Найти тему
ИНОСМИ

Мир в шоке: с Лиз Трасс глобальная напряженность резко возрастет

  © AP Photo / Rui Vieira
© AP Photo / Rui Vieira

Перспектива назначения Лиз Трасс премьер-министром Британии пугает большинство стран мира, пишет Politico. Даже Западная Европа и США не в восторге от ее кандидатуры. А в России ее считают "кровожадной и чрезвычайно деструктивной особой".

Правительства по всему миру постепенно осознают новую пугающую реальность: Лиз Трасс вот-вот станет новым премьер-министром Великобритании.

Аккредитованные в Лондоне дипломаты изо всех сил стараются сообщить в свои столицы разведданные о первом претенденте на место лидера консервативной партии, поскольку каждый опрос дает новые доказательства того, что если не произойдет какой-нибудь катастрофы в последнюю минуту, то Лиз Трасс достигнет своей цели и устроится на Даунинг-стрит, 10.

По правде говоря, немногим иностранным державам нравится то, что они видят.

Более дюжины бесед с высокопоставленными дипломатами и инсайдерами из центров силы по всему миру показывают, что Лиз Трасс — это не совсем популярный выбор. Ее встретят с глубоким скептицизмом в большей части Западной Европы и в Белом доме Байдена. Есть вопросы и касательно отношений Британии под ее возможным руководством с новым правительством Австралии. Ее презирают в Москве и Пекине.

С другой стороны, Трасс довольно популярна в некоторых малых странах Восточной Европы и части Индо-Тихоокеанского региона. Так что не все так плохо.

Ее сторонники говорят, что ожидаемое появление Трасс на мировой арене просто неудачно по времени, поскольку потенциальные консервативные союзники в США, Германии и Австралии были изгнаны из высшей политики на национальных выборах за последние два года.

Отношения Трасс со странами ЕС, несомненно, будут омрачены ожесточенными спорами о том, как Британии торговать с ЕС через Ирландское море после Брексита, сохраняя при этом лояльность как североирландских юнионистов, так и республиканцев Ирландии.

Надежды в Брюсселе и других столицах ЕС на то, что как новый в то время министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс окажется дружелюбным собеседником, испарились еще прошлой весной, когда она обнародовала противоречивый закон, позволяющий британским министрам не соблюдать некоторые части Протокола по Северной Ирландии, являющегося ключевым элементом Соглашения о выходе Британии из ЕС. Это привело к обвинениям в том, что Великобритания готовится нарушить международное право.

"У нас сложилось негативное впечатление, основанное не на ее намерениях, а на ее действиях, — сказал работающий в Лондоне дипломат из крупной страны ЕС. — Новый лидер — это всегда новая возможность для перезагрузки, но нам нужно будет посмотреть, предпримет ли она шаги для восстановления доверия, которое ей очень необходимо".

Один брюссельский дипломат дал еще более пренебрежительную оценку Трасс: "Лиз кажется нам очень-очень неподходящей фигурой с точки зрения ЕС. То, что она продемонстрировала с тех пор, как заняла пост министра иностранных дел и взяла на себя переговоры по Брекситу, оказалось сугубо негативным".

В Дублине практически ни один политик не может сказать ни одного хорошего слова о Трасс, учитывая ее открыто отрицательную роль в Ирландском протоколе. "Мы сильно настрадались шестью годами британских премьеров-консерваторов, — сказал Нил Ричмонд, представитель по европейским делам Fine Gael, самой проевропейской из трех партий в коалиционном правительстве Ирландии. — Я слабо верю в то, что следующий премьер в лице Трасс будет лучше".

Известная дублинская газета Irish Times назвала ее "некомпетентным министром иностранных дел, которая сначала выступала против Брексита, а потом приветствовала его".

Два высокопоставленных дипломата из разных стран Южной Европы выразили обеспокоенность по поводу "импульсивности" Трасс в международных делах, предупредив, что это может еще больше усилить международную напряженность.

Секретно: Вашингтон, округ Колумбия

Как сообщило на прошлой неделе издание Politico, поддержка Трасс законопроекта об изменениях в протоколе по Северной Ирландии, безусловно, расстроила администрацию Байдена и членов Конгресса США.

