Найти тему
Исторические напёрстки

Как скоро русская «Армата» схлестнётся с равным по силе соперником?

Уж не знаю, насколько информация правдива, но такое впечатление… Польша решила разориться, но вооружиться до запредельных показателей. Ваш покорный слуга оторопел, когда пресс-секретарь Польского агентства вооружений Кшиштоф Платек совершенно спокойно подтвердил сообщения южно-корейских источников:

«Для нужд Войска Польского будет закуплено: тысяча танков «четвёртого поколения» K2PL, 672 самоходных гаубиц K9 AHS «Krab», 1400 БМП «Borsuk» и 48 современных истребителей FA50».

Если отмотать события на конец июля (когда о сделке с Южной Кореей только заговорили), то данное сообщение обрело фактическое наполнение: Речь Посполитая всерьёз нацелена в 2025-м году предстать самой мощной страной Европы в военном плане (мы не в счёт, азиаты-с).

А бреши в арсеналах, которые появились в результате аттракциона невиданной щедрости после передачи Украине танков Т-72, бронемашин PТ-91 «Twardy» и самоходных гаубиц «Krab» и авиации советских времён, — будут закрыты за три неполных года. Аккурат под анонсированную новую численность Войска Польского в полмиллиона солдат.

Не верится…

Прежде, чем займусь любимым делом ползания по танковой броне и внутренностям южнокорейской модификаций К2 для Польши, постараюсь разобраться, откуда у нищающей Варшавы нашлись такие деньжищи, она ведь ещё 116 подержанных и 250 новых американских «Абрамсов» до 2024-го страстно возжелала, сделку заключили вроде как. На модернизированные самолёты F-16 роток разевают, 500 штук РСЗО HIMARS заказали! Остальное вообще «мелочью» можно назвать, сотни самоходок, вертолётов, БМП и буксируемых орудий.

Если посмотреть на структуру военных расходов, становится понятно: националисты Качиньского задумали сделать страну нищим, но до зубов вооружённым должником. С надеждой, что англосаксы организуют схемы дополнительного финансирования, всяческие облигации, кредиты и варианты лизинга. Но основное бремя военных расходов ляжет на плечи польского налогоплательщика, страна будет тратить на оружие рекордные 3,5% ВВП, самый высокий показатель среди стран НАТО.

Мало того, экстренные закупки американского и южнокорейского оружия создают социальную проблему: придётся переориентировать многие польские предприятия ВПК, сегодня неплохо зарабатывающие на ремонте и модернизациях польских танков РТ-91 и немецких «Леопардов». И главный вопрос: способна ли Польша содержать такую огромную армию, которая несколько ниже по численности, каковой была во времена Варшавского Договора. Народ и оппозиция в ужасе, на фоне украинских событий 13% бюджета страны ушли на военные расходы.

Речь о 13 миллиардах евро, а сверху упали контракты с ВПК Америки, это ещё почти 16 миллиардов. Про 120 млрд до 2035-го вообще не хочется экономистам рассуждать, они убеждены — их не найти. Как не сыскать дополнительных солдат для растущего Войска Польского по нужным специальностям для новых подразделений, мужики разъезжаются и бегут из страны. А дорогостоящие программы подготовки расчётов тех же систем HOMAR и HIMARS — высочайшая квалификация и годы учёбы.

РСЗО HOMAR-300, новая разработка США (иллюстрация из открытых источников)
РСЗО HOMAR-300, новая разработка США (иллюстрация из открытых источников)

Проблема Войска Польского сегодня — кадровый голод. В строю около 115 тысяч солдат, не выше 40 тысяч в парамилитарных организациях территориальной обороны. Где набрать 400 тысяч к 2035-му? Если с теробороной проблем нет, её увеличат до сотни тысяч уже через три года, то сами вооружённые силы даже удвоить видится огромной проблемой. Семь лет правительство Дональда Туска целенаправленно строило армию, снабдив военнослужащих льготами, достойной зарплатой… всё всуе.

