (2021) в Каннах и Венеции фильмы «Титан» и «Событие» - боди-хорроры про женский страх потерять суверенитет над своим телом.

«Маяк» (2019) с Робертом Паттинсоном и Уиллемом Дефо - страшная история, достойная перьев Эдгара Аллана По и Говарда Лавкрафта.

Сериал «Дом с прислугой» - беспощадное исследование родительского страха потерять ребёнка.

А жуткий фильм «Убийство Священного оленя» (2017) с Николь Кидман и Колином Фарреллом - адаптация античной трагедии, которая напоминает нам, что значит «благоговейный ужас».

Ужас - один из основных механизмов исследования человеком мира, просто мы это подзабыли. Но жизнь - она если что напомнит.

А завтра, в традиционной пятничной рубрике «чего бы посмотреть», мы попробуем вытащить вас в кино - и познакомиться лично.

Будем смотреть умные и изощрённые фестивальные ужастики - так что прихватите валерьянку!