С чего всё начиналось
1 сентября. На линейке мой первый класс (последний выпуск). Маленькие, симпатичные, забавные ребята. Я ещё не знаю их, а они не знают ни меня, ни друг друга. Но ничего. Скоро мы все перезнакомимся и подружимся, ведь вместе нам предстоит провести целых 4 года.
Уже на первом уроке замечаю, кто хочет быть в центре внимания, а кто слишком стеснительный. Вот Максим. У него явно задатки лидера. А вот Егор. Он младше всех, но его хитрый взгляд и мелкие пакости исподтишка так и выдают его хулиганский характер. Есть среди ребят уже готовые ученики. А кому-то ещё предстоит таковыми стать.
1 сентября. Именно с этого дня начинается становление классного коллектива.
Первые правила
Прошло чуть больше месяца. Сегодня первый день, когда я могу на уроке присесть на 1 минуточку, пока ребята выполняют задание. Но только на одну!
Вот Рома опять отвлёкся, устал, надо его подбодрить. А Миша опять написал буквы кое-как и вертится, пытаясь отвлечь других. Подхожу и пытаюсь ему доказать, что работа его неаккуратная, буквы не похожи на образцы в тетради. Настоятельно прошу Мишу потренироваться в написании букв, пока остальные ребята доделывают работу.
У Глеба не всегда всё получается, хотя он очень старается. А когда не получается, Глеб сильно нервничает. Подхожу, успокаиваю. Нахожу красивые буквы в тетради Глеба и вселяю веру в его силы и возможности.
Первые месяцы очень важны для первоклассников. В это время они узнают самые важные правила обучения, которым им придётся следовать в дальнейшем:
- На уроке надо трудиться. Отдыхаем на перемене.
- Если не получается, нестрашно. Терпение и труд всё перетрут.
Заводим друзей
Потихоньку ребята начинают знакомиться друг с другом. Кто-то увлекается компьютерными играми. А кто-то собирает наклейки любимой спортивной команды. У ребят появляются новые друзья.
Но Никита постоянно сидит один. Я знаю, что он профессионально занимается футболом с 5 лет. Подхожу к нему, громко спрашиваю: "Никит, а сложно быть футболистом? А кем лучше быть: вратарём или нападающим?" Начинается общение. К нам подтягиваются другие ребята. Говорю им, что Никита футболист. Занимается в профессиональном футбольном клубе. И вот уже Никита в центре внимания. Ребята задают вопросы, рассказывают о своих спортивных достижениях. Никита счастлив.
Позже договариваюсь с учителем физкультуры, чтобы разрешил Никите провести небольшой мастер-класс по футболу. А в 4-м классе Никита заведует спортивным сектором нашего класса. Причём выбрали его сами ребята.
У каждого ребёнка есть свои таланты. Стремлюсь, чтобы об этих талантах узнало больше народу, и у ребят появилось бы больше друзей.
Илья играет на саксофоне, а Даня проникновенно читает стихи. Ни один концерт не обходится без участия этих мальчиков. А Юра неожиданно открыл в себе талант писателя. И я стараюсь уделить немного времени на уроке чтения, чтобы послушать с ребятами очередной юмористический рассказ Юры из школьной жизни. Никто не может удержаться от смеха!!!
Аким - художник. Но его картины никто не видел! Устраиваем выставку в фойе 2-ого этажа. И ребята начальной школы с интересом рассматривают работы Акима каждую перемену. Даже старшеклассники приходят.
Владислав, оказывается, очень много знает об окружающем мире. Он рассказывает такие интересные истории, прям, заслушаешься.
У Ромы очень низкая самооценка. Он уверен, что никаких талантов у него нет. Да и учёба даётся ему сложно. Он стесняется что-то рассказывать большому количеству народа и предпочитает оставаться в тени. Но однажды 1 апреля Рома пришёл в школу рано. В классе было всего два ученика и я. Я говорю ребятам: "А вы знаете, что сегодня День смеха. В этот день принято всех смешить". И тут Роман вдруг говорит: "А я знаю анекдот. Хотите расскажу?" Ну, конечно, мы хотим. Он так смешно рассказывал анекдот, что мы совершенно искренне смеялись. Стали приходить ребята. А мы им: "Тут Ромка такой анекдот нам рассказал- ухохочешься!" Ребята к нему: "Ром, а нам расскажи". Оказалось, что Рома не один анекдот знает, а много. Рассказывание анекдотов стало его настоящей визитной карточкой. Вот такой талант!