Показатели численности увеличились на 12%, против 40% плана. Даже территориальную оборону до требуемых 50-ти тысяч не смогли довести, несмотря на три миллиона мужчин в возрасте от 35 до 45 лет. Но даже если поставить в строй всех имеющихся 18-летних рекрутов, они заполнят в Войске Польском лишь две трети вакансий для будущей «Большой Армии». Польша вымирает и разбегается, о чём прямо сказал начальник Генерального штаба генерал Раймунд Анджейчак:

«В обозримой перспективе мы не сможем получить даже 300 тысяч посредственных военнослужащих, с плохой подготовкой и технологической отсталостью».

Терминология.

Пусть сначала яростные ясновельможные Качиньский и Моравецкий демографию подтянут, да нормальную систему подготовки собственных лихих рубак наладят. А то натовские генералы морщатся всякий раз после учений, считая поляков самыми отсталыми в военно-технических навыках.

Итак, фиксируем: Польша намерена получить 180 боевых машин К2 «Black Panther» корейского производства до 2025-го годах. После 2026-го года танки будут модернизированы до версии «четвёртого поколения +» K2 PL («польские»), специально адаптированные под требования европейского театра военных действий и запросы Варшавы. Таких хотят построить 820 единиц. Большую часть будут собирать в Польше, остальные — в Южной Корее, таковы наполеоновские планы Речи Посполитой.

К2 (иллюстрация из открытых источников)
К2 (иллюстрация из открытых источников)

Мало того, Сеул и Варшава договорились о совместном создании танка «пятого поколения» под условной литерой «K3 PL». Что будет за вундервафля, мало кто себе представляет, делать её на базе «K2PL» (как пафосно заявлено) невозможно, предел модернизации платформы почти исчерпан. Даже ведущие конструкторские бюро мира слабо представляют себе, какие именно требования нужно предъявлять «танкам будущего», но южные корейцы точно знают, как оказалось.

Впервые о «польской модернизации» южно-корейской «Чёрной пантеры» К2 экспертное сообщество узнало в 2020-м году, оценило элегантность серийного облика и признало новый продукт очень хорошим, соответствующим всем общемировым требованиям. Заговорили о прямом конкуренте русской «Армате» немедленно, тоже Основном Боевом Танке (ОТБ) «четвёртого поколения». Но для начала разберёмся с этими «номерами», о чём вообще речь идёт.

Деление весьма условное, не жёсткая классификация боевых машин, а маркетинговый сленг, чтобы на рынках оружия третьих (но очень богатых) стран козырять красивыми словами, впечатлять эмиров, наследных принцев и султанов. Само собой, изделие «третьего поколения» не может быть дешевле «четвёртого», а чтобы привыкание было плавным, необходимо впарить промежуточные модификации, снабдив их бесконечными «плюсиками», как это принято в боевой авиации.

Хочешь русским мазу на рынке перебить, тисни в американском военном журнале огромную статью, что новейший Су-57 — не «пятого поколения» аппарат, а «4++++». Так же и с китайцами поступают.

С танками тоже бедлам творится, границы поколений размыты, но грубо можно нарисовать четыре. Первое — послевоенные машины, которые гармонично сочетают огневые и защитные характеристики тяжёлых танков и манёвренные показатели средних. Добивались этого, колдуя с наклонами брони, более изобретательной компоновкой модулей, получив классический облик советских Т-54/55 и американских М47/48 Паттон.

Т-55 (иллюстрация из открытых источников)
Т-55 (иллюстрация из открытых источников)

Второе поколение — приобретение боевыми машинами эффективных приборов ночного видения и относительной стабилизации орудия для стрельбы на ходу (так себе получалось), но больше напирали на герметичность машин, защищённость от ядерного и химического оружия. На «двойках» уже применяли комплексы динамической защиты. Лучший из лучших в поколении — советский Т-62 и немецкий «Леопард-1».

Т-62 (иллюстрация из открытых источников)
Т-62 (иллюстрация из открытых источников)

Третье поколение — танки, оборудованные системами управления огнём (СУО) на электронных компонентах. Орудие можно использовать и для запуска противотанковых ракет, помимо привычных снарядов. Пушки становятся только гладкоствольными, что позволяет применять оперённые снаряды с высокой пробивной силой и увеличенной скоростью полёта.