Демократические влиятельные лица, в том числе президент США Джо Байден и спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси, неоднократно говорили о своих опасениях, что политика Брексита разрушит с трудом завоеванный мир в Ирландии. Они хотят, чтобы так называемое "Соглашение Страстной пятницы" (Соглашение Страстной пятницы, оно же Белфастское соглашение, подписано 10 апреля 1998 года — соглашение о политическом урегулировании конфликта в Северной Ирландии, предусматривавшее создание автономных органов власти, а также других мер, касающихся политических и конституционных аспектов североирландского конфликта. — Прим. ИноСМИ.) было бы сохранено любой ценой, а Брюссель и Лондон перестали бы тратить силы на конфликты, которых можно было бы избежать.

В мае Пелоси назвала попытки переписать соглашение по Ирландии "глубоко тревожащими".

На прошлой неделе Трасс ответила на это, заявив аудитории своей предвыборной кампании в Северной Ирландии, что спикер Палаты представителей ее не поколеблет. "Таким политикам, как Нэнси Пелоси, я очень четко выразила свое мнение по этому поводу", — сказала она. Одновременно один из организаторов кампании Трасс утверждал, что у нее "хорошие отношения с американскими коллегами".

Некоторые политики надеются, что переговоры Британии с ЕС на самом деле могут быть проще, если Трасс станет премьер-министром. Просто потому, что она не "хромая утка", как Борис Джонсон и больше похожа на "человека, способного на заключение сделок и надежного партнера", сказал Бернд Ланге, член Европейского парламента от Германии, заседающий в там в контактной группе ЕС-Великобритания.

Но даже если бы Трасс действительно хотела бы перезагрузки в отношениях с ЕС, другие сомневаются, что ее коллеги-консерваторы допустят это. "Большой вопрос заключается в том, насколько она сможет обслуживать интересы сторонников Брексита в партии", — сказал представитель одной крупной североевропейской страны в Лондоне.

Из Австралии с любовью

Официальные лица и эксперты по внешней политике в Брюсселе, Берлине и Париже также сетуют на проявленное Трасс до сих пор нежелание развивать более тесные связи с ключевыми европейскими столицами, в отличие от того, как она это делает с одной из самых удаленных географически от Британии Канберрой.

Сотрудничество Великобритании с Австралией в области безопасности активизировалось после Брексита через альянс "Пять глаз" и оборонное партнерство AUKUS, в то время как Трасс также добивалась одобрения Канберрой вступления Великобритании в торговый клуб 11 тихоокеанских стран, известный как Всеобъемлющее и прогрессивное Транс-Тихоокеанское соглашение (CPTPP). Ее регулярные выступления в австралийских аналитических центрах были отмечены по обе стороны земного шара.

Во время своего пребывания на посту британского министра международной торговли Трасс вызвала споры, пригласив бывшего премьер-министра Австралии Тони Эбботта на ключевую должность в Торговую палату Великобритании. Он, в свою очередь, на прошлой неделе назвал ее "достойной преемницей" Джонсона.

Однако дело здесь в том, что Либеральная партия Эбботта сейчас не у власти, и перед Трасс стоит задача установить такие же близкие отношения с новым премьер-министром от лейбористской партии Энтони Альбанезе.

Альбанезе не высказывал свое мнение о будущем лидере партии тори, но его коллеги по партии более откровенны. В январе бывший премьер-министр Австралии Пол Китинг назвал замечания Трасс об активности Китая в Тихом океане "просто сумасшедшими".

"Империализм старой школы"

Это, безусловно, правда, что Трасс не сдерживается, когда дело доходит до Китая. В ходе своей предвыборной кампании она неоднократно критиковала готовность своего соперника Риши Сунака вести переговоры с Пекином и даже предлагала Великобритании вооружить Тайвань против Китая.

Министр иностранных дел пообещала обновить комплексный обзор безопасности, обороны и внешней политики Великобритании за 2021 год, вновь сосредоточив внимание на Китае и России, а также наладить более прочные экономические и торговые связи со странами Британского Содружества, чтобы противостоять "растущему пагубному влиянию Пекина".

Министерство иностранных дел Китая почти не пытается скрыть свое резко негативное отношением к замечаниям Трасс. "Это полностью разоблачает лицемерное лицо британского империализма старой школы, — заявил официальный представитель министерства Ван Вэньбинь. — Представьте, что Шотландия вступает в сговор с иностранными силами с целью отделения от Великобритании. Сможет ли Великобритания сохранять при этом спокойствие?"