В единстве наша сила!
Сегодня у нас спортивные соревнования. От каждого класса - одна команда.
Мальчишки у меня спортивные, но другая команда ни чуть не слабее. Однако, первые две эстафеты мы проиграли. И кое-кто из моих мальчишек не выдержал. "Это всё из-за тебя мы проигрываем! Ты медленно бегаешь! А ты мяч не умеешь ловить! Не нужны вы нам в команде! Мы сами за вас выступать будем" - послышались гневные выкрики в адрес некоторых членов команды.
Пришлось вмешаться: "Если вы будете ругаться, то у вас получится как в басне "Лебедь, Рак и Щука". Криками и оскорблениями вы ничего не добьётесь. Вы должны поддерживать друг друга, подбадривать, болеть друг за друга. Только так мы сможем победить".
Ребята прислушались. Они решили слабых участников поставить в середину, а сильных - в начало и конец команды. Когда кто-то из слабых ребят бежал эстафету, вся команда громко и дружно скандировала его имя.
Все последующие эстафеты мы выиграли и получили заслуженное первое место.
Но тут пришла ещё одна беда. Скоро конец учебного года, а у Олега низкие оценки по математике и английскому. Разговариваю с Олегом и при всех ребятах прошу его потренироваться дома, быть активней на уроках. А через неделю я вызову его к доске. О том же самом я договорилась и с учительницей английского.
Всю неделю мы наблюдали за Олегом, спрашивали, как идёт подготовка, всё ли ему понятно. На уроках старались почаще спрашивать мальчика. И вот наступила пятница. Олег у доски решает задачу. Я вижу как ребята переживают за мальчика. Подсказка так и хочет сойти с их языка. Но ребята знают, что подсказки только вредят и мешают учёбе. Да и Олег, хоть и медленно, но отвечает практически без ошибок.
И вот результат - твёрдая четвёрка. Олег улыбается. Но его улыбка становится шире, когда мы вместе с ребятами начинаем ему дружно аплодировать.
Молодец, Олег. Сегодня ты настоящий герой! И все ребята это видят и разделяют вместе с тобой твою радость.
Нельзя выносить сор из избы
В очень многих классах расцветает такое явление как ябедничество. "Наталья Владимировна, а Илья толкнул девочку. А вчера Семён подрался на продлёнке с мальчиком, и его ругали". В большинстве случаев дети ябедничают в ожидании похвалы учителя: мол: посмотрите, какой я бдительный ученик.
У нас ябедничество пресекалось на корню очень простым способом. Когда ученик мне сообщает о каком-то проступке своего товарища по классу, я всегда в ответ спрашивала: "А ты видел это? Что ты сделал в этой ситуации?" А ребятам всегда говорила: "Мы все совершаем ошибки. И если вы видите, что кто-то из наших ребят поступает неверно, скажите ему об этом. И только в случае, если человек вас не слышит, расскажите мне. Мы обязательно вместе обсудим эту ситуацию".
Однажды ученик из нашего класса совершил неблаговидный поступок. Я поговорила с ним наедине. Он всё понял и обещал всему классу, что больше так делать не будет. Однако, на следующий день об этом происшествии знали ребята из других классов - кто-то из наших учеников им всё рассказал.
После этого инцидента у меня с ребятами состоялся серьёзный разговор. Я объяснила им, что негативные истории про поступки одного ученика тенью ложатся на всех ребят класса. Ведь мы - один коллектив, одно целое. Если в яблоке нашли червячка, значит, всё яблоко считают гнилым. В этот день мы договорились с ребятами, что не будем выносить сор из избы. И всё, что случается с кем-то из нас, обсуждаем только внутри класса.
Первый взрослый экзамен на прочность
И вот закончился 4-ый класс. Моим ребятам предстояло перейти в среднюю школу. Я очень переживала. А вдруг они не смогут сохранить такой дружный и сплочённый коллектив, где каждый чувствовал себя комфортно?
А вдруг случится какая-нибудь сложная ситуация, и как тогда поведут себя ребята? Справятся ли?
И вот однажды такая ситуация произошла. То, что случилось в 5-м классе с моими ребятами, я не забуду никогда. Но об этом эпизоде из жизни нашего школьного коллектива я расскажу в следующей статье. Не пропустите!