Появилось поколение «3+» (оснащение тепловизорами),»3++» (системы распознавания/захвата целей и электронные вычислители). Эти танки сегодня и являются рабочими лошадками современных армий: Т-72/90, Т-80, М1«Абрамс», «Леопард-2». Кто лучше-хуже… всяк кулик своё болото, как говорится, но наши — несомненно более оптимизированы, дёшевы, просты в эксплуатации и очень надёжны.

Т-90М (иллюстрация из открытых источников)
Т-90М (иллюстрация из открытых источников)

Если над «третьим поколением» по сей день кипят споры вокруг бесконечных модификаций и «плюсиков», то с «четвёртым» всё ясно, эксперты единодушны были ещё в конце 80-х годов: туда будут зачислены более лёгкие манёвренные машины, а не перетяжелённые прожорливые мастодонты с ограниченным ресурсом двигателей и рассыпающимися от тяжеленной брони трансмиссиями.

«Четвёрки» должны быть не столь зависимы от тыловых ремонтных баз и сложной логистики, с большим запасом хода и манёвренностью лёгких танков. А защищать экипажи должны не сантиметры брони или динамическая защита — активная противоракетная оборона, комплексы активной защиты (КАЗ). Микро-ракетки, сбивающие угрозы на подлёте, предварительно обнаружив их бортовым радаром.

Принцип работы израильского КАЗ Трофи (иллюстрация из открытых источников)
Принцип работы израильского КАЗ Трофи (иллюстрация из открытых источников)

Поскольку противотанковые средства опережают системы защиты боевых машин, вскоре разработки упёрлись в тупик: появилось немало боеприпасов, с которыми активная защита справляется отвратительно, пренебрегать бронёй чревато. Тогда появилась концептуальная идея, пересмотреть компоновку боевых машин так, чтобы максимально обезопасить экипаж. Вообще убрать его из башни и приборов наблюдения, научить работать с дисплеями, где отображается вся обстановка вокруг боевой машины и даже подразделения.

Первыми попробовали создать отдельную защитную капсулу для экипажа американцы, сгруппировав его в отдельном отсеке под солидной защитой на экспериментальной машине. Но в железе впервые идею воплотили мы, создав танк Т-14 «Армата» с «необитаемой башней». Смеялись над компоновкой все кому не лень, но именно наши конструкторы выполнили условия «четвёртого поколения»: уменьшили габариты башни, нарастили броню без перетяжеления, сделали машину манёвренной и меткой за счёт ТИУС (танковая информационно-управляющая система), максимально разгрузив экипаж благодаря автоматизации боевой работы.

То есть, автоматика следит за обстановкой, обрабатывает данные, управляет ведением огня, распознавая и захватывая цели. С помощью датчиков передаёт экипажу информацию о техническом состоянии машины, сигнализирует о повреждениях или поломках, ведёт учёт расхода боекомплектов и топлива. ТИУС способен с помощью внешних датчиков учитывать при стрельбе метеоусловия, задействовать комплекс активной защиты, вплоть до постановки дымовых завес и скрытия тепловой сигнатуры двигателя, если танк нащупывает лазер ПТУР-ов или нацеленные на разогретые очаги брони припасы.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Корейский прорыв.

Удивительно, но именно южнокорейцы, не имея собственной танковой промышленности, культуры использования данного рода войск, живя исключительно на американских поставках … в конце 90-х неожиданно решили построить собственную уникальную машину с претензией на мировое лидерство, ни больше ни меньше. Готовились обстоятельно, что присуще корейской нации. С начала 80-х создали несколько исследовательских центров, где изучали танки разных стран, а попутно написали теоретическую базу и доктрину «машины будущего».

К2 «Чёрная пантера» рождалась в муках, восемь лет шли непрерывные испытания, пока в 2011-м военные с удовлетворением кивнули и поставили танк в серию, хотя политики возражали. Исходя из целесообразности, зачем Южной Корее супер-машина, когда Пхеньян имеет откровенное старьё на вооружении, советские Т-55 и китайские его копии Тип-59. Имевшийся на вооружении южно-корейский вариант американского «Абрамса», танк K1, по сравнению с северокорейским парком, был техническим совершенством.