"Похоже, что Великобритания полностью колонизирована США", — сказал изданию Global Times Ван Ивэй, ведущий специалист по международным отношениям в Народного Университета в Пекине.

"Кровожадная" женщина

В отношении России риторика Трасс тоже все время была жесткой, а в начале февраля она донесла свое послание прямо до Москвы, посетив столицу России. Ее "ястребиная" позиция сделала ее объектом язвительных нападок со стороны высокопоставленных членов российского истеблишмента. Мария Захарова, официальный представитель министерства иностранных дел России, назвала ее "кровожадной и чрезвычайно деструктивной особой".

Особую радость для Кремля вызвала географическая ошибка, которую Трасс допустила во время этой поездки в ответ на лукаво поставленный вопрос министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Сведения о ней быстро просочились в российские СМИ.

В конце ее визита Лавров сказал, что их разговор оказался похожим на разговор "между немым и глухим". В апреле Россия запретила Трасс вместе с другими членами правительства Великобритании въезд в страну.

Игорь Пшеничников, эксперт государственного Российского института стратегических исследований в Москве, назвал Трасс "русофобкой", которая "исходит исключительно из того, что Россия должна быть уничтожена".

Лидер военного времени

Но непоколебимая поддержка Украины со стороны Лиз Трасс снискала ей похвалы в Киеве и других странах Восточной Европы и Прибалтики, где озабоченность по поводу российской спецоперации остается первостепенной.

Здесь дипломаты уверены, что она продолжит политику тесного военного сотрудничества с Украиной, которую проводил Джонсон.

"Ее лидирующая роль в противодействии российской спецоперации на Украине — это то, в чем мы с ней являемся единомышленниками, — сказал один балтийский дипломат. — В целом Великобритания проявила себя как лидер в том, что касается поддержки Украины... А Лиз Трасс известна своей активностью в этом отношении".

Оставив за скобками Брексит и украинский военный конфликт, другой дипломат из ЕС посмотрел на Лиз Трасс с другой стороны. Он с восхищением отметил, что ее стремление стать премьер-министром стало очевидным еще год назад, и похвалил ее за "готовность к сотрудничеству со старым добрым британским джином с тоником".

Сети свободы

Внимание Трасс к Индо-Тихоокеанскому региону во время ее пребывания в Министерстве иностранных дел привлекло к ней некоторое число друзей.

Она бросила вызов скептикам, заключив первое соглашение о свободной торговле после Брексита с Японией, которой отдавала приоритет в своих министерских полномочиях.

Действительно, главным внешнеполитическим ходом Трасс было создание того, что она называет "сетью свободы", состоящей из "свободолюбивых наций", строящих новые связи в области безопасности, энергетики и торговли, призванные положить конец стратегической зависимости от Китая и России.

Эта политика Трас получила совсем неоднозначные отзывы. Некоторые известные британские эксперты опасаются, что такие ее подходы "носят слишком поляризующий характер" в том смысле, что сводят всю глобальную геополитику только к борьбе демократии против авторитаризма. Об этом нам заявил, в частности Дэвид Лоуренс, научный сотрудник программы "Великобритания в рамках Всемирной инициативы" в крупном английском "мозговом центре" Chatham House (Chatham House или Королевский институт международных отношений — британский аналитический центр в области международных отношений, тесно связан с британским правительством. Прим. ИноСМИ).

По его словам, такие страны азиатского региона, как Япония и Австралия, являются естественными партнерами Великобритании, однако другие влиятельные государства АТР, как Пакистан, Индия или Малайзия, могут быть не так позитивно настроены по отношению к Лондону в силу сочетания воспоминаний о своем трагическом колониальном прошлом под властью Британии и своих быстро растущих торговых связей с Китаем.

"Многие страны не вписываются полностью ни в одну, ни в другую категорию, — сказал Лоуренс, — и дело здесь обстоит так, что мы как будто вынуждаем их занять чью-то сторону".

Авторы: Кристина Гальярдо, Леони Кижевски (Cristina Gallardo, Leonie Kijewski)

Оригинал статьи

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц