Наиболее древние и яркие упоминания о социально-экономическом конфликте между обществом и людьми, управляющими государством, который по крайней мере нам хорошо известен, - социально-экономический кризис в Древнем Риме II века до н.э., который был вызван именно кризисом политического строя древнеримского общества. Преобразования, которые произошли с римским обществом и экономикой, превратили Рим из города-государства в крупнейшую мировую державу, но в то же время Конституция римлян не претерпела существенных изменений. Покорение многих народов и государств дало Риму много рабов или как указывает Э. Гиббон, что в рабстве содержались целые народы, а граница земель богатых людей уже очерчивалась реками – настолько были велики земельные владения тогдашней буржуазии, как их называли бы в начале XX в.
Расширение крупных землевладельцев способствовало обнищанию мелких и средних землевладельцев, что напрямую влияло на падение уровня жизни. В то же время из-за роста численности рабов падали и их условия жизни и труда (об отношениях к рабам мы рекомендуем ознакомиться с работой М.П. Катона «Земледелие» в которой говорится о повышении рентабельности и рациональной организации труда рабов в целях максимальной эксплуатации рабочей силы), что привело к многочисленным восстаниям среди рабов и плебеев.
Обратимся к опыту Октябрьской революции XX века, которая была также вызвана из-за социально-экономического кризиса. Царская власть, как и любая власть во все века, - думает в первую очередь о себе. Это вызвано тем, о чем еще писал А. Смит: «человек – это животное, которое совершает сделки». Смит не договорил, как известно, животным движут инстинкты, а если человек – животное, то он в первую очередь думает о деньгах т.к. деньги преобразовались в синоним выживания. У животных нет чувства меры. Как видно из истории человечества люди накапливают богатства сверх меры, которое по мере накопления становится самоцелью жизни. Он также говорил, что «везде, где есть большая собственность, есть и большое неравенство». Мы это видели в Древнем Риме, видели в Царской России (др. примеры Вы можете привести сами), где личные интересы чиновников стояли выше общественных. Это вылилось в Гражданскую войну в Риме и в России…
Общественные интересы начинают доминировать над личными тогда, когда человек высокообразован. Такими были, например, В.И. Ленин и И.В. Сталин, люди, которые знали философию, историю и т.д., которые всю жизнь учились и саморазвивались.
Идея социализма базировалась на материальных ценностях, поэтому она была людям понятна, каждый отдельно взятый человек понимал свою выгоду, что через свой труд возможно улучшить условия своей жизни. Стоит отметить, что НЭП не способствовал поднятию уровня доверия к власти. Именно индустриализация, которая провозглашала стремительное развитие экономики, стремительное улучшение уровня жизни рабочих и крестьян, стала популярна и любима т.к. слова руководства СССР оправдали надежды граждан и уровень жизни действительно стал подниматься. Рос и уровень доверия к власти.
Экономика завещала долго жить, уровень жизни продолжает падать и каждый еще назовет множество проблем. Такой процесс не может длиться долго. М.Г. Делягин прогнозирует, что с такой социально-экономической политикой Россию ждут социальные потрясения уже этой весной.
Все новое – хорошо забытое старое. Корень проблем – кадровая политика. Что Древний Рим, что Царская Россия – претерпевали политический кризис из-за того, что старые формы государственного устройства не отвечали новому времени, сами люди не могли и зачастую не хотели расставаться с отжившим прошлым. Нужно вспомнить про Сталинскую кадровую политику хотя бы за тем, чтобы победить коррупцию, которая не позволит развивать государство и улучшать жизнь граждан.
Нужно создавать новые, прорывные идеи, которые решали бы проблемы, но для этого нужны новые кадры. В Древнем Риме погибла демократия, победили олигархи, которые и дальше продолжали обогащаться, и постепенно перестали скрывать свою неприязнь к обычным людям. Рим распался. В СССР, наоборот, впервые в истории человечества вчерашние рабочие и крестьяне получили первоклассное образование, управляли страной, победила демократия – власть народа. Но и СССР распался. Причины нужно искать в обоих случаях в том, что деньги, как еще говорили философы древности, являются причиной упадка ума и нравов. Ведь когда их мало человек думает, как бы их получить, когда их много – думает о том, как их потратить. В первом случае человек ищет способы, думает, во втором – не развивается, а значит костенеют мозги. Поэтому определенный культ бедности, скромности был в древнем мире среди именитых полководцев, философов, правителей, которые могли быть богатыми, купаться в роскоши, но предпочли тяжелый путь, путь постоянного самосовершенствования, интеллектуальной работы, которая и вписала их в мировую историю.
Сколько было богатых людей за последние несколько тысяч лет и сколько из них вошли в историю? Главное – сколько из них были любимы обществом и что-нибудь для него сделали полезное? Как писал Н. Макиавелли: «Величие государств основывается не на частной выгоде, а на общем благосостоянии». Может быть, поэтому Древней Рим и СССР стали мировыми державами потому, что интересы государства и общества ставили выше личных и как только начали превалировать личные интересы над общественными, то они постепенно привели к краху обе державы?