К1 (иллюстрация из открытых источников)
К1 (иллюстрация из открытых источников)

Но победило Министерство обороны, получив (по западным экспертным оценкам) лучший образец танка «четвёртого поколения», превосходящий все аналоги НАТО, России и Китая. У русской школы танкостроения взяли пассивную и динамическую защиту: броню К2 получил стальную с композитными материалами, дополнительно машину защищают блоки взрывчатки направленного действия, встречающие вражеский боеприпас встречным взрывом. Активная защита «VIRSS soft-kill» была представлена противоракетами со временем сработки в 0,2 секунды, модулями постановки дымовых завес в случае наведения на танк лазера/радара.

Постановка многоспектральной дымовой завесы К2 (из открытых источников)
Постановка многоспектральной дымовой завесы К2 (из открытых источников)

За обстановкой вокруг К2 наблюдает собственная радиолокационная станция миллиметрового диапазона, основное оружие — аналог немецкой пушки 120 мм, стоящей на последних моделях «Абрамс» и «Леопард-2». Её опасность в особом типе программируемых боеприпасов корейской разработки, типа снаряда-ракеты KSTAM.

Припас отстреливается по-миномётному по высокой баллистической траектории, набирает высоту и после выпускает парашют, планируя на хорошо укрытую цель с помощью инфракрасных датчиков и радара. Снаряд! На скорости 2000 м/с… Против него бессильны системы активной защиты российских или израильских разработок, поскольку KSTAM падает через «слепую зону» радаров.

Дальше. Из чужих разработок корейцы взяли французскую систему ленточного конвейера заряжания танка «Леклерк», конвейер отделили от боевого отсека, снабдили последний «вышибными панелями» по примеру «Абрамса», тем самым спасая экипаж от детонации БК. Система управления огнём натовская, работает на дистанциях до 10 километров, К2 способен атаковать даже низколетящие цели в автоматическом режиме, по данным высокоточных датчиков баллистического вычислителя.

Опасность представляют не единичные машины, а танковые взводы, которые являются единым организмом благодаря «Боевой информационно-управляющей Системе» (БИУС), способной распределить множественные цели между машинами, концентрировать огонь на самых опасных, «подсказывать» тип боеприпаса. Даже как изменить при движении клиренс ходовой, лучше «присесть», либо тихонько отползать «уткой», переваливаться с боку на бок, не прекращая вести бой.

И-и-ии ... поклон! (иллюстрация из открытых источников)
И-и-ии ... поклон! (иллюстрация из открытых источников)

Польский вариант.

Проект «K2 PL» является следующим шагом глубокой модернизации «Чёрной Пантеры», при сохранении штатных корпуса и башни, силовой установки и некоторых прочих модулей, польский вариант получит серьёзно переработанный комплекс защиты и вооружений, ходовую часть усилят двумя катками, чтобы компенсировать увеличенную боевую массу, которая возрастает за счёт дополнительных накладных элементов комбинированной и динамической защиты в лобовой проекции.

Польские военные потребовали модернизировать системы управления огнём, сделав особый упор на поражение маловысотных воздушных целей, добавить боевой модуль с крупнокалиберным пулемётом и ещё одну батарею дымовых гранатомётов. Насколько вырастет масса танка, сверх штатных 55-ти тонн, пока неясно, но корейцы божатся, что ходовые характеристики останутся прежними, 1500-сильный двигатель справится.

Без всякого принижения русской школы танкостроения, можно утверждать: вблизи наших границ, у наиболее агрессивного соседа и члена НАТО, появляется на вооружении один из лучших основных танков мира с оптимальным соотношением всех основных характеристик, специально адаптированный под восточноевропейский театр боевых действий. С более совершенной, нежели у корейской К2 «Чёрной Пантеры» защитой, вооружением, системой управления огнём. Отличный танк стал лучше.

Многие эксперты, даже российские, пытались найти серьёзные уязвимости танка K2, его «польской» модернизации, но ничего, кроме запредельной стоимости свыше 10 миллионов долларов не нашли. Если два года назад военное ведомство Речи Посполитой крепко сомневалось в целесообразности подобных трат, то сегодня выглядит уверенным и спокойным. Знает, что США и НАТО обязательно найдут деньги для небогатой, но очень желающей повоевать с русскими Польшей.

А нам нужно готовиться к отпору, К2 в «польском» исполнении — это новое слово в танкостроении. Корейцы откровенно удивили, решив вроде бы непосильную задачу, когда с конвейера сходит сверх-защищённый по натовским стандартам танк с боевой массой и манёвренностью русского, снабжённый лучшими радиоэлектронными «приблудами» для эффективного ведения огня, маскировки, живучести.

К2 Польский на переднем плане, классика К2 — на заднем (Иллюстрация из открытых источников)
К2 Польский на переднем плане, классика К2 — на заднем (Иллюстрация из открытых источников)

Т-14 «Армата» — более чем серьёзный конкурент «Чёрной пантере», только вот будущее танка туманно, что-то в широкую серию не ставят. То ли новенькое что приготовили, то ли напильником боевые возможности подправляют. Либо некоторые «импортозаместители» снова провал организовали, не потянули серийное производство современных узлов и систем: X-образный двигатель, новую пушку, уникальные оптико-электронные и радиолокационные приборы, систему активной защиты, средства связи поля боя и прочая-прочая-прочая.

Польшу сознательно делают танковым кулаком НАТО, ясновельможные совсем не возражают. А заказанная тысяча корейских боевых машин не станет собственностью Войска Польского, которое не найдёт нужного количества высококлассных специалистов-операторов и ремонтников/эксплуатационников в своей стране. На танках нового поколения будет ездить вся Европа. Начиная со следующего года, баланс сил начнёт меняться, к концу десятилетия Россия может оказаться даже в роли догоняющего. Вызов брошен серьёзный…

Редко готов хвалить чужое оружие, но модификация «Чёрной Пантеры» опередила время, обладает неоспоримым преимуществом перед «Арматами» в главной компоненте (поскольку танки с танками не воюют) — там установлена эффективная «Боевая информационно-управляющая Система» (БИУС), которая на польских машинах будет сопряжена с натовскими системами, кратно повысит эффективность отдельных подразделений, даст другую вовлечённость в бой прочих родов войск.

Посмотрим, как говорится. Но ВПК России такой вызов очень полезен, поскольку «кореец» задал новое направление в танкостроении. А серийное массовое производство танков «четвёртого поколения» нашими врагами, наконец-то, должно прекратить вечные модернизации советских 40-летних разработок. Есть Т-14 «Армата», превосходящая «Чёрные Пантеры» по некоторым показателям, — запускайте в серию, устраняйте недочёты, не перегружайте промышленность топтанием вкруг Т-72, Т-80 и Т-90.

Т-14 Армата (иллюстрация из открытых источников)
Т-14 Армата (иллюстрация из открытых источников)

Будущее за новыми, альтернативными платформами с бесконечным запасом модернизации. Они у нас есть, прошли испытания полигонами и даже полем боя. И внимательно присматриваться нужно к южно-корейцам, удивили… так удивили. Кстати, начали с поляками строить танк «пятого поколения» на базе «Чёрной пантеры» уже.

Информации мало, но речь идёт о 40-тонной машине с необитаемой башней в двух модификациях: экипажной на 2 человека и без-экипажной — дистанционно-пилотируемой (роботизированной). Броня заявлена «модульная композитная из керамико-арамидного наполнителя в стальной оболочке». Будет корейская фирменная система активной защиты, новый танк станет более незаметным для тепловых датчиков, корпус получит радиопоглощающее покрытие и отсек для четырёх десантников. Что ж, и нам пора за работу, знатное варево подходит…

-14
Исторические напёрстки

#польша #южнаякорея #варшава #т-14армата #чернаяпантера #танки #польскаяармия #вооружение #мироваяполитика #